Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История кино >>

Франсуа ТрюффоЗнаменитый французский режиссер Франсуа Трюффо начинал как кинокритик, суровый ниспровергатель «устаревшего», «папенькиного» кино. Таким, по его мнению, был весь кинематограф, за исключением фильмов Альфреда Хичкока и некоторых других режиссеров, любящих эксперименты. Желая на практике показать, как же надо ставить настоящие фильмы, ведущий критик журнала «Кайе дю синема» Франсуа Трюффо вместе с Жаном-Люком Годаром и Клодом Шабролем возглавил яркое течение в мировом искусстве, названное «новой волной». Его основным творческим принципом стало обращение к жизни средних слоев общества, люмпенов, изгоев, эксперименты с формой и монтажом, съемки скрытой и ручной камерой.
В творчестве Франсуа Трюффо отчетливо можно различить 3 главных направления. Первое и, думается, самое важное из них - полуавтобиографический рассказ о своем поколении, стремление (по-своему уникальное в мировой практике) проследить в фильмах разных лет жизнь одного и того же героя - Антуана Дуанеля - от детства («400 ударов») и юности («Любовь в 20 лет») до службы в армии и первых самостоятельных взрослых шагов («Украденные поцелуи»). От первых лет супружества («Семейный очаг») до зрелости и этапа подведения итогов Франсуа Трюффо(«Ускользающая любовь»). Во всех 5-ти фильмах сыграл один и тот же актер Жан-Пьер Лео, для которого Трюффо стал поистине крестным отцом в искусстве.
Второе направление в творчестве Франсуа Трюффо - тема детства. Сюда, кроме «400 ударов», входят драматическая история европейского Маугли «Дикий ребенок» и наполненная блистательными импровизациями картина о школьниках 1970-х «Карманные деньги».
И, наконец, вечная тема любви. Ей посвящены такие известные работы режиссера, как «Жюль и Джим», «Нежная кожа», «Сирена Миссисипи», «Зеленая комната», «Мужчина, который любил женщин», «Соседка». Интонация многих из этих фильмов иронична, насмешлива, полупародийна. И в то же время эти изысканные по форме и музыкально-пластическому решению картины наполнены грустью, философской печалью, ощущением невозвратимости прошлого и горечи потерь. В этом и состоит, на мой взгляд, притягательная магия Франсуа Трюффо - сценариста и режиссера.
Любовь к пародии, стилизации отразилась на режиссерском пути Трюффо, автора монографий о творчестве мастеров западного детектива и триллера, и впрямую: в лихо закрученных фильмах «Стреляйте в пианиста», «Новобрачная была в черном» и «Веселенькое воскресенье». Несколько особняком в творчестве режиссера стоит его «Последнее метро», признанное лучшим французским фильмом 1980 года. Это психологическая драма о времени немецкой оккупации Парижа, о неизбежности выбора, который должен сделать художник в творчестве и судьбе, о драматичной и страстной любви...
Франсуа Трюффо«Соседка», одна из последних картин Трюффо, отмечена тонким психологическим рисунком камерной мелодрамы. История любви инженера Бернара (Жерар Депардье) и начинающей писательницы и художницы Матильды (Фанни Ардан) выходит далеко за рамки тех банальных ситуаций супружеской измены, над которыми не раз подшучивал в своих прежних фильмах сам Франсуа Трюффо. Здесь любовь - всепоглощающая страсть. Полутона и затейливые узоры намеков, ассоциаций сменяются ближе к финалу сверхэмоциональной экспрессией, фатальностью трагической развязки.
Фанни Ардан стала подлинным открытием французского экрана. После сложной роли психически неуравновешенной, остро чувствующей призрачность короткого счастья Матильды, актриса сыграла в стилизации под «убийственные страсти» Франсуа Трюффоамериканских детективов и триллеров 1940-х «Веселенькое воскресенье» неунывающую, отважную и деятельную секретаршу агентства по продаже недвижимости Барбару. В опасной борьбе с преступниками Барбара спасает своего меланхоличного шефа (Жан-Луи Трентиньян), несправедливо обвиненного в нескольких убийствах. В этой изящной пародии, наполненной аллюзиями известных фильмов Хичкока, все время чувствуется ирония авторов по отношению к своим персонажам, да и к замысловатой фабуле, насквозь условной и намеренно хрестоматийной. Только в своеобразном эпилоге фильма Франсуа Трюффо позволяет себе выйти за рамки пародии, и в сцене, когда дети увлеченно играют в футбол упавшей деталью от фотоаппарата во время... бракосочетания в церкви, звучит лирическая тема.
Франсуа Трюффо

Этот фильм, к несчастью, стал последним в жизни выдающегося мастера. 28 октября 1984 года Франсуа Трюффо скончался от неизлечимой болезни. Ему шел всего лишь 53-й год.

обсуждение >>

№ 1
Т-татьян@   31.03.2013 - 16:58
Интересная статья. Из фильмов Трюффо мне нравятся: "Ускользающая любовь", "400 ударов", "Жюль и Джим"., "Последнее метро", "История Адели. Д.", "Сирена... читать далее>>
Вечный принц
Вечный принц
На роль Принца в «Золушке» Алексея Консовского категорически не утверждали.
9 комментариев
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

приключения, сказка, фэнтези
США, 2019
научная фантастика, триллер
Латвия, 2016
детский фильм, семейное кино
Норвегия, 2018
фильм ужасов
США, 2019
комедия
США, 2019
биография, драма, криминальный фильм
США, 2019
боевик, комедия, криминальный фильм, экранизация
Франция, 2018
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Италия, США, 2019
детский фильм, приключения, семейное кино
Германия, 2018
биография, вестерн, драма
США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен