Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История кино >>

В 21 неполный год 21 кино-роль. Редкий, не правда ли, послужной список? Традиционный вопрос о «первых впечатлениях» от кинематографа застревает у меня во рту: моей собеседнице было тогда ни много ни мало— три года. Режиссер Андрон Кончаловский, соблазненный ее конопатинками, поручил ей ответственное задание — сладостно ковыряться в носу. С заданием Маша, должно быть, справилась, если два года спустя тот же режиссер приглашает ее в «Сибириаду» и опять на крупный план. Тут уж определенно должны были остаться какие-то воспоминания.
— Разумеется! Помню какой-то большой праздник, все переодеваются, все притворяются другими, наклеивают брови, усы, пытаются пугать меня, а мне совсем не страшно. И, знаете, это ощущение осталось очень надолго: съемка — это дело веселое, живое, когда можно дурачиться, когда ты вроде и ты и вроде бы совсем не ты. Только с годами открывается другая, прямо противоположная, я бы сказала, циничная сторона кино: в один ужасный день тебе жмут руку, говорят какие-то слова на прощание, и кончено— здесь ты больше не нужна. Здесь снова будет праздник, но он для других. Никогда, наверное, не привыкну спокойно переносить такие минуты.

Есть у кинематографистов выражение — «уходящий объект». Это затопляемая деревня или подлежащий сносу дом, но в переносном смысле это может быть человек сильно преклонных лет или такая вот девчушка-егоза, прелестная милой своей непосредственностью, привыкшая к камере раньше, чем успела ее испугаться. Годы идут, летят, мчатся, и бывшая егоза, если не успела переродиться в другой «объект», со своими собственными отношениями со временем, должна очистить площадку для других. Маше Полтевой неизменно везло — от года к году, от роли к роли росли секунды и минуты, проведенные ею на экране. Еще не став профессиональной актрисой, она уже играет большие роли и даже отваживается на главные.
- Таких ролей еще немного, но я ими очень дорожу. С режиссером Васей Пичулом мы делали короткометражку для телевидения «Хочу тебе сказать»... Я все еще была самой собой, но что-то сдвинулось, как-то удалось поглядеть на себя со стороны. Я очень, очень люблю эту свою работу, но мне трудно сформулировать за что. Ну, вот так я скажу: будто долгое время что-то предчувствовала, догадывалась о чем-то, а теперь стала понимать. Какая-то сверкнула во мне моя собственная таблица умножения.
Потом были «Начни сначала». Помню каждый день съемки. День за днем— это было счастье. Я просыпалась среди ночи и думала: действительно, через несколько часов я снова буду в павильоне или все это я себе нафантазировала? Кстати, все началось с недоразумения, с того, что я не узнала Андрея Макаревича. Честно говоря, я его вообще не знала. Не подозревала о его существовании. К эстраде в ту пору у меня не было никакого интереса, я очень любила (и люблю) классическую музыку, особенно хоры... Режиссер Стефанович знакомит нас, предполагает, что я обомру на месте, а мне это имя ровно ничего не говорит. Андрей вскинулся тут же: «Погоди, старуха, так ты меня не знаешь?» Я качаю головой. Он схватил гитару и минут сорок играл, чтобы я составила о нем представление как о партнере— ну, и о герое, конечно, потому что сюжет рассказывал о нем.
Однако так уж получилось, что свою роль озвучивала не я. Видеть себя и слышать из своего рта чужой голос — это чистая мистика, не дай бог кому-то это испытать. Но мало того — есть жесты, которые обязаны иметь продолжение в голосовой интонации. С каким-то жестом человек буквально лезет на рожон, он готов все перевернуть, а у меня, экранной, в это время тоненький такой, слабенький, мятущийся голос, совсем некстати!.. Ужас! На премьере я в кровь исцарапала ногтями руку брата, убежала из зала, не дождавшись конца. Ну ладно. Давно это было. Проехали.
И вот теперь— самая интересная для меня работа. Фильм «Все нормально» на Рижской студии, режиссер Олег Розенберг. Настоящий интеллигент, умница, деликатнейший, благородный человек. Сколько мы с ним разговаривали, сколько спорили, сколько понапридумывали, делали варианты, понаснимали огромное количество материала... Видимо, это и называется: вложить в роль душу. Все, что я знала, все, что умела к тем дням... Нет, за эту роль мне ни перед кем не стыдно. Наученная прежним опытом, я буквально полжизни отдала на озвучивание. Звуковики боялись меня, как бешеной, но я своего добилась! И теперь привет — фильма не существует.

— Как — не существует?
- А так. Не понравился он директорам кинотеатров. Кто-то другой стал бы рекламу выпускать, подготавливать зрителя, а они... Мой папа разыскивал этот фильм по всем афишам, по объявлениям, по телефону. Приехал, ему говорят: «Вы первый, кто купил билет на сеанс. Если наберется хотя бы десять зрителей...» Значит, чтобы наслаждаться своей игрой и своим собственным голосом, я должна каждый раз приводить с собой десять подруг?
Ещё одна моя роль— в «Пышке», у Евгения Гинзбурга. Не знаю, что получилось в результате, но веселый, музыкальный, феерический фильм с таким цветником актеров!.. Нам там было хорошо всем вместе! Это смешно, но это так. Мы сходились не на съемку, а друг к другу. Съемка могла сорваться, как часто и случалось, никто не устраивал скандала, собирались в кружок, и я, открыв рот, слушала Джигарханяна, Нину Русланову... Господи, какие люди, какие артисты!

— Не отсюда ли мысли о том, что праздник праздником, но хорошо бы своим делом заниматься профессионально?
— Нет, не отсюда. В моей жизни был один очень-очень странный год — 1984-й. В этот год я срезалась на экзаменах во ВГИК. И во все театральные вузы Москвы тоже. Кошмар, правда? Под конец я уже не верила, что меня куда-нибудь хоть когда-нибудь могут принять. Но, с другой стороны, в этот же самый год я снялась в шести фильмах. В шести! Как прикажете понять эту подсказку судьбы? Махнуть рукой на образование, сниматься и сниматься, пока приглашают?

Я знаю уже, что подсказку судьбы сама она поняла иначе. На следующий год она поступает учиться ко Льву Абрамовичу Додину, режиссеру Малого драматического театра в Ленинграде.
— Я училась у него всего год, но за этот год чуть с ума не сошла! Мне казалось, что ко мне придираются, житья мне не дают, а это Лев Абрамович ломал меня, чтобы расширить мои возможности, заставлял делать то, что было мне трудно или несподручно. Сколько прозвищ я у него получила! «Кинодевочка». «Дитя грез». «Сложное кинообаяние».

— Театральные режиссеры о кино говорят свысока?
— Что вы! У него дома даже телевизора нет! Вообще в театральных вузах считается, что кино портит, а воспитывает только театр. Хотя в дипломах у нас будет написано: «актер театра и кино». Тем не менее на каждом курсе я получала по выговору — за киносъемки без разрешения ректората. А как быть, если разрешения все равно не дают?

— Лев Додин — ваш главный учитель профессии?
— Первый. Самый страшный и самый памятный. Он до сих пор является мне разгневанным богом, если, скажем, на репетиции допустила нерадивость... «Видел бы меня сейчас Лев Абрамович!» Это действует как допинг.

— Затем вы оказываетесь в подвале на улице Чаплыгина, в театре-студии Олега Павловича Табакова.
— Олег Павлович — прелесть. Это, понимаете, наглядное учебное пособие — как нужно быть артистом. Это человек-руководство. Он умеет играть все. Он заполнит любые паузы. Он поправит любой сбой. С поразительной способностью к импровизации.
И сегодня я разрываюсь между театром и кино. И все же думаю, что кино— более мое дело. Театр сейчас зарежиссирован. Актер, даже очень сильный актер, не в состоянии преодолеть режиссерскую концепцию спектакля. Выживают те, кто принимает условия игры. Трагедия моего поколения — у нас нет режиссеров, способных создавать концепции, а наши актеры уже без этого не могут, не могут быть предоставлены сами себе.

— Поэтому в кино вам свободнее? Любопытный парадокс. Обычно слышишь жалобы: как раз в кино актеру трудно развернуться, быть собой.
— Конечно, в кино работать тяжелее, с этим никто спорить не будет. На сцене, если я не вытянула первый акт, наверстаю во втором. Если сегодня такой день— ничего не получается, будет завтра. А в кино тебя на этом ловят — и готово, припечатали, для истории, для всех потомков! Ты не видишь себя со стороны, думаешь: как будто ничего кусок сыгран, как задумывалось, и в этом заблуждении две недели играешь последующие сцены. А потом тебя зовут в зал, и ты видишь — да что же это такое? Все разрезано, переставлено, перемонтировано!..
Но отсюда же и возможность потянуть одеяло на себя, буквально в каждом эпизоде.
В идеале артист должен работать и в театре и в кино, но в театре быть не очень сильно занятым, понимаете? Две-три хорошие роли, которые любишь от всей души. Когда актер играет то, что ему нравится, от него флюиды идут по всему залу, все это чувствуют. В театре это и надо играть— что нравится. А в кино пробовать себя, искать что-то непривычное...
Это все прекраснодушные мечты. А как представится вдруг со страхом: вот окончила я школу-студию, сижу на кухне в халате и пью кофе, день за днем, в театр не берут, на студию не приглашают... Когда у меня нет работы, я злюсь, как собака. Энергия переполняет меня, а отвести ее некуда. Разве что с отбойным молотком пойти. Или в кассиры — переругиваться...

— Ваши жизненные ценности?— Много. Книга. Музыка. Стихи. Чувство, если оно настоящее, а не сочинено,— большая ценность в наши дни. Поэзию очень люблю— читаю самой себе километрами. Поэтический театр — это такое чудо! И это — мое. Я знаю, что это — мое.

обсуждение >>

№ 1
Марципан (Каменск-Уральский)   1.09.2010 - 16:59
Очень жаль, что актрисы подобного дарования больше не радуют нас своими работами. Может это потому что живут они, к сожалению, не в России. После вышеозначенного интервью прошло уже очень много лет, а... читать далее>>

Афиша кино >>

драма, притча
Россия, 2018
триллер
США, 2019
биография, драма, музыкальный фильм, экранизация
Великобритания, Франция, 2019
биография, спортивный фильм
Великобритания, 2019
арт-хаус, комедия, нуар (черный фильм), триллер
США, 2019
приключения, семейное кино, сказка, фэнтези
США, 2019
комедия
США, 2019
триллер, фильм ужасов
США, 2019
драма, комедия
США, 2019
боевик, научная фантастика, приключения, триллер
США, 1999
комедия, приключения
Россия, 2019
драма, мелодрама
США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен