Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История кино >>

Август 2014 года выдался на редкость жарким, и все, кто мог, убежали от раскаленного асфальта к морям, лесам и рекам. Ну, а те, кому не удалось избежать ежедневного созерцания урбанистических пейзажей, спасались от жары в кондиционированной прохладе кинозалов.
В середине августа 2014 года лидерами проката были «Черепашки ниндзя», «Стражи галактики» и «Геракл». Фильмы, как на подбор, - в самый раз для измученных жарой и непосильными трудами голов. Ну, а во второй половине августа прощание с летом скрасят «Красотки в Париже», «Неудержимые 3», «Город грехов 2», а также (привет из СССР!) «Кавказская пленница», «Веселые ребята» и другие забавные комедии и убойные боевики.

Но почти 90 лет назад, в суровое время «нашего ответа Чемберлену», было не до «красоток в Париже», а тем паче «черепашек ниндзя».
Августовские хиты прошлых лет
«Совкино» увеличило количество выпускаемой боевой хроники, журнал «Советский экран» (август 1927 года, №33) откликнулся на сложную международную обстановку строгой передовицей «Кино и оборона»:
«Повисшая над СССР угроза новой войны остро ставит вопрос о роли советского кино в деле обороны страны. В условиях общей международной обстановки от кинематографии требуется, чтобы она стала первым и самым действенным агитатором за оборону страны, аппаратом массовой психологической мобилизации трудящихся.
Вологодский крестьянин, мотовилихинский рабочий, каждый гражданин, который чутьем ощущает опасность со стороны чемберленовских свор и отвечает им эскадрильями самолетов, с помощью кино должен узнать, почему нам угрожает опасность войны, почему капиталисты стран Запада и американские хотят задушить СССР, как они это могут сделать, что мешало им осуществить свою мечту до сих пор и каковы, в связи с опасностью войны, наши обязанности.
Никакая книжка, как бы популярно она ни была написана, ни даже газеты не могут выполнить эту задачу, так, как кино. И наши кино-организации, может быть, общими силами, под руководством лучших пропагандистов должны немедленно приступить к созданию такой грандиозной кино-картины.
Картина должна отобразить нашу волю к миру, к дальнейшей социалистической стройке и готовность к войне, если ее нам навяжут. А композиторы напишут к ней музыку, лейтмотивом которой будет победный гимн трудящихся».
Но оборона - обороной, а кино – по расписанию.
Августовские хиты прошлых лет
В августе 1927 года на экраны выходит социальная драма «Человек из ресторана». Режиссер фильма А. Я. Протазанов поведал журналу «Советский экран» о фильме:
В основу сценария «Человек из ресторана» положен одноименный рассказ И. Шмелева, но основная тема его — Драма «человека» в кавычках — усложнена его личными бедами и, в частности, тем, что его дочь вынуждена также поступить в ресторан в качестве скрипачки дамского оркестра. Тяжелые переживания «человека» — в кавычках,— помимо унизительности его профессии в условиях буржуазного быта, вырастают до подлинной человеческой трагедии в связи с тем, что его дочери грозит обычная для того времени (действие происходит во время войны 1914—17 г. г.) ресторанная «карьера» девушки, попавшей в круг праздных богатых людей, прожигающих жизнь и легко относящихся к случайным связям. К радости, к торжеству «человека из ресторана» дочь его стойко ограждает себя от своры жадных самцов, окружающей ее в ресторане.
Вокруг нее плетется липкая паутина уговоров, обольщений, подарков и т. д. Когда не действует и это, то в ход пускается шантаж, в результате которого под угрозу поставлена жизнь любимого ею человека. Эго заставляет девушку пойти к тому, в чьих руках благополучие любимого человека, но и здесь она остается чистой: ей удается ликвидировать шантаж, отказав в то же время в домогательствах шантажисту.
Затруднительное положение, в которое попадает его дочь, становится известным «человеку из ресторана», он сбрасывает с себя маску профессионального лакейства, и перед нами встает во весь рост уже человек, вышедший из кавычек.
Фоном фильмы взята война 1914—17 г. г. с ее спекуляцией на народном бедствии, с пьяным, кутящим тылом, захлебывающимся в деньгах и наслаждениях.
Особенный интерес получила моя работа, вследствие участия в ней М. Чехова, играющего главную роль.
Августовские хиты прошлых лет
Прогремели годы коллективизации, индустриализации, военные годы и годы «малокартинья», пришло время расцвета советского кино, которое стало самым доступным и самым распространённым видом искусства. С 1965 года стало выходить ежемесячное рекламное кинообозрение «Спутник кинозрителя», где на 24 страницах кинокритик или журналист представлял кинорепертуар месяца.

Обзор киноафиши в августовском журнале «Спутник кинозрителя» 1966 года - кинокритик Ромил Соболев: «Требование к прокату — делать репертуар разнообразным не только по жанрам, но и по информации, которая заложена в фильмах.
В августе месяце программа кинотеатров, с этой точки зрения, удовлетворит даже самых требовательных зрителей. Их ждут фильмы из разных концов нашей страны и многих стран мира—из Узбекистана и Украины, Киргизии и Грузии, Румынии и КНДР, ГДР и Болгарии, ОАР и США. Так же широко представлены различные жанры — буффонная комедия и психологическая драма, острый детектив и поэтическая сказка, лирическая легенда давних времен и трагическая повесть из эпохи борьбы с фашизмом».
Так какие же фильмы были включены в репертуар августа 1966?
«Белые горы» (Киргизфильм) - действие происходит в 1918 году, когда Советская власть еще не укрепилась на Памире и белые банды чувствовали себя хозяевами. В фильме нет сюжета в традиционном смысле этого слова, авторы выражают свою мысль не через внешнее действие, а через достаточно сложную систему поэтических средств кинопластики.
«Родившийся в грозу» (Узбекфильм) - о создании национального узбекского театра. Авторы, отказавшись от точного следования фактам биографии Хамзы, создав художественный образ поэта, смогли предельно заострить сюжет и расширить показ противоречий эпохи.
«Алешкина охота» (киностудия им. Горького) - фильм о детях. Герой картины — шестилетний мальчик Алёшка, в мужественном сердце которого живет неуемная тяга к романтике и приключениям.
«Осетинская легенда». Фильм этот — единственный в своем роде. Его титры сообщают о том, что он «...создан кинолюбителями Северной Осетии. В основных сценах снимались служащие, рабочие и колхозники». В основу фильма положена повесть Искуля «Гора святого Ильи». Фильм создала большая группа любителей, которым помогли творческие работники Свердловской киностудии.
«Пьер – сотрудник милиции» (Грузия-фильм) - комедия положений, вся построенная на цепи недоразумений и неувязок. Во многом можно упрекнуть эту кинокомедию и упрекнуть вполне справедливо. Но вместе с тем нельзя миновать и ее привлекательные стороны, прежде всего ее принадлежность к замечательной грузинской «школе кино». Эти ленты ни с чем не спутаешь...
«Корабли не умирают» (Укркинохроника) - документальный фильм о моряках, их судьбах. О судьбах кораблей, без которых не могло быть таких человеческих судеб.
«Вдвое больше или ничего» (ГДР) - детектив интересного замысла и исполнения. Увлекает здесь не сюжет, даже не интрига (впрочем, предельно острая и неожиданная по развязке), а противоборство характеров, движение мысли. Это фильм, разоблачающий внутреннюю гнилость хозяев ФРГ.
«Если бы я был… белым арапом» (Румыния) — сказка для взрослых. Режиссер Попеску-Гопо использовал старую сказку классика румынской литературы XIX века Иона Крянгэ, но переосмыслил ее таким образом, что перед нами фильм современный и по форме, и по сути.
«Шестой раунд» (Румыния) - рассказ об одном, предельно остром эпизоде борьбы за спасение румынских нефтяных промыслов, в те годы бывших единственным богатством страны. Сюжет фильма и составляет цепь событий, приведших буржуазную агентуру к краху.
«Снова живой» (ОАР) - фильм о двух братьях, сыновьях простого садовника. Хотя их история решена в жанре непритязательной мелодрамы, в картине сделана попытка подойти к судьбам героев с социальных позиций, дающих представление о жизни нового Египта.
И, наконец, хиты августа 1966 года.
«Человек без паспорта» (28,9 млн. зрителей)
Августовские хиты прошлых лет
Почему-то принято о приключенческом жанре говорить снисходительно, как о жанре «низком». Между тем, фильмы этого рода почти всегда обладают магической силой — им всегда хватает зрителей и зрителей преимущественно молодых. Напряженный, динамичный, полный загадок сюжет обязателен для такого рода фильма. Но одного сюжета мало. Очевидно, что еще нужнее в детективе ярко обрисованный, обладающий ярко выраженной индивидуальностью герой.
Соотнося эти общие положения с «Человеком без паспорта», убеждаешься, что при всех достоинствах: крепко «закрученном» сюжете, зрелой режиссуре, мастерстве актеров и т. д. — и в этом фильме образ героя-контрразведчика, майора Бахрова, не оказался таким ярким, как хотелось бы. По душевной сложности, по индивидуальным чертам характера шпион Рябич, этот человек без роду и племени, интереснее, пожалуй, героя монотонно-положительного.

«В джазе только девушки» (77, 9 млн. зрителей)
Августовские хиты прошлых лет
Одна из лучших комедий мирового кино. Но «noblesse oblige», и Р.П. Соболев так анонсирует ленту: «Этот фильм, обладающий внутренней пустотой, привлекает своей блестящей формой, ибо сделан-то он одним из самых одаренных режиссеров Голливуда — Билли Уайлдером. Чисто коммерческий фильм. О нем не было бы и нужды говорить, если бы не то обстоятельство, что в нем играют такие интересные актеры, как Джек Леман и Тони Кертис и если бы в нем не было Мерилин Монро.
В фильме «Некоторые любят погорячее» (у нас он называется «В джазе только девушки!») роль Мерилин не выходит за рамки навязанного ей амплуа «самой красивой женщины». Она должна лишь показать свой «экстерьер», продемонстрировать свою знаменитую походку, что она очень мило и делает. Уайлдер же — режиссер, обладающий достаточным тактом, чтобы не унижать ее женское достоинство. Мы начали рассказ об этом фильме с констатации внутренней пустоты. Да, искусствоведу здесь делать нечего. Однако для социолога этот фильм — целая находка. Интересно, знает ли сам Уайлдер, что, решив посмеяться, он в общем-то издевательски (но уж, конечно, справедливо, ибо он стопроцентный американец) высмеял нравы Америки?»

В августовском номере «Спутника кинозрителя» за 1967 год обзор киноафиши написала журналист Галина Сенчакова. Как и полагается, репертуар выстроен по принципу «всем сестрам по серьгам».
«Бурьян» (к\с им. А.П.Довженко) - герой картины Давид Мотузка, бывший партизан, боец Красной Армии, прошедший гражданскую войну, возвращается домой, в родное село на Полтавщину. Но в селе по-прежнему всем заправляют кулаки, будто нет Советской власти. И Давид вступает в открытую борьбу.
«Бегущая по волнам» (СССР-Болгария) - авторы намеренно отказались в фильме строго следовать за сюжетом гриновской повести. Из истории, рассказанной Грином, они выбирают наиболее созвучное нашим дням. Главным, основным в фильме, становятся мысли Грина о том, что человек должен сам строить свою жизнь, не плыть по течению, не поддаваться слепо обстоятельствам.
«Его звали Роберт» - в фантастической комедии ленинградских кинематографистов» нет ничего фантастического, кроме героя по имени Роберт, потому что Роберт — робот, созданный фантазией молодого ученого Сергея Сергеевича. Однако в результате стало ясно, что как ни совершенен робот, он никогда не сможет заменить человека.
«Живая мишень» (Югославия) - действие картины разворачивается на небольшой железнодорожной станции. Гитлеровцы давно подозревают, что среди железнодорожников существует подпольная организация. Гестапо удалось схватить несколько человек. Среди них руководитель подпольной организации — Предраг. Режиссер пристально, стараясь не упустить ни одною психологического нюанса, наблюдает за человеком, слагая поэму о его стойкости и мужестве.
«Судьба Золтана Карпати» (Венгрия) - в фильме действуют те же герои, что и в «Венгерском набобе». Конфликт все тот же — борьба за деньги, за золото. С большой обличительной силой показывают создатели фильма буржуазное общество, нравственно уродливый мир, ущербность людей, слепо поклоняющихся золотому тельцу.
«Огни в Иванову ночь» (Польша) - действие фильма происходит в небольшом городке Нижней Силезии, исконной польской земли, когда-то отторгнутой у Польши Германией и возвращенной ей после второй мировой войны. У фильма довольно сложное построение. В нем рассказано о судьбах трех людей, которых волею случая свела жизнь. Это своего рода путешествие героев картины в прошлое. Тема войны, отдаленным эхом ворвавшаяся в фильм, становится главной.
«Чужие по крови» (Япония) - сюжет фильма не сложен. Маленький мальчуган мечтал о море. Однажды шторм застал рыбаков в море. Отец не вернулся... И тогда мальчик решил стать рыбаком. Мысль фильма ясна. Она учит маленьких зрителей, как важны в жизни взаимная поддержка, любовь и дружба.

В августе 1967 года зрители отдали предпочтение трем фильмам.

«Женя, Женечка и "катюша"» (24,6 млн. зрителей) - приключенческая комедия.
Августовские хиты прошлых лет
Да и как ей не быть приключенческой, когда с рядовым Колышкиным постоянно что-нибудь случается. До смешного неловкий, неуклюжий, наивный, романтически настроенный и очень юный. Таков Женя Колышкин. Романами о благородных рыцарях, совершающих подвиги во имя прекрасных дам, недавно зачитывался. Ведь и сейчас, фантазируя, рядовой Колышкин представляет себя не иначе, как мушкетером. Если не Д'Артаньяном, то Арамисом наверняка.
«Женя, Женечка и «катюша» заканчивается трагически. На глазах у Жени убивают его любимую, убивают Женечку. И веселая, озорная, бесшабашная комедия становится вдруг очень серьезной. Вот такие Жени и Женечки прямо из детства отправлялись на фронт. Сражались с врагом. Умирали. Но побеждали.

«Взорванный ад» (26,4 млн. зрителей) - сюжет фильма не содержит приключений в обычном понимании этого слова — приключений действия.
Августовские хиты прошлых лет
Его составляют приключения мысли, столкновения двух антагонистических идеологий, двух сознаний. Действие происходит во время второй мировой войны в Германии. Среди советских военнопленных, томящихся в концентрационном лагере, фашисты отобрали несколько десятков человек для обучения в школе диверсантов. Выдерживают не все. Одни кончают жизнь самоубийством, другие становятся предателями. Большинство же остаются верными Родине и вступают в невидимую борьбу с гитлеровцами. То, что происходит в фильме, можно назвать поединком мысли. Кто кого перехитрит? Разгадает ли полковник Анберг истинные мысли Николая Вережникова, самого «усердного» курсанта школы? Или Николаю удастся убедить гитлеровцев, что он предан им, готов служить интересам великой Германии?

И, наконец, лидер - «Венгерский набоб» (27 млн. зрителей), фильм о двух представителях венгерской знати, Яноше Карпати и его племяннике Абелино.
Августовские хиты прошлых лет
Янош — кутила, прожигает жизнь в бессмысленных оргиях. Племянник под стать дяде. Абелино вообще очень похож на Яноша. Разница лишь в одном: Янош богат, а Абелино, несмотря на молодость, уже успел промотать свое состояние в Париже и теперь целиком зависит от дяди. Но Янош отказывается дать племяннику деньги. Тогда Абелино решает сыграть с дядюшкой «милую» шутку: он посылает Яношу в подарок гроб в надежде, что нервное потрясение, которое несомненно вызовет этот подарок, поможет дяде поскорее отправиться на тот свет.
Интрига в «Венгерском набобе» сложна и запутана — она не уступит по своей замысловатости хитросплетенному сюжету приключенческого фильма. Но зато «Венгерский набоб» может смело поспорить с любой психологической драмой по точности и глубине раскрытия характеров героев.

Посмотрим, что рекомендовал к просмотру кинокритик Владимир Кагарлицкий и «Спутник кинозрителя» в августе 1970 года.

«Ищите и найдете» - мы знакомимся с главными героями фильма в минуты их радостного единения — все в научно-исследовательском институте знают о тесной, трогательной дружбе трех научных сотрудников — геологов Павла, Сергея и Вадима. Но череда событий приводит к тому, что Павла бросает жена, а Вадим отказался ехать с ним в экспедицию.
«Берег юности» - после гибели отца-красноармейца маленький Гарегин с матерью попадает в Баку, где и узнает, что такое настоящее товарищество пролетарских детей — русский мальчик Виктор, украинец Сашко, польская девочка Лариса становятся его первыми друзьями. В фильме интересно показана и школа тех лет.
«Белый взрыв» - трудный этап войны, когда подразделение егерей из дивизии «Эдельвейс» захватило важную площадку у перевала Кавказского хребта. Шестеро советских солдат вызвались идти в гору, по неизведанному пути. Их походу и посвящено основное содержание фильма. Много испытаний выпадает на долю альпинистов в этом походе. Но те из них, кто остался в живых, выполняют план — вызванная ими снежная лавина сметает в пропасть немцев.
«Красавица» - маленькая Инга уверовала в свою красоту. Но наступает в жизни момент, когда из мира игры и сказки приходится шагнуть в мир реальности.
«Лес девушки Тхам» (Вьетнам) – фильм о том, как юная девушка Тхам охраняла дорогу, ведущую из тыла на передовую. От налета американских самолетов пострадали и селение, и дорога. Горит дом семьи Тхам, глубокие воронки исковеркали дорогу. Но машины должны ехать дальше, к фронту! Под руководством Тхам начинается ремонт (этот фильм совершенно не помню, и сильно сомневаюсь, что его кто-то вообще смотрел).
«Движущиеся пески» (Польша) - мальчик из Варшавы приезжает с отцом на пустынный берег озера, чтобы провести каникулы в купанье и рыбной ловле. Но в их лагере появилась девушка Анна, и именно она стала причиной обид мальчика на отца и ссор между ними. Но все обошлось без трагедий...
«Профессор преступного мира» (Венгрия) — детектив в чистом виде. Здесь есть погони, убийства, слежка, наука на службе полиции и даже стрельба в конце картины (правда, холостыми патронами). И есть нечто новое, свое, особенное. Подполковник Галфи, ведущий охоту за преступниками, — человек в высшей степени интеллигентный и интеллектуальный.
«Колонна» (Румыния, ФРГ) - время, когда приближался закат Римской империи, но великий Рим еще был в состоянии завоевывать новые земли и новые народы. Рассказана история колонизации сурового края воинами римского офицера Тиберия. В фильме, очень помпезном и в то же время сурово реалистичном, много поистине волнующих эпизодов. …Вот погибает Тиберий, и его маленький сын Траян слышит пока не очень понятные ему слова: «За свою землю нужно драться…»
«17-е небо» (Франция) - фильм начинается, как обычная эксцентрическая кинокомедия. Каскад комедийных трюков все нагнетается и вдруг... становится грустно: мы узнаем, что двое молодых людей обманывали друг друга. Правда, в итоге фильм, как и подобает добропорядочной комедии, заканчивается счастливо.

В августе 1970 года зрителям предлагалось посмотреть 4 документальных фильма (наверное, чтобы подготовить и детей, и родителей к 1-ому сентября):
«Планета Океан» - авторы обратили свои взгляды к безбрежному мировому океану. И в фильме будто перелистывается огромная книга, каждая страница которой знакомит с новым и необыкновенно интересным.
«Молодой балет мира» - о первом конкурсе, когда со всего мира собрались в Москву молодые балерины и танцовщики, чтобы продемонстрировать свое мастерство и свою юношескую одержимость танцем.
«Учитель физкультуры» - советская школа не упускает из виду задачи вырастить ребят физически здоровыми, ловкими, сильными. И здесь на первый план выдвигается фигура учителя физкультуры.
«Зачем человеку горы?» - герои фильма люди особенные. Это те, кого называют альпинистами. Это те, кого каждое лето влекут к себе горы. Может быть, это проявление извечной неугомонности человека? Кто знает...

А вот и два хита августа 1970 года
«Король гор и другие» (11,0 млн.зрителей)
Августовские хиты прошлых лет
Что такое охота? Для одних — это любимый вид отдыха, когда, вырвавшись из суеты трудовых будней, человек выбирается на природу, чтобы побродить с ружьишком по лесам и полям. Для других охота — промысел. Здесь уже цель — добытый зверь, ценная шкурка или туша зверя. Это — профессия. Но есть еще и браконьеры. Они не обращают внимания на различные ограничения и правила, применяют запрещенные приемы, наносят непоправимый урон природе.
У авторов фильма природа живет своей жизнью, и грубое вмешательство коверкает ту гармонию, которая устанавливалась в природе тысячелетиями. В конце фильма авторы дают справку: «На съемках фильма никто из животных не погиб. «Смерть» некоторых героев — это лишь «игра» четвероногих и крылатых «артистов».

«Мазандаранский тигр» (39,6 млн. зрителей) - авторы фильма нашли для своего рассказа напряженный сюжет.
Августовские хиты прошлых лет
Любимец всего села, справедливый, великодушный и сильный дровосек Хабиб побеждает на сельском празднике в соревновании по борьбе силача Носорога. Хабиб замечен столичным тренером Болуром и приглашен им тренироваться в столице, чтобы участвовать в официальных соревнованиях по борьбе. И вот Хабиб в столице. Он побеждает в одном соревновании за другим и получает почетный титул «Мазандаранского тигра». Вот он уже чемпион Тегерана, и остается всего один матч — с чемпионом Мешхеда Кейваном, чтобы заслужить звание сильнейшего борца страны. Хабиб проиграл...
Фильм как бы распадается на две неровные части. Вся первая половина смотрится с большим вниманием и доверием — нам интересны быт и нравы иранцев, мы с любопытством рассматриваем натурные съемки природы и городов. Но там, где начинаются дела Бешир-хана, наша вера идет на убыль, хотя и здесь есть интересные бытовые детали. Мы понимаем, что Бешир-хан ревнует Хабиба к красавице Сетаре, но где-то в его поступках теряется чувство меры, и концовка этой истории выглядит не очень правдоподобно...

Август 1972 года. Жара, засуха, суховеи и торфяные пожары. Далеко не во всех кинотеатрах были кондиционеры, спасало знаменитое наше мороженное. Вобщем, не до кино. Но «Спутник кинозрителя» и кинокритик Дмитрий Писаревский свою миссию выполнили – рассказали о киноафише жаркого августа 72-го. И рассказ свой кинокритик начал с производственной драмы.

«У нас на заводе» - сценарий построен на материале жизни Сормовского завода в городе Горьком. Из всего многообразия жизненного материала автор сценария и постановщик картины Л. Агранович выбрал проблематику нравственную, связанную, главным образом, с молодежью, с воспитанием людей в трудовом коллективе.
«В Москве проездом...» - фильм-альманах, объединяющий несколько новелл о людях, на денек попавших в Москву.
«Рустам и Сухраб» (Таджикфильм) привлекает своеобразной поэтической прелестью, затейливым узором сюжета, смелым полетом фантазии. Здесь наряду с земными героями действуют и волшебники — дивы, творятся чудеса. Поставлен фильм ярко, темпераментно, с размахом.
«Горячие тропы» (Узбекфильм) - фильм рассказывает о том, как гитлеровцы готовили выброску парашютного десанта в пустыне Каракум, как оказавшийся в этом районе отряд советских геологов и местные жители сорвали эту операцию.
«Дон-Жуан в Таллине» (Таллинфильм) - кто только не обрабатывал испанскую легенду о севильском обольстителе! Но совсем неожиданная трансформация ждала прославленного Дона в этом фильме. Галантный кавалер, непобедимый дуэлянт, гроза мужей оказался при ближайшем рассмотрении... хорошенькой девушкой.
«Ожерелье для моей любимой» (Грузия-фильм) - в Дагестане есть обычай: после того, как ты бросил папаху в окно полюбившейся девушки, надо найти невесте достойный подарок. Вот и герой картины Бахадур отправляется в путь, чтобы отыскать такой дар, который бы мог затмить подношения двух других претендентов на сердце и руку прекрасной Серминаз. Это лирическая комедия, где подчас господствуют полутона, где немало фольклорных и сказочных мотивов.
«Хатабала» (Арменфильм) — рассказ о том, как богатый купец Замбахов пытался надуть столичного жениха и сбыть с рук дурнушку дочку. С этнографической скрупулезностью в фильме воссозданы картины жизни Тифлиса прошлого века — уголки старого города, будни и праздники, пестрая многоязычная толпа. Много удовольствия доставит зрителям Ф. Мкртчян в роли главного свата.
«Поет Муслим Магомаев» (Азербайджанфильм) - много лет отделяют всемирно известного певца от маленького мальчика, выменявшего любимый перочинный ножик на билет в театр, на «Риголетто», а потом разыгравшего классическую оперу дома, нарядившись в бабушкину плюшевую скатерть и жабо из салфетки.
«Держись за облака» (Венгрия) - в фильме множество приключений, но они не «всамделишные». Разве можно, скажем, прыгнуть с самолета с обычным зонтиком? А герои фильма прыгают не раз, и даже совсем без зонтиков. Не удивляйтесь: ведь полет-то необыкновенный, а фильм задуман как героико-эксцентрическая комедия с элементами гротеска и веселой буффонады.
«Приключения гайдука Ангела» (Румыния) — красавец и богатырь Ангел способен, как перышки, разметать добрый десяток нападающих противников, с одного объятия покорить сердце молоденькой вдовушки Аницы, стать атаманом гайдуков. Скок коней, звон сабельных сеч, эффектные драки и погони. А для тех зрителей, кому этого окажется мало, есть еще песни — отличные песни Аницы.
«Нет ничего лучше плохой погоды» (Болгария) - мчащаяся машина умышленно сбивает незнакомца. Кто он? Кто его убил? За что? Мы так и не узнаем этого. Да это и не важно. Это лишь один из штрихов, подчеркивающих атмосферу тайны, той невидимой простым глазом борьбы, с которой связана работа разведчика.
«Королевская охота» (Франция, Чехословакия) - налицо все приметы приключенческой картины: напряженная борьба двух главных героев с бандой браконьеров, ранение одного из них, внезапная его любовь к уединенно живущей красавице Элен. И хотя фильм не выдержит сравнения с высокими образцами, он затрагивает круг мотивов обаятельных и человечных, хотя и хорошо известных.
«Вальпараисо, моя любовь» - горькая, созданная в документальной манере лента повествует о нищете, безработице, трущобах, о многом из того, что правительство Чили поставило своей целью преодолеть.

И фильмы, которые заинтересовали зрителей:

«Прощание с Петербургом» (21,6 млн. зрителей) - в этом фильме много легкой, веселой музыки.
Августовские хиты прошлых лет
Рассказ о молодости Иоганна Штрауса, о том времени, когда еще не были написаны ни «Голубой Дунай», ни «Сказки венского леса», но когда вальсы и польки легко и привольно лились из-под пальцев импровизирующего маэстро. И вот этот баловень судьбы в первый раз в жизни по-серьезному влюбился во время петербургских гастролей. Свидания и объяснения с графской дочкой Ольгой Смирницкой. Штраус посвящает ей польку. Его намерения серьезны, он подкрепил их сделанным по всей форме предложением. Однако для знатных и сановных родителей Штраус всего лишь капельмейстер. Маэстро страдает, хочет даже увезти девушку, обвенчаться с ней тайно. Но в решающий момент все расстроилось. Грубая проза жизни стала на пути пылкого чувства. А в конце Штраус грустно расстается с городом своей первой любви и даже пишет вальс «Прощание с Петербургом», давший название фильму.

«Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»
События фильма относятся к тридцатым годам. Но как современно он звучит сегодня!
Августовские хиты прошлых лет
На калифорнийском курорте, в большом прибрежном павильоне для развлечения публики устраивается большой танцевальный марафон. Паре, протанцевавшей дольше всех, обещан приз — 1500 долларов. Это соревнование на выносливость. В центре повествования пара № 67 —Глория (Джейн Фонда) и ее случайно подвернувшийся партнер Роберт (Майкл Сарразин). Парень мил, прост, непосредствен в отношениях с партнершей. Джейн Фонда ведет свою роль с подлинным трагизмом, она дает почувствовать всю нелегкую жизнь, стоящую за спиной ее героини. Глория уже давно выбита из седла. Собственно, и приз ей не особенно нужен — разве чтобы купить яду — она борется за него, как и живет, по инерции.
Ожесточившись, изверившись, потеряв всякую надежду, она просит партнера оказать ей последнюю услугу — выстрелить ей в висок. Простодушный парень потом пытается объяснить полиции, что она сама просила об этом, оправдывается: «ведь загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?..»

В августе 1973 года по первому каналу Центрального телевидения показывали сериал «Семнадцать мгновений весны». Улицы по вечерам пустели. Но отлаженная машина советского кинопроката работала исправно, не отвлекаясь на всякие мелочи. Свою работу делала и редакция «Спутника кинозрителя», представив новинки, о которых рассказал кинокритик Владимир Шалуновский.

«Гроссмейстер» - фильм, целиком посвящен шахматам и шахматистам. Маленький любитель шахмат превратится в спортсмена-разрядника, а потом и в мастера спорта. Для него важны только сама игра, ход борьбы, движение мысли, красота оригинальных решений! Актер Андрей Мягков, исполняющий роль гроссмейстера Сергея Хлебникова, проводит своего героя сложным путем, через огорчения и ошибки, через минуты разочарования и печали, через упоительные мгновения торжества и счастья.
«Здесь нам жить» (к\с им. Довженко) — чарующая украинская природа, поля, луга, голубая даль неба и внизу, под кручей, широкий Днепр. Герои этого фильма — колхозники: председатель колхоза, секретарь партийной организации, агроном, зоотехник, бригадиры, трактористы, доярки, пожилые люди, ушедшие уже на заслуженный отдых, их дети и внуки. Но если говорить точнее, то герой — главный, основной герой — в фильме один. Это колхоз.
«Ель во ржи» (Рижская киностудия) - Илона и трое ее друзей — Имант, Андрей и Эрик — приехали в колхоз на практику. Не так-то уж долго пробыли студенты в колхозе, не так-то много, по правде говоря, сделали они там, но они окунулись в настоящую трудовую жизнь, перед ними открылись истории и судьбы волнующие, поучительные.
«Наследники военной дороги» (Рижская киностудия) - эта лента рассказывает о современной Латвии, а основное место действия — латышская деревня. ...Мелкие, беспорядочно разбросанные хутора постепенно прекращают свое существование. Они уступают место большим поселкам. Главные герои фильма: секретарь райкома партии Дунав и председатели двух соседних колхозов.
«Включите северное сияние» (Одесская киностудия) - действие фильма разворачивается в северном поселке где-то Полярным кругом. В центре всех событий — воспитанники школы-интерната для детей полярников.
«Много шума из ничего» — встреча на экране с шекспировскими героями. Яркое и красочное, зрелище, где все напоено солнцем и светом, свежестью, силой, задором. Праздник молодости и душевного здоровья! Пир жизни!
«Дверь без замка» - первые недели существования новой молодой семьи, первые радости и первые огорчения. Для Даши, родившейся и выросшей в городе, первые дни сельской жизни оказались очень трудными. Но ведь это родина ее мужа. Здесь его дом, его мать.
«Навстречу тебе» (Узбекфильм) - две истории тесно переплелись в этом фильме. С одной стороны, экран повествует о проблеме сугубо деловой и конкретной — о строительстве нового кишлака в горном районе Узбекистана. Вторая история — любовь молодой сельской учительницы Малахат и архитектора Камиля.
«По собственному желанию» - солнцем и броскими красками, музыкой, песнями привлекает этот фильм. Он развивается стремительно и энергично. В нем действуют красивые и молодые герои. В нем торжествуют любовь и дружбa, удача и счастье.
«Девичья клятва» (Чехословакия) - неразлучные подружки, будущие медсестры Доминика и Жофия, дали друг другу «страшную» клятву»: дружить вечно, быть вечно преданными одна другой, и никогда, никогда никакой мальчишка не должен помешать их дружбе.
«Неделя безумных» (Румыния) - многосерийная лента о приключениях атамана Ангела и верных ему гайдуков продолжается. Все пущено в дело, все испытанные приемы лихого приключенческого фильма: погони на горячих конях, кровавые схватки, любовь и предательство, разгульные пиры, смерть, и, наконец, огромная шкатулка с драгоценностями, сияющими всеми цветами радуги…
«Девушка с мельницы» (Югославия) — девушка по имени Нина связана с партизанами, иногда она выполняет их не очень сложные поручения. Её любимый Радован изменил своему народу, и стал пособником гитлеровских палачей. У нежной, загадочной, полной романтики девушки с мельницы не дрогнет рука, чтобы привести в исполнение суровый приговор партизан.
«Противник» (Индия) - при словах «индийский фильм» мы обычно представляем себе ленту, где много музыки, где звучат песни, где значительное место уделено рассказу о любви. Фильм «Противник» такому представлению не соответствует. Музыкальное сопровождение его очень скромно, необычайных, пламенных страстей в нем тоже нет. Герои — простые, ничем особенно не выделяющиеся люди.
«Запрещенные игры» (Франция) - картина Клемана, поставленная в 1952 году, и сейчас, спустя несколько десятилетий со времени ее создания, интересна. В фильме тема войны встает перед нами в своем особенно остром, особенно драматическом повороте. Война и дети. Детство, разрушенное, искалеченное, изуродованное войной.

Август 1973 года запомнился зрителям тремя фильмами:
«Дача» (18,9 млн. зрителей) - в основе комедии, как известно, лежит несоответствие.
Августовские хиты прошлых лет

А что может быть разительней несоответствия между прекрасными мечтами об отдыхе на лоне природы и жестокой действительностью? Двое немолодых супругов Егор Тимофеевич и Анна Петровы скопили деньги на покупку дачи. Все шло прекрасно, дача была удобной и недорогой, но денег, приготовленных для уплаты за нее, у покупателя в кармане не оказалось... Не смея признаться в этом хозяину дачи и тем более жене, Егор Тимофеевич попытался искать сочувствия у дачных соседей. Надо сказать, что сначала у него ничего не вышло. Главный кошмар начался тогда, когда при попытке поставить в доме печку хрупкая дача зашаталась и наполовину развалилась. Но тут-то, в этот трагический момент оправдалась народная мудрость, которая гласит: друзья познаются в беде, и не имей сто рублей, а имей сто друзей.

«Случайный адрес» (19,7 млн. зрителей) - все началось вроде бы, с пустяка, с детской шалости.
Августовские хиты прошлых лет
Группа подростков ночью забралась в пельменную, затеяла там шумную игру, побила посуду, а под конец устроила еще и пожар. В итоге же всего этого зачинщик «эксперимента» Слава Гунько оказался в детской колонии. Год пробыл он там, и год этот не пропал для него даром. Слава многое понял, многое передумал. Во всяком случае, вернувшись из колонии в свой город, он не отправился по «одному адреску», которым снабдил его кто-то из завсегдатаев колонии. Его устроили на большой завод работать и учиться. Но «один адресок» не затерялся. Им воспользовался дружок Славы Женька, пустозвон и шалопай, избалованный состоятельными родителями. Женька стал членом банды «волосатиков», «суперменов», возглавляемой опытным преступником по кличке «Чемпион» и коварной соблазнительницей Лялькой.

«Всадник без головы» (51, 7 млн. зрителей) - стремительный бег мустангов, схватка человека с ягуаром, погони, приключения и таинственный всадник в наброшенном на плечи индейском серапэ — всадник, у которого нет головы.
Августовские хиты прошлых лет
Мы в том удивительном мире, где усмиряют необъезженных лошадей, мастерски кидают лассо, владеют искусством, как по книге, читать по следам, оставленным зверем или человеком, в мире, где многое решает быстрый конь или меткий выстрел и где не на жизнь, а на смерть ведут схватку благородство и подлость, прямодушие и предательство, возвышенная любовь и эгоистический расчет.
«Я ирландец, — с гордостью произносит герой картины Морис Джералд. Его честная, прямая натура, горячее сердце, независимый и гордый характер с наибольшей полнотой раскрываются в столкновениях с Кассием Колхауном, офицером с замашками бандита и мировоззрением колонизатора. Их конфликт — не только соперничество в любви, но и столкновение убеждений.

Август 1976 года, апофеоз «застоя». Количество кинопосещений падает, девять из десяти фильмов – убыточные. Унылая идеология «застоя» сказалась на кинопрокате самым прямым образом – люди стали меньше ходить в кино. Но «Спутник кинозрителя» продолжает «зазывать» зрителей, суля незабываемые впечатления. В августе 1976 года киноафишу месяца представлял журналист Анатолий Макаров (обратите внимание – детективов стало больше, а производственных драм – меньше!)

«Ключи от рая» (Рижская киностудия) — это всего лишь деньги. Зубной техник покупает у некоего подозрительного субъекта подержанные золотые коронки и мосты. Деловито и профессионально, не отягащая совесть соображениями о происхождении этих протезов, и вдруг его лицо искажает гримаса боли — среди безличных коронок и фасеток обнаруживается протез, сделанный некогда его собственными руками для родной матери...
«Человек уходит за птицами» (Узбекфильм) - «Люди, проснитесь! Проснетесь, люди! Я видел, как в горах расцвел миндаль!» Люди просыпаются. Четверо заспанных мужчин, разозленные криком юноши, жестоко избивают его. Это ключ ко всей картине. Поэзия противопоставлена в ней «презренной» прозе. Духовная озаренность материальной выгоде. Мечта — грубой реальности.
«Чисто английское убийство» - мы застаем сочельник в типичном английском поместье, в родовом гнезде лордов Уорбеков, в классическом средневековом замке, с раз и навсегда установленным распорядком жизни. В разгар торжества в замке происходит убийство. Постепенно, с интригующей затяжкой, как того и требует традиция этого жанра, близится развязка...
«Незваные гости» (Грузия-фильм) - действие разворачивается на рубеже веков, на переломе цивилизаций, той патриархальной, что как будто бы сошла с клеенок Пиросмани, и грядущей авиационно-автомобильной. Первый сюжет можно назвать пародийным парафразом на тему Ромео и Джульетты. Вторая новелла повествует о пастухах, которые ночью забрались в погреб к своему хозяину отведать его знаменитого вина...
«Ирония судьбы» - фильм о любви. На общем этом «любовном фронте», как говорил Зощенко, «Ирония судьбы» стоит особняком. Фильм Рязанова и Брагинского рассматривает любовь как тончайший психологический процесс, полный ни с чем не сравнимого очарования. Знаменитое чудо зарождения любви, составляет, по сути, содержание этой картины.
«Потрясающий Берендеев» - Сережу Берендеева, после многократных проказ, переводят из обычной школы в ПТУ. Но дело в том, что Сережа — гений, человек из той же самой породы, что и Ломоносов, Фарадей и Эйнштейн. Как и великих его предшественников, Сережу томят великие же идеи. Однако за судьбу нашего героя можно не беспокоиться. Его не затравят, как Спинозу, и не предадут костру, как Джордано Бруно.
«Что человеку надо» (Молдова-фильм) - в современной кишиневской квартире празднуется новоселье. За столом все свои, товарищи по заводу, по цеху, по бригаде, торжество, можно сказать, семейное. Праздника, впрочем, не получится. Телефон принес тревожную весть: общую сослуживицу собравшихся, знаменитого бригадира Анну Дорма, свалил инфаркт.
«Награды и отличия» (Польша) - вечная тема польского кино. Война, трагедия оккупации, сменившаяся драмой внутреннего раскола, резкого и бескомпромиссного политического размежевания, возрождение страны из пепла и разрухи.
«Экзамены некстати» (Болгария) - у детей полно собственных моральных проблем, которые ничуть не мельче взрослых.
«Виноваты туманы» (ГДР) - фильм по новелле Фонтане покоряет подлинностью эпохи, грубой и живописной экзотикой персонажей, физически ощутимой реальностью среды. И как того требует традиция немецкого искусства, плотский надежный реализм героев неожиданно оттенен фатальным действием потаенных стихий.
«Никаких проблем» (Франция) - «черный юмор». Можно считать, что эта французская лента задумана и снята во многом по законам «гиньольной» стилистики. Один из главных персонажей этой картины — мертвец. Может быть, даже самый главный, без него ничего бы не было. Благодаря ему становятся общественным достоянием некоторые довольно-таки грязные подробности интимной жизни пожилого респектабельного господина.

Рекордсмен проката не только августа, но и всего 1976 года - «Табор уходит в небо» (64, 9 млн. зрителей)
Зрительский успех этого фильма предопределен уже его темой.
Августовские хиты прошлых лет
Уже его афишами, на которых изображено пестрое, яркое, победительное в своей женской прелести шествие цыганок, и бешеная цыганская скачка запечатлена, и остановлен жгучий взор красавца-цыгана.
Мир, запечатленный на пленке, — прекрасен. Не только в разливе рек, и не только в цветений горного шиповника, не только в страстной пляске или в обжигающем любовном взгляде, мир прекрасен даже в трудах бесконечной дороги, даже в бедности, не знающей гнета имущества, даже в смертельном риске.
Лойко Зобар — герой картины — конокрад. Но кража коней для него менее всего преступное действие, скорее действие поэтическое, да и не коней, если уж смотреть в корень, крадет он, а счастье, которым судьба обошла цыганское племя, мечту о счастье, воплощенную в неутомимом беге коня. Цыганская жизнь в картине это тоже как бы метафора человеческой жизни вообще.
Вот тут-то и прячется основной нерв картины — она ведь не только о красоте мира, но и о его жестокости, о том, что за свободу, за право никому не принадлежать и ничем не владеть приходится платить головой. Даже любовь, в тот момент, когда она заявляет о своих правах, когда требует она не только порыва страсти, но и взаимной ответственности, даже и она вступает в роковое противоречие с жаждой свободы. Только свободы. Невозможно вообразить гордую красавицу Раду, плясунью и ворожею, возле семейного котла. Невозможно представить себе удалого Лойко Зобара в качестве добродетельного смиренного мужа. Коса нашла на камень. Смерть - единственный достойный выход из этого прекрасного и трогательного конфликта.
фильмы
17-е небо6-й раундАлёшкина охотаБегущая по волнамБелые горыБелый взрывБелый маврБерег юностиБурьянВ джазе только девушкиВ Москве проездом...Вдвое больше или ничегоВенгерский набобВзорванный адВиноваты туманыВключите северное сияниеВсадник без головыГорячие тропыГроссмейстерДачаДверь без замкаДвижущиеся пескиДевичья клятваДевушка с мельницыДержись за облакаДон Жуан в ТаллинеЕго звали РобертЕль во ржиЖеня, Женечка и "катюша"Живая мишеньЗагнанных лошадей пристреливают, не правда ли?Запрещённые игрыЗачем человеку горы?Здесь нам житьЗолтан КарпатиИрония судьбы, или С лёгким паром!Ищите и найдётеКлючи от раяКолоннаКорабли не умираютКоролевская охотаКороль Гор и другиеКрасавицаМазандаранский тигрМного шума из ничегоМолодой балет мираНавстречу тебеНаграды и отличияНаследники военной дорогиНеделя безумныхНезваные гости (киноальманах)Нет ничего лучше плохой погодыНикаких проблем!Огни в Иванову ночьОжерелье для моей любимойОсетинская легендаПланета ОкеанПо собственному желаниюПоёт Муслим МагомаевПотрясающий БерендеевПриключения гайдука АнгелаПротивникПрофессор преступного мираПрощание с ПетербургомПьер - сотрудник милицииРодившийся в грозуРустам и СухрабСлучайный адресСнова живойТабор уходит в небоУ нас на заводеУчитель физкультурыХатабалаЧеловек без паспортаЧеловек из ресторанаЧеловек уходит за птицамиЧисто английское убийствоЧто человеку надоЧужие по кровиЭкзамены некстати

обсуждение >>

№ 1
китайский пилот доброволец (москва)   8.09.2014 - 19:02
Статья не понравилась. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

драма
США, 2018
драма, комедия
Беларусь, Германия, Россия, США, 2018
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
Австралия, США, 2018
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2018
боевик, комедия
Италия, 2017
детский фильм, сказка
Китай, США, 2018
биография, музыкальный фильм
Франция, 2017
комедия, семейное кино, фэнтези
Германия, 2016
арт-хаус
Германия, 2018
все фильмы в прокате >>