Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История кино >>

В Советском Союзе в прокат выходило немногим больше двух сотен фильмов в год. Около сотни лент, которые шли в кинотеатрах, приходились на зарубежное кино, причем все фильмы должны были пройти жесткий идеологический отбор.
Мир делился на социалистические страны и все остальные. Половину зарубежной продукции должны были составлять фильмы соцлагеря, а оставшаяся доля распределялась по квотам. Среди стран «капиталистического мира» приоритетом пользовались фильмы Франции и Италии – там были сильные компартии.
У зрителей же особенной популярностью пользовались французские и индийские ленты. Французское кино в Советском Союзе любили, оно было окном в мир. Почти каждый месяц на радость зрителям в киноафише появлялись «новинки» и у касс кинотеатров выстраивались очереди.


«Призрачное счастье», 1958 («Спутник кинозрителя», декабрь 1967 года. Кинокритик Е. Семенов).
Французское кино в кинотеатрах СССР
Когда узнаешь, что в фильме участвует Бурвиль, заранее настраиваешься на веселую волну, замечательный французский актер—мастер комедийных ролей.
В новом (!) франко-итальянском фильме вы познакомитесь с новым Бурвилем. Образ учителя арифметики Пьера Тардиве глубоко драматичен. Даже трагичен.
...Бывают такие люди, мелкие, эгоистичные, избалованные, для которых вся вселенная заключена в них самих. Респектабельная внешность и житейское благополучие до поры до времени прикрывают их подлинную сущность. Они даже могут показаться привлекательными. Наверное, так думала поначалу и Мари-Жозе, скромная, гордая девушка с тонкой душой и романтическими мечтами, но... но, к несчастью, некрасивая. Родители выдают ее замуж по газетному объявлению за Тардиве. Они уверены, что совершили выгодную партию. Сам Тардиве считает, что облагодетельствовал девушку. Впрочем, нет. Он ничего не считает — вот что самое страшное. Она просто его вещь. Так же, как холодильник, стиральная машина, дом. Для благополучия мещанина не хватает жены. Он приобрел ее. Вот и все.
Наверное, так и тянулись бы дни Мари-Жозе однообразно и пусто, если бы не случай. В результате автомобильной катастрофы Тардиве попадает в клинику замечательного хирурга, который предлагает сделать его жене пластическую операцию лица. Она будет красавицей! И она стала красавицей. Ярче всего исполнительнице этой роли М. Морган удалось передать то глубокое перерождение, которое так неузнаваемо изменило внешность, походку, движения Мари-Жозе. Неприметная женщина, довольствовавшаяся ничтожными крупицами радости, выпавшими на ее долю, обретает уверенность, самостоятельность. Первый раз в жизни ей захотелось купить красивое платье, бывать на людях.
Мужняя жена, вещь перестала быть вещью. Этого не могут потерпеть люди типа Тардиве. Вся ничтожная сущность его характера раскрывается в той системе травли и оскорблений, которые он находит, чтобы отомстить.

«Один человек лишний», 1967 («Спутник кинозрителя», декабрь 1968 года.Кинокритик Владимир Шалуновский)
Французское кино в кинотеатрах СССР
...Их было двенадцать. Двенадцать отважных людей, решительных и бесстрашных участников Сопротивления. Не щадя жизни, они боролись за свободу своей родины, за свободу любимой и прекрасной Франции. Гитлеровцам удалось схватить патриотов. И вот теперь они в камере смертников. Считанные часы остались до того момента, когда всех их поведут на казнь. Именно в эти часы партизанский отряд проводит исключительную по смелости и дерзости операцию. Нападение на тюрьму. Короткий, жаркий бой... И уже мчится по улицам города крытый грузовик, в кузове которого 12 бывших смертников. Двенадцать? Нет, в кузове тринадцать. Откуда же взялся тринадцатый, и кто он?
Оказывается, в камере ожидали казни тринадцать человек. Действительно ли всех их хотели казнить гитлеровцы или тринадцатый был специально подсаженный предатель? Что он за человек, как поступить с ним? Выяснить его личность пока не удается. Отпустить от отряда тоже нельзя: ему стали известны важные партизанские секреты. Оставить в отряде? Но он не хочет сражаться, он предпочитает быть в стороне от борьбы. «Я не за вас и не против вас» — говорит он партизанам...
Фильм «Один человек лишний», поставленный французским сценаристом и режиссером Коста-Гаврасом (это его второй фильм), — страница из истории второй мировой войны. Точнее сказать, из истории французского Сопротивления. С документальной обстоятельностью, последовательно и подробно ведется на экране рассказ о делах и днях одного из партизанских отрядов, о его людях, их мечтах и планах, их взглядах на жизнь, об их отношении к событиям, большим и малым. Основная мысль фильма: в борьбе, особенно в такой борьбе, как война, каждый человек должен определить свое место — за он или против, друг или враг, свой или чужой. Нейтральных, «наблюдающих» здесь быть не может. «Нейтралитет», какими бы благими соображениями он ни мотивировался, в конце концов оборачивается предательством.
Героя фильма, того самого тринадцатого спасенного (эту роль исполняет известный актер Мишель Пикколи), его «нейтралитет» привел к концу трагическому и бесславному. Он, буквально, повис над бездной, над стремительным и могучим горным потоком. Пройдет минута, другая, и он неминуемо погибнет. А до этого он погубил, возможно и невольно, очень многих хороших людей.

Приключения в загородном доме, 1966 («Спутник кинозрителя», сентябрь 1970 года. Кинокритик Андрей Эрштрем)
Французское кино в кинотеатрах СССР
Об этом фильме можно сказать, перефразируя слова Лермонтова: «Все это было бы смешно, когда бы не было так... страшно». Страсти начинаются сразу, как только владелец мощной фирмы переступает порог загородного дома. Он приглашен сюда одним из претендентов на выгодную должность директора европейских филиалов его предприятия.
Здесь сталкиваются автомобили и сталкиваются страсти. Мэтр Тереза, знаменитая адвокатесса, охотится за шумным делом, которое принесло бы и доход, и упрочило ее авторитет.
...Автогонки по ночному лесу... Таинственное исчезновение полицейского... Труп в багажнике. А может, не труп? И не в багажнике, а в моторе? Владелец загородного дома и прекрасного «мерседеса» предлагает полиции заглянуть именно в мотор... Но не в багажник. В багажнике таинственным образом очутился... исчезнувший полицейский... Труп под кроватью... Труп в гардеробе... Трупы исчезают из одного места и возникают в другом... Страшно? Горит респектабельный и галантный, холеный и импозантный седовласый сэр Кенигтон, горит не на работе. Горит не только в глазах высокого начальства. Горит не только его карьера. Горит он сам обыкновенным, ярким пламенем. Горит на свалке, вместе с мусором.
Здесь все таит опасность — круглая луна, электропроводка, коньяк Наполеон и даже горшок с цветами.
Но с опасностями и страстями соседствует любовь, с любовью — борьба за место директора европейских филиалов, улыбки сквозь вражду...
В ночном парке идет оживленная охота за... поцелуем. Но светит полная луна, и каждым кустом «охотников» подстерегает злой рок. Они, правда, этого не знают. Но мы-то знаем. И, возможно, кое-кому станет страшно.
Но тем не менее это смешно. И смешного в картине «Приключения в загородном доме» не меньше, чем страшного. Правда, приключения эти подчас далеки от изысканного юмора. Случается они — на грани допустимого...

«Супружеская жизнь», 1963 («Спутник кинозрителя», январь 1970 года. Кинокритик Нателла Лордкипанидзе)
Французское кино в кинотеатрах СССР
Нет сомнения, что «Супружеская жизнь» — фильм режиссера Андре Кайятта — многим покажется и проблемным, и интересным. Во-первых, необычна его форма: первая серия картины ведется от лица героя, вторая от лица героини; во-вторых, хорошо играют актеры — Жак Шарье и Мари-Жозе Нат, в-третьих, и в главных, автор старается избежать прямолинейности и назидательности, касаясь вопросов, которые ни того, ни другого не терпят.
И действительно — кто виноват в том, что после семи лет супружества Франсуаз и Жан-Марк расстаются? Они любили друг друга — да, они любят друг друга — тоже да, но все-таки они не могут жить вместе. Привлекательная особенность работ Кайятта в психологической и бытовой их достоверности. Все то, о чем рассказывает Жан-Марк, кажется абсолютно правдивым — особенно история Минуш и Милу, двух подростков, которым он, провинциальный судья, стремится помочь и у которых все бы кончилось хорошо, если бы не Франсуаз. Эта вставная новелла снята Кайяттом великолепно, в духе его лучших работ, таких, скажем, как «Перед потопом». Социальный анализ не подменяет здесь психологической характеристики персонажей, но сочетается с нею, дает картину правдивую и глубокую. Это то, что действительно влечет за собой размышление и сочувствие, хочет того режиссер или нет, но определенным образом компрометирует главных героев, обнаруживая их внутреннюю несостоятельность.
Не поймите нас превратно — мы говорим не о теме, которая абсолютно правомочна и таит в себе немалые возможности, но именно о героях как таковых. Узнав их поближе, мы вдруг понимаем, что они нам неинтересны, что не могут вызвать и не вызывают нашего расположения. Особенно Франсуаз с ее цепкой хваткой предпринимательницы. Недаром в ее воспоминаниях нет места Минуш и Милу — она так же равнодушна к ним, как и к призванию своего собственного мужа. Разумеется, она к нему привязана, однако, пожертвовать ради него чем-либо, просто считаться с тем, что ему дорого — этого вы от нее не ждите. Мысль режиссера в том, что взаимное счастье — во взаимном понимании. Не споря с ней, мы сомневаемся в другом: в способности героев фильма жить друг для друга. Впрочем, каждый зритель волен сделать свой вывод: картина дает возможности и для этого.

Время жить, 1968 («Спутник кинозрителя», сентябрь 1970 года. Кинокритик Андрей Эрштрем)
Французское кино в кинотеатрах СССР
Неторопливая, обстоятельная форма повествования как бы утверждает постоянность, незыблемость мира людей и вещей, наполняющих этот фильм. Но как эфемерна эта незыблемость, если попытаться разобраться в ее содержании, проанализировать то, что скрывается за внешним благополучием семьи французского рабочего. Казалось, на что бы жаловаться Мари. У нее любящий муж, хорошая квартира, даже автомобиль. Но все это не радует. Чересчур дорогой ценой достается это благополучие. Глава семьи Луи неделями не видит своих домочадцев. Уходит он на работу, когда в доме все спят, возвращается для того, чтобы перекусить и добраться до постели. И так изо дня в день, из года в год. Да, дорого стоит это бездуховное существование в мире красивых, современных вещей. И авторы фильма совсем недвусмысленно говорят: изнурительный труд, изматывающий физически и духовно, превращает человека в манекен, подрывает саму основу существования рабочей семьи…
Медленно, но верно наступает отчуждение, рушатся внутренние связи между мужем и женой, отцом и детьми. Ненужным, чужим становится приобретенное такой ценой благополучие.
Можно упрекнуть авторов фильма в некоторой сентиментальности. Это идет от жанра мелодрамы. Может быть, не совсем оправданно авторы его переходят от социального анализа к показу извечных биологических слабостей человека, увлечению Мари молодым учителем и т. п. Но все это не заслоняет главного — общества, делающего человека потребителем.
«Время жить» - просмотрев эту картину, начинаешь понимать горькую иронию его названия. Ведь на поверку время жить оборачивается временем разрушения человеческих ценностей, семейных устоев, любви и уважения друг к другу. Не может снять это ощущение и счастливый конец. Да, герои его поняли, что так, как они жили, жить нельзя. Но как жить по-другому в этом жестоком мире? Ответа на этот вопрос авторы фильма дать не могут.

«Господин Крюшо в Нью-Йорке», 1965 («Спутник кинозрителя», январь 1972 года. Кинокритик Виктор Орлов)
Французское кино в кинотеатрах СССР
Вам не надоел Луи де Фюнес?
Нет. И никогда не надоест. Потому что этот всемирно известный актер изобрел свой особый странный мир. Мир вроде бы нормальный, реальный, мир сегодняшних улиц, домов, реклам, автомобилей, напряженно-деловой и столь же напряженно праздной жизни — но в котором скачет, веселится, злится ненормальный, нереальный, очаровательный пожилой толстячок, типичный средний буржуа с вовсе нетипичным характером.
Он хотел бы перевернуть весь этот мир. Он обладает непостижимой глупостью— то есть полным пренебрежением к правилам поведения в мире и в обществе, полным отсутствием ориентировки, полным отрицанием реальной обстановки вокруг. Он обладает вулканическим, неудержимым темпераментом — что-то решив, чем-то вдохновившись, на что-то разозлившись, он движется к выдуманной цели с целеустремленностью и стремительностью торпеды, оставляя позади разбитые витрины, сорванные заседания, рассыпанные по всей улице ящики, ошеломленных друзей и родственников, поломанные лестницы и разбитые стулья...
Он вечно в движении, он прыгает, срывается, бежит, жестикулирует, гримасничает. Но Луи де Фюнес — француз. Луи де Фюнес — актер мирового таланта, и потому, танцуя на острие ножа, он нигде не срывается в безвкусицу.
Его искусство, конечно, сродни искусству клоуна. Но он — «солнечный клоун». На его «номере» — не прозревают. Но очень смеются.
Он хочет перевернуть мир. Но это — не протест. Это скоpee — поза. Мир остается непоколебленным, только чуть-чуть покареженным, ибо в картинах с де Фюнесом ломается и списывается в утиль в две раза больше вещей, чем в нормальном фильме.
Мир остается. И уходит из него — в новый фильм — толстенькая фигурка актера, который памятует: смех человеческий продлевает людям жизнь. О, это мудрая глупость!
И, реабилитировав артистическое понятие «глупости», мы можем с легким сердцем сказать: смотрите потрясающе глупый фильм с Луи де Фюнесом в потрясающе глупой роли! Обстановка — не важна. Сюжет — не важен. Окружение — тоже. Важно одно — в фильме снова будет скакать, веселиться, злиться, ломать стулья и судьбы, срывать заседания и двери Луи де Фюнес. Неумирающий де Фюнес. Жутко смешной де Фюнес.

«Преступление во имя порядка», 1971 («Спутник кинозрителя», сентябрь 1973 года. Кинокритик Татьяна Хлоплянкина)
Французское кино в кинотеатрах СССР
Фильм знаменитого французского режиссера Марселя Карне находится в русле исканий прогрессивных кинематографистов Запада. Резкий, публицистичный, откровенно обнажающий механизм социального конфликта, обычно скрытый для нас в пестроте судеб, характеров, будничных впечатлений, — этот фильм является типичным представителем того самого кинематографа, который принято теперь называть политическим...
Однажды ночью в мирную квартиру врываются чужие люди. Поднимают с постели хозяина, грубыми окриками торопят его и полуодетого, растерянного куда-то увозят. А потом в мрачной камере забивают до смерти, пытаясь вырвать признание в преступлении, которого этот человек вовсе не совершал. Кто эти люди? Убийцы.
Но — убийцы именем порядка. Потому что они облечены властью, они служат в полиции. И вот с этими-то слугами закона, творящими беззаконие, и вступает в бой главный герой фильма — следователь префектуры Бернар Левель, роль которого исполняет популярный французский певец Жак Брель. Подобный сюжет, основанный на расследовании преступления, типичен для современного западного политического фильма. Типичны и методы, которыми действуют преступники. Запугивание, шантаж, устранение важных свидетелей... Но у фильма «Убийцы именем порядка» есть одна особенность. Обычно в картинах такого рода борьба идет между представителями разных социальных групп: слуга закона противопоставлен шайке бандитов и убийц. В фильме же Марселя Карне конфликт разворачивается внутри самой системы правосудия: следователь Бернар Левел и его враги — это не только люди одной среды, но и кoллеги, одинаково ответственные за соблюдение закона порядка в своей стране. Это осложняет работу следователя, и в то же время обостряет социальный конфликт фильма, показывая нам, как страшно прогнила машина полицейского правосудия.

«Четыре мушкетера», 1974 («Спутник кинозрителя», сентябрь 1978 года. Кинокритик Юрий Богомолов)
Французское кино в кинотеатрах СССР
История этого фильма такова: известный французский режиссер Андрэ Юннебель вместе со своим постоянным сценаристом Жаном Аленом вышел прогуляться на Елисейские поля и случайно попал на концерт популярной группы «Шарло». Молодые певцы настолько покорили режиссера своим талантом, темпераментом, заразительностью комедийного обаяния, что он тут же решил снять картину специально для них, планируя заранее и обилие музыкально-танцевальных номеров, и всевозможные комедийные «кви про кво», и пародийность сюжета, словом, все то, что соответствовало бы умению и таланту популярного ансамбля. Помимо искреннего восхищения «Шарло» был, видимо, у режиссера и некоторый расчет: участие популярной группы, без сомнения, обеспечивало фильму большой зрительский успех. Существуют картины, которые как бы обречены на успех с момента замысла, и умение этот успех точно вычислить есть тоже своего рода талант. Успех сопутствовал Юннебелю на протяжении всей его работы в кинематографе. Он знаменит как постановщик фильмов «плаща и шпаги», фильмов, где стремительно развивается романтическая интрига, где благородный герой фехтует, гарцует на лошадях, являя зрителю чудеса храбрости, ловкости и проворства, сметает все препятствия на своем пути, чтобы получить в финале руку и сердце красавицы-героини. Благородного героя играл, как правило, один из популярнейших французских киноактеров Жан Марэ, сюжет заимствовался из какого-либо знаменитого литературного произведения (иногда классического, иногда откровенно бульварного), схема, лежащая в основе фильмов, не особенно видоизменялась, но успех неизменно был. Не меньшего, если не большего, успеха добился Юннебель, сняв комедийно-пародийную серию «Фантомас» все с тем же Жаном Марэ и с популярнейшим комиком Луи де Фюнесом. Одним словом, не будучи первооткрывателем в кино и особенно не претендуя на роль серьезного, «проблемного» художника, Юннебель честно и небесталанно развлекал зрителя, совершенно точно зная, что может этого зрителя заинтересовать в данный момент.
И вот теперь — « Четыре мушкетера», и снова формула успеха, вычисленная заранее, налицо. В главных ролях — участники популярной группы, уже хорошо известные зрителю по многочисленным пластинкам, концертам в знаменитом зале «Олимпия» и, кстати, уже не впервые появляющиеся на экране. Сюжет и вовсе знаменитый — с детства любимый роман Александра Дюма, правда, переосмысленный и переделанный специально для исполнителей. Бравые мушкетеры и их слуги как бы меняются местами, что вполне в русле старой доброй традиции: вспомним плутоватого Скапена, который водил за нос недалеких господ, был истинным хозяином положения и сюжета и в конце концов улаживал все недоразумения ко всеобщему удовольствию. Так и тут. Планше, Гримо, Базен и Мушкетон (их-то и играет группа в полном составе) — вот настоящие герои приключений, всем известных и памятных.
И где уж там всесильному кардиналу Ришелье, или королю Людовику, или злодею Рошфору тягаться с лукавыми и изворотливыми слугами, на стороне которых и народный здравый смысл, и знаменитый галльский юмор, и веками выработанное умение уворачиваться от господских зуботычин и колотушек.
Озорной, веселый, обильный приключениями сюжет стремительно несется вслед за неистощимыми на выдумку поющими и танцующими «Шарло», в то время как славные мушкетеры плетутся где-то в хвосте, на втором плане, проявляя в сто раз меньше находчивости и остроумия. Но вот самый опасный момент запутанной интриги: коварная миледи вот-вот обведет мушкетеров вокруг пальца. Что делать? И тут фильм неожиданно кончается. Но не насовсем. Опытный режиссер прибегает к уже испробованной формуле: ответ на вопрос вы получите в следующей серии. Смотрите продолжение — «Четверо против кардинала». Ну, разве можно усомниться в том, что конечная победа обеспечена, что успех ждет и преданных слуг и их хозяев-мушкетеров?

«Инспектор-разиня», 1980 («Спутник кинозрителя», ноябрь 1982 года. Журналист Галина Сенчакова)
Французское кино в кинотеатрах СССР
Французский кинематограф славится своими комедийными актерами: Бурвиль, Фернандель, Луи де Фюнес, Пьер Ришар.В фильме «Инспектор-разиня» вы встретитесь еще с одним комиком французского кино — Колюшем. Конечно, ему далеко до популярности Луи де Фюнеса, как и до славы умерших Бурвиля и Фернанделя. Однако имя этого актера не сходит с экрана — фильмов с его участием становится все больше и больше.
Успех Колюша прежде всего в демократичности образа-маски, созданного актером. Герой Колюша — простак, доверчивый, добродушный, несколько стеснительный, робкий, к тому же не очень удачливый. В силу своего характера он то и дело попадает впросак. В силу тех же причин умеет находить выход из трудного положения.
Инспектор-разиня — это он. Разумеется, фильмы с Колюшем всегда комедии. Однако, смех смехом, но иногда комедия оборачивается и драматической стороной. А иногда в ней присутствуют невероятные приключения. Например, в «Инспекторе-разине» есть весь детективный набор — полицейские, преступник, даже не один, наконец, есть преступление. Разумеется, все в комедийном варианте.
Раскрывать тайны детективного сюжета, даже в комедии, значит нарушать правила игры. Скажем только, что авторы приложили максимум усилий для того, чтобы сюжетные ходы были самые остроумные, ситуации самые смешные, а тайны, которые должен разгадать разиня, самые загадочные.
И надо сказать, что во многом они преуспели. Представьте себе — молодой полицейский Мишель Клеман мчится на место преступления для того... чтобы стать лишь «жертвой» следственного эксперимента. А «активный» участник этого эксперимента — убийца, да еще с эротическим комплексом.
Или — Мишель убежал из полиции: его подозревают в связи с преступным миром. Он прячется в семейном склепе. Ему хочется есть, но за кладбищем следят коллеги-полицейские, разыскивающие инспектора. Мама разини, поднаторевшая в конспирации, все-таки сумела принести сыну завтрак — огромный могильный венок... из фруктов и овощей.
Представьте себе, как смешон в этих ситуациях Колюш, который, к тому же, переодевается в женское платье. Впрочем, Колюш смешон даже в ярости. У Жерара Депардье, знаменитого партнера Колюша по этой картине, глаза от ужаса лезут на лоб, когда разиня крушит бульдозером дом, где он спрятал не в меру любопытную журналистку-заложницу. А мы смеемся. Значит, комедия удалась...

обсуждение >>

№ 5
Deighton (( Sochi))   30.05.2019 - 11:44
Даааа- старое французское кино, это событие, особенно когда сравниваешь с современным в том числе французским, в те времена каждый второй фильм был удачен, а какие актеры ! Сейчас- то уже и звезд... читать далее>>
№ 4
korr   29.03.2015 - 07:47
Спасибо за память... Обращаюсь к тем, кто находит и может выложить фильм на трекере. В 1968 году в прокате шёл фильм " Un homme de trop, 1967" ( Один человек лишний ) с прекрасными французскими... читать далее>>
№ 3
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)   24.03.2015 - 21:56
В советском кинопрокате из западных фильмов больше всего показывались французские, на втором месте по количеству были итальянские. Возможно, по этой причине европейское кино я предпочитаю голливудскому. читать далее>>
№ 2
НатальяВР (Москва)   23.03.2015 - 22:03
Да, пожалуй, и я больше французских посмотрела. "Четыре мушкетёра" помню, смотрели ещё тогда. "Налево от лифта" мы смотрели без перевода, во французском посольстве. "Бум"... читать далее>>
№ 1
Т-татьян@   23.03.2015 - 05:41
Из иностранных в нашем прокате я тоже посмотрела больше всех французских. Из перечисленных в статье застала только "Инспектор-Разиня". Смотрела в кино: "Дива", "Черная мантия... читать далее>>

Афиша кино >>

мистика, триллер, фэнтези, экранизация
Великобритания, Германия, Россия, Украина, Чехия, 2014
драма
Бразилия, Дания, Норвегия, Уругвай, Чили, Швеция, 2019
драма, криминальный фильм
Россия, 2019
триллер, фильм ужасов
США, Сербия, 2019
фэнтези
Франция, 2019
боевик
США, 2019
драма, мистика, фильм ужасов, фэнтези
Ирландия, Великобритания, 2016
драма
США, 2019
романтическая комедия
Россия, 2019
драма, мистика
Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен