Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История кино >>

«Если хочешь, чтобы деревья стояли кверх ногами, то заберись на одно из них, привяжи один конец веревки к ветке, другой – к своей ноге, а затем прыгай вниз – и тогда все деревья будут кверх ногами» – такой цитатой из Даниила Хармса начинается фильм Натальи Митрошиной «Падение в небеса».
В истории кинематографа трудно вспомнить удачные экранизации «трудных авторов», а в этой ленте и вовсе сплетены воедино сюжетные и философские мотивы двух необычных творцов первой половины двадцатого века – Даниила Хармса и Густава Майринка. Хотя чувствуется не только их присутствие, фильм дышит «пражским» воздухом, а в его структуру включены и «советский агитплакат», и сюрреализм, и «театр абсурда». Но без этого и не могло возникнуть это произведение – такой материал можно передать только с помощью родственного видения мироустройства.
Картина построена на цитатах. И дело не в форме, а в сюжетном материале. Костяк всего, что творится на экране, - цикл миниатюр «Случаи» и дневники мастера абсурда. Наблюдения автора объединены одним персонажем – подручным монтером (Александр Рахманинов), который проходит своеобразные «круги Хармса» на территории жилого дома, куда пришел чинить проводку. А в результате починили самого электрика, а точнее, очистили его душу (но, возможно, и очернили – смотря с какой точки зрения смотреть).
Режиссер, следуя за мыслью писателя, создает в отдельно взятом доме маленькую модель Вселенной, в которой заключены все пороки и типажи (поневоле вспоминаешь песенку про «Коммунальную страну»). Тем не менее, каждый персонаж наделен частичкой любви, стремлением к лучшему (куда же без этого – действие происходит в начале Великой Отечественной).
Не обошлось и без трагедии. Сначала в жизни, где погибла сценаристка Ольга Завазальская (вместе с группой Бодрова), вместе с которой Митрошина обсуждала возможность переложения Хармса на экран. А затем в сюжетной канве картины появилась сцена допроса писателя, оказавшегося в застенках НКВД. Но и здесь мастер обернул трагедию в комедию, взяв на себя роль следователя. Нелегка судьба и самой картины, которая доходила до зрителя восемь лет, а внимания фестивалей она вообще была лишена…
Зритель у этого фильма должен быть, хотя абсурд и не каждому понятен. В памяти обязательно засядут образы, лица, необычные визуальные находки художника (была использована компьютерная графика), песни (одну из них – «Пограничники» – исполняет Дмитрий Персин, знакомый театралам по спектаклю «Чапаев и Пустота», он же и капитан НКВД по фильму). А летающие дворники и новорожденные младенцы затмевают собой и образы молотков из культовой концертной программы «Стена» группы «Пинк Флойд».
По итогам получается, что фильм Митрошиной – это размышление о боге, о человеке, о тоталитаризме, о Жизни и Смерти, о Любви и о Вечном. За полтора часа происходит тысяча событий, и каждый волен их интерпретировать в меру своих возможностей. А это – залог того, что картина оставит след в умах и заставит хоть на секунду задуматься о чем-то другом, кроме власти и денег…

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

боевик, драма, криминальный фильм, триллер
США, Германия, 1999
драма, экранизация
Франция, 2018
комедия, экранизация
Бельгия, Франция, 2019
драма, криминальный фильм
Франция, 2018
драма, исторический фильм, мелодрама
Великобритания, США, 2018
научная фантастика, триллер
Индия, 2018
драма, мелодрама
США, Румыния, Великобритания, Россия, 2019
драма, триллер
Бельгия, Франция, 2018
детский фильм, комедия, научная фантастика, приключения, семейное кино, экранизация
Германия, Бельгия, 2016
комедия, научная фантастика, фильм ужасов
Австралия, 2018
фарс
Россия, 2018
биография, музыкальный фильм
Великобритания, США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен