Падение в небеса


статья


24 июля 2007

«Если хочешь, чтобы деревья стояли кверх ногами, то заберись на одно из них, привяжи один конец веревки к ветке, другой – к своей ноге, а затем прыгай вниз – и тогда все деревья будут кверх ногами» – такой цитатой из Даниила Хармса начинается фильм Натальи Митрошиной «Падение в небеса».
В истории кинематографа трудно вспомнить удачные экранизации «трудных авторов», а в этой ленте и вовсе сплетены воедино сюжетные и философские мотивы двух необычных творцов первой половины двадцатого века – Даниила Хармса и Густава Майринка. Хотя чувствуется не только их присутствие, фильм дышит «пражским» воздухом, а в его структуру включены и «советский агитплакат», и сюрреализм, и «театр абсурда». Но без этого и не могло возникнуть это произведение – такой материал можно передать только с помощью родственного видения мироустройства.
Картина построена на цитатах. И дело не в форме, а в сюжетном материале. Костяк всего, что творится на экране, - цикл миниатюр «Случаи» и дневники мастера абсурда. Наблюдения автора объединены одним персонажем – подручным монтером (Александр Рахманинов), который проходит своеобразные «круги Хармса» на территории жилого дома, куда пришел чинить проводку. А в результате починили самого электрика, а точнее, очистили его душу (но, возможно, и очернили – смотря с какой точки зрения смотреть).
Режиссер, следуя за мыслью писателя, создает в отдельно взятом доме маленькую модель Вселенной, в которой заключены все пороки и типажи (поневоле вспоминаешь песенку про «Коммунальную страну»). Тем не менее, каждый персонаж наделен частичкой любви, стремлением к лучшему (куда же без этого – действие происходит в начале Великой Отечественной).
Не обошлось и без трагедии. Сначала в жизни, где погибла сценаристка Ольга Завазальская (вместе с группой Бодрова), вместе с которой Митрошина обсуждала возможность переложения Хармса на экран. А затем в сюжетной канве картины появилась сцена допроса писателя, оказавшегося в застенках НКВД. Но и здесь мастер обернул трагедию в комедию, взяв на себя роль следователя. Нелегка судьба и самой картины, которая доходила до зрителя восемь лет, а внимания фестивалей она вообще была лишена…
Зритель у этого фильма должен быть, хотя абсурд и не каждому понятен. В памяти обязательно засядут образы, лица, необычные визуальные находки художника (была использована компьютерная графика), песни (одну из них – «Пограничники» – исполняет Дмитрий Персин, знакомый театралам по спектаклю «Чапаев и Пустота», он же и капитан НКВД по фильму). А летающие дворники и новорожденные младенцы затмевают собой и образы молотков из культовой концертной программы «Стена» группы «Пинк Флойд».
По итогам получается, что фильм Митрошиной – это размышление о боге, о человеке, о тоталитаризме, о Жизни и Смерти, о Любви и о Вечном. За полтора часа происходит тысяча событий, и каждый волен их интерпретировать в меру своих возможностей. А это – залог того, что картина оставит след в умах и заставит хоть на секунду задуматься о чем-то другом, кроме власти и денег…

Макс



История кино сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия статьи: //www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/451/