Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История кино >>

Нужна кинофантастика. Вернее, хорошие фантастические фильмы. А их у нас мало. В 1979 году киностудия Таллин-фильм выпустила на экран сразу две (!) фантастические картины.
Первый из них — «Дознание пилота Пиркса» (режиссер М.Пестрак), поставленный по мотивам произведений С. Лема, переносит нас в эпоху освоения космического пространства... человекообразными роботами.
...Командиру корабля пилоту Пирксу (С. Десницкий) поручено нелегкое задание: разгадать, кто из членов экипажа «нечеловек» Космонавтов (людей и роботов) играют известные актеры: В.Ивашов, А.Кайдановский, 3.Лесень. Но, к сожалению, их характеры даны лишь эскизно. Поэтому основное внимание зрителей невольно переключается на впечатляющий антураж: ручки управления, мигающие табло, проход ракеты сквозь узкую щель в метеоритной пыли. Броско снята и сцена гибели одного из роботов — Кальдера (3. Лесень). Разрывается эластичная ткань, имитирующая кожу, обнажая артерии и вены цветных проводов...
Зрелищность выходит на первый план. Размышления — на второй. Зрелищем в чистом виде фильм не стал из-за предпринятой попытки рассмотреть нравственную проблему сотрудничества людей с их электронными подобиями, из-за утомительно длинных бесед, монологов, во многом имеющих скорее не психологический, а информационный смысл. Фильм-исследование, философское размышление тоже не получился.
Пожалуй, больше всего в картине запоминаются отдельные находки оператора. (Я. Павловский) и художника (В. Жилко) в области цвета, декорации, интерьеров. Высокая изобразительная культура (не в пример безликой, стерильности «Туманности Андромеды»), конечно, немаловажна. Но хотелось бы, чтобы фильм был интересен прежде всего правдой человеческих характеров.

Таким удачным сочетанием глубины психологии героев с яркостью, неординарностью изобразительного решения представляется другая эстонская картина — «Отель «У погибшего альпиниста» (по мотивам повести Стругацких) режиссера Г. Кроманова.
... Перед инспектором полиции Петером Глебски (У.Пуцитис) возникает почти неразрешимая проблема. В отрезанном от всего света лавиной горном отеле (традиционная, на первый взгляд, ситуация «замкнутого пространства») совершено преступление, причем не без участия представителей... внеземной цивилизации. Одни из постояльцев — люди, другие... Кто есть кто? Также, как и в «Дознании...» ответ на этот вопрос главный герой ищет вместе со зрителями.
Можно ли судить пришельцев по законам долга и элементарной человечности? Актер У. Пуцитис передает сложный путь ошибок, догадок и сомнений, который проходит инспектор Глебски в поисках истины. И удача Пуцитиса не единична. В картине сложился отличный актерский ансамбль: Ю. Ярвет, Т.Хярм, И. Кряузайте, Л. Петерсон. Каждый из них играет в своем ключе, ни на миг не выпадая, однако, из общего стиля.
Создать нужное изобразительное решение такого фильма — задача непростая. Во время съемок Г. Кроманов говорил о том, что основным принципом постановки будет стиль гиперреализма, то есть на экране все должно стать сверхдостоверно: любая деталь, любая мелочь...
Замысел авторов удался. Используя светоцветовые вспышки и полутона, зеркальные отражения и неоновые блики,, оператор Ю. Силларт добивается того, что все происходит как будто во вполне реальной обстановке, даже слишком реально. Строгие вершины, окружающие отель, в холодновато-фиолетовых солнечных лучах кажутся осколками далеких планет... Цвет в фильме вообще играет огромную роль, в немалой степени благодаря умело подобранному художниками и декораторами тону интерьера, костюмов.
...Звучит необычная музыка, сквозь которую едва пробиваются слова на каком-то непонятном языке. Извивающиеся фигуры белокурого красавка Олава (Т. Херм) и Брюн (Н.Ожелите), переплетаясь с зеркальными отражениями и переливами стекла самых невообразимых оттенков, создают впечатление оторванности от Земли, сказочного полета...
Изобразительное решение полностью подчинено драматургии: за мнимым весельем постояльцев чувствуется скрытый драматизм, подготавливающий нас к дальнейшим трагическим событиям.
В заключение хочется сказать несколько слов о жанре «Отеля...». Его можно определить как фантастический детектив. А многочисленные, так называемые «средние», детективы приучили нас к ослабленной напряженности интриги. В самом драматическом моменте на помощь герою картины приходит палочка-выручалочка: неожиданная помощь, неловкость противника, подвернувшийся под руку гаечный ключ и т.п. Кинематографисты «щадят» нервы зрителей.
Г.Кроманов построил «Отель...» по иным законам. Напряжение в фильме постепенно и неуклонно нарастает по мере развития действия. Атмосфера близкой, но недоступной разгадки тайны способна захватить даже зрителей, знакомых с повестью Стругацких.
«Отель «У погибшего альпиниста» — одно из самых значительных произведений кинофантастики последних лет. И причина его успеха — в гармонии идеи, впечатляющей актерской игры, зрелищности, изобразительного строя с умелым использованием технических возможностей.

Афиша кино >>

драма
Россия, 2018
драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, США, 2018
арт-хаус, драма
Дания, Швеция, 2019
комедия, мелодрама, приключения, семейное кино, спортивный фильм
Россия, 2019
боевик, драма
Россия, 2018
детский фильм, семейное кино, сказка, фэнтези
Китай, 2017
драма, молодежный фильм, музыкальный фильм
Россия, 2019
психологический триллер, боевик
Канада, США, 2018
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Германия, 2018
драма, комедия
Франция, Бельгия, 2019
семейное кино, сказка
Япония, 2017
фильм о животных
Великобритания, Канада, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен