Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

История кино >>

В издательстве СЛОВО/SLOVO вышла книга «Время Прокофьева. Музыка. Люди. Замыслы. Драматический театр», которую написала Марина Раку — историк музыки и театра, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания и заведующая музыкальной частью в «Мастерской Петра Фоменко». С одной стороны, книга рассказывает о творчестве, идеях и задачах Прокофьева (в том числе его словами — обильно приводятся дневниковые записи и письма), с другой — об эпохе, культуре и других героях XX века. В том фрагменте, который мы публикуем с любезного позволения издательства, речь пойдет о Всеволоде Мейерхольде, Владимире Маяковском и Дмитрие Шостаковиче, сыгравших в жизни Сергея Прокофьева определенную роль.

«В России не так уж хорошо»: как Прокофьев не написал музыку к спектаклю Мейерхольда по Маяковскому

Неожиданно, уже через месяц после своего возвращения из Парижа в начале января 1929 года, Мейерхольд присылает СП телеграмму с предложением сочинить музыку для спектакля «Клоп» по пьесе Владимира Маяковского:

«Телеграфьте согласие написать музыку новой пьесе Маяковского, готовящейся моем театре к началу февраля. Музыкальных номеров немного. Возможна ли выплата гонорара здесь? В случае согласия немедленно вышлю пьесу отметкой мест, требующих музыкального оформления».

СП был в то время занят сочинением балета «Блудный сын» и без раздумий отклонил предложение:

«Очень интересно, но, если приму Ваш заказ, не поспею закончить балет Дягилеву, поэтому принужден отказаться».

В письме Мейерхольду от 8 января он подробнее мотивировал свое решение:

«Дорогой Всеволод Эмильевич,
Очень мне показалось аппетитным написать несколько музыкальных номеров для постановки пьесы Маяковского в Вашем театре. Но все это выходит слишком скоропалительно — и после 24-часового рассуждения я должен был послать Вам отрицательную телеграмму. Главная причина в том, что я сейчас разработался над дягилевским балетом. Прерывая эту работу, боюсь потерять взятый разбег. Кроме того, в феврале или марте я не теряю надежды приехать в СССР — тогда я и вовсе рискую не закончить балет к сроку. Наконец, я все-таки не мог браться за вещь, о духе и настроениях которой я не имею ни малейшего представления. Как жаль, что ни Вы, ни Маяковский не объяснили мне во время Ваших пребываний в Париже содержания пьесы и той роли, которая предназначается в ней для музыки!..»


С пьесой СП в тот момент не был знаком. В письме от 23 марта он сообщал Мейерхольду о новой встрече в Париже с ее автором. Однако где и по какому поводу она произошла, неясно.

«Мельком видел Маяковского, который рассказал об успехе Клопа, — жму Вашу руку и поздравляю. Спасибо за рецензии и забавные анонсы о нем».

Музыку к спектаклю по просьбе режиссера сочинил работавший тогда у Мейерхольда заведующим музыкальной частью Дмитрий Шостакович.

«В России не так уж хорошо»: как Прокофьев не написал музыку к спектаклю Мейерхольда по Маяковскому

Позже на чтении фрагментов из «Клопа», которое устроил Маяковский, СП убедился, что был прав, отказавшись:

«В пьесе есть хорошие моменты, но есть остроты просто невыносимые — и тут видно, какая пропасть лежит между Россией и заграницей! В пьесе Маяковского какой-то новый, невероятный мир, мне чуждый. Однако на это надо смотреть спокойнее. Ведь и раньше был мир Островского, тоже совсем особый, от которого хотелось на свежий воздух. Так, верно, и из мира «Клопа» самим же действующим лицам хочется вон, на волю!» [11.04.1929]

Своими ощущениями с Мейерхольдом он, однако, не поделился, любезно демонстрируя заинтересованность судьбой спектакля:

«Маяковский, когда был в Париже, читал мне отрывки из Клопа и говорил, что Вы собираетесь весной привезти его сюда».

И эти планы Мейерхольда не сбылись. Театр выехал на гастроли лишь в 1930 году, а уже через несколько дней после отъезда труппа получила известие о самоубийстве Маяковского.

Весной 1929-го, раздумывая «ехать — не ехать в Россию?», СП получает письмо от Мейерхольда…

«из которого можно заключить, что в России не так уж хорошо (если я поеду, то втянут в писание политической музыки)».[31.05.1929]

Это был дружеский жест: письма перлюстрировались, Мейерхольд не мог этого не учитывать, но все же написал опасную правду. СП решил ехать. Общение с Мейерхольдом в новый приезд СП в Москву осенью 1929 года было чрезвычайно тесным. Начиная с приглашения остановиться у них с Райх в Брюсовом переулке (от которого СП сначала с благодарностью отказался, а потом все же воспользовался) до ежедневных встреч, посещения репетиций, собраний и театральных показов, ужинов и обедов на квартире у Мейерхольда.

«В России не так уж хорошо»: как Прокофьев не написал музыку к спектаклю Мейерхольда по Маяковскому

Судя по пригласительному билету от 26 сентября на «Ревизора» в ГосТиМ в московском архиве СП, дело с постановкой его балета в Большом как будто бы продвигалось: на обороте контрамарки указан адрес парижского издательства, которое высылало исполнителям нотный материал, а ниже крупно написано и подчеркнуто: «Стальной скок». Видимо, речь зашла уже о переговорах с издательством. Перед «Ревизором», открывавшим сезон, был анонсирован доклад Мейерхольда «Пятилетка и расстановка сил на театральном фронте в 1930 году». Однако прогнозы жизни театра в ситуации бесконечно меняющейся политической жизни не могли быть провидческими. Режиссер продвигал будущую постановку балета СП в Большом, повсюду рекламируя ее и словно не замечая усиливающейся консолидации ее противников. Впрочем, замечал, конечно, — недаром СП записал:

«Мейерхольд в новой собственной квартире: отличная. Настроение — полная противоположность: недавно вычистили 15%. Консультант в Большом театре с решительным влиянием. Говорит — необходимо, чтобы я тоже, хотя бы живя за границей». [30.10.1929]

Но, помимо Мейерхольда, никто об этом заговаривать с СП не станет. 30 октября СП побывал вместе с Маяковским и Мейерхольдом на читке и обсуждении новой пьесы Маяковского «Баня» в клубе рабочих Первой образцовой типографии Госиздата. Композитор посетил и постановку Мейерхольда, от которой отказался год назад:

«Иду на «Клопа». Я его уже кусочками слышал от Маяковского в Париже, и тогда впечатление было скорее неприятное. Сейчас я убедился, что в самом деле пьеса грубая, а с точки зрения сцены не слишком изобретательная. <...> Не досмотрев «Клопа», в Большой театр — играть «Стальной скок», в десять часов». [14.11.1929]

О музыке Шостаковича им не было сказано ни слова.

обсуждение >>

№ 1
Дашустик   23.11.2022 - 19:59
Очень интересно такие подробности всегда узнавать! Вроде дело было так давно, но таких людей сложно забыть, они всегда остаются в памяти народа читать далее>>

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, семейное кино
Россия, 2022
драма, триллер
Россия, 2022
драма, триллер
Россия, 2022
драма, комедия
Швеция, Великобритания, Греция, Франция, США, 2022
боевик, вестерн, научная фантастика, семейное кино, фэнтези
США, 2021
боевик, военный фильм, драма, экранизация
США, 2022
фильм ужасов
Индонезия, 2022
детский фильм, приключения, семейное кино
Бельгия, Нидерланды, 2014
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2022
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен