«Юрьев день»: Кино для избранных


статья


19 сентября 2008

Ни для кого ни секрет, что кино делится на две категории: для всех и для избранных. К первым относятся многочисленные блокбастеры, комедии, мелодрамы и иже с ними, и представлять их не имеет смысла – каждый может назвать не один десяток подобных фильмов. Со второй группой дело обстоит чуть сложнее. Ведь среди них есть и безусловные кассовые хиты, и чисто жанровые работы. Но порой можно наткнуться на произведения не только с ярко выраженными авторскими позицией и стилем, как у отца нашего арт-хауса Андрея Тарковского, но и с неудобной для восприятия манерой съемки, как у Алексея Балабанова в «Грузе 200» и Кирилла Серебренникова в «Юрьеве дне».
Алексея Октябриновича мы трогать не будем – он добился того, что его картины вошли в анналы истории кино, как самые жестокие и нелицеприятные. О новой картине Кирилла Семеновича, памятного многим по интерпретации шекспировского «Гамлета» под кодовым названием «Изображая жертву», стоит поговорить подробней.
Представьте себе, что вы приезжаете к себе на родину, в глухую провинцию, будучи известным человеком. На шикарном авто, с сыном-красавцем, в норковой или песцовой шубе, с навороченным сотовым, в котором имеются номера телефонов самых влиятельных людей столицы… И в первый же день вы теряете сына, потом одеваете телогрейку, а телефон вам ни к черту не нужен, потому как здесь, в глухомани, царят совсем другие законы. Разумеется, в скором будущем вам будет уже все равно, что случилось с вашей машиной, потому как вы полностью поглощены поиском пропавшего ребенка.
Но эта история не триллер и не ужастик. Перед вами трагедия чистой воды. Жестокая, жесткая и неприглядная. Наружу выползают самые низменные черты человеческих характеров, испорченных безвыходностью и монотонностью существования в провинции. Сантиментам места нет, но свет в душе, которую поначалу теряет главная героиня с утратой своего оперного голоса, все же можно отыскать, если поступать так, как велит ей сердце.
Серебренников славится тем, что создает из ситуаций, порожденных нашей суровой действительностью, трагические постановки, наполненные иронией и сарказмом. Несмотря на безумства, происходящие в «Пластилине», зритель ловит себя на мысли, что порой ему смешно. На дикой смеси трагедии и комедии построен и дебют режиссера в кино. Но в «Юрьеве дне» практически ничего не остается от юмора, если не считать саму абсурдную ситуацию, созданную единомышленником Александра Сокурова – маститым драматургом Юрием Арабовым.
Зрителю будет тяжело воспринимать мрачное нутро сюжета, но оно абсолютно не вымышлено, как посчитают многие. Мы просто стараемся не обращать на это внимание, закрываем глаза на многие ужасы нашей повседневной жизни. Обвинения же вроде фразы «зачем такое показывать, нам и так хватает дерьма» абсолютно несостоятельны, потому как мы видим все с обычной, а не художественной точки зрения. Да и сомневаюсь я, что многие, как героиня фильма, работают в заведениях, именуемых «наркодиспансерами» или «хосписами». Хотя такие люди есть – вот они-то пусть и судят фильм с позиции правдивости показанных в нем событий.
Картина очень сильная и по-настоящему цепляющая. Невозможно пройти мимо изумительной операторской работы Олега Лукичева. Зимние пейзажи, перемежающиеся с мрачными застенками больницы, создают потрясающий эффект. Каждый кадр нельзя назвать лишним, все выверено до мельчайших деталей. За это спасибо художнику Юрию Григоровичу. И, конечно же, узнаваемая манера работы Кирилла Серебренникова, который на этот раз избежал каких-то ассоциаций, но сохранил любовь к разговорному языку.
Актерский ансамбль, как и в театральных постановках, слаженный. Особняком держится только «Лавроненко в юбке» - Ксения Раппопорт, получившая за свою филигранную работу приз в Локарно. Ее роль трудно описать словами, подобное я уже не видел давно, со времен Ингрид Бергман и Роми Шнайдер. Достоверным получился следователь у Сергея Сосновского. Сына главной героини сыграл на неплохом уровне для своего возраста Роман Шмаков. Мои же симпатии – на стороне персонажа Тимофея Трибунцева, который в очередной раз блестяще продемонстрировал «сатириконовскую» манеру игры. Любо-дорого понаблюдать за каждым движением его персонажа – буйного пьяницы. Если в жизни эти личности вызывают отвращение и брезгливость, то в кино они превращаются в смешных чудаков.
По сюжету же новый фильм Серебренникова мне напомнил «Однажды в провинции», который, кстати, также выходит в сентябре. Но «Юрьев день» гораздо сильнее и объемнее, чем дебют Кати Шагаловой. Остается только пожелать терпения его немногочисленным зрителям. Ведь несмотря на мрачность, картина повествует о поисках себя в этом безжалостном мире, о душе и покое, который так нужен не только нашей героине, но и всем нам. Нельзя сказать, что мне по нраву ее выбор. И все же, как вариант, он весьма правильный и, честно говоря, закономерный.
Не бойтесь трудного кино. Возможно, оно сделает вас честнее по отношению к самим себе…



История кино сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия статьи: //www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/832/