Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История кино >>

Когда-то давно попался мне на глаза фельетон, не помню уже его названия, да и фамилию автора подзабыл, помню только - что-то о графоманах. И была там такая фраза: «Когда до Октябрьской революции один человек носил по редакциям стихи с припиской: «подражание Лермонтову» - его здорово били». После революции бить перестали, но была цензура, которая, при всем ее неприятии, все же отсекала халтуру, отделяла зерна от плевел. Сегодня и цензуры нет, и не бьют… а жаль!
Некоторым не мешало бы всыпать по первое число. Если бы сие зависело от меня, я бы, прежде всего, наподдал, как следует, нашим киношникам. И не новоявленным «гениям». Нет, этих я бы трогать не стал - что с них взять! Я бы наподдал серьезным мастерам. Например, Евгению Матвееву.
Хороший, блистательный актер, талантливый режиссер, сценарист… за что же?.. Да вот за то самое, за «подражание». Ладно бы - Лермонтову, так ведь подражает Матвеев такой серости!..
На днях (в начале ноября) по российскому каналу, очевидно в связи с новорусским праздником – с Днем то ли согласия, то ли примирения, показали матвеевскую кинотрилогию «Любить по-русски». С великолепным актерским созвездием – сам Матвеев в роли Мухина, Галина Польских в роли крестьянки Екатерины, Никита Джигурда – Виктор Курлыгин, Лариса Удовиченко и другие. За что же – наподдать?
Хорошее было советское кино, когда оно было свое, советское, когда киношники не копировали заокеанских мастеров, не старались походить на них. Когда начинали копировать Голливуд, как это делали Александров с Любовью Орловой, кино было плохим! Как хотите – а картины Александрова были откровенно плохи! Конечно, критиковать их было не принято, тем более, что и Сталину нравились, поэтому, все хвалили, но сегодня, я полагаю, можно. Цензуры нет, да и никому я не обязан, могу себе позволить высказать именно то, что думаю.
Евгений Матвеев поставил хороший фильм, прелестный, очаровательный фильм, если бы не некоторые «но». И тема хороша – борьба фермеров против криминала, а в более широком смысле борьба русских против чуждой идеологии, чуждого образа жизни, и идея – любить русское, любить Россию, не давать ее на поругание темным силам… Если бы, повторяю, не одно «но»!.. Если бы не явное, прямо таки бьющее в глаза подражание голливудовскому ширпотребу.
Ну, в самом деле! Приехал к Полине (Ольге Егоровой) сбежавший некогда от нее муж, Михаил (Виктор Раков), а она уже вышла замуж за местного священника, стала матушкой. И вот, пока поп в соседней комнате занимался беспризорными ребятишками, а затем чинил прохудившуюся крышу, Михаил на кухне повалил на плиту матушку Полину и… Одним словом… приблизил.
И что интересно! Только что Полина смотрела на него с ненавистью, говорила презрительно и остервенело пыталась прогнать, а как только он ее повалил, тут же и притихла, как курица под петухом, тут же и застонала сладострастно, по-коровьи, тут же и закряхтела. А чтоб не думал, что она – «такая», слабо сопротивлялась (на словах, разумеется), дескать, я венчанная!.. Когда же процесс любви закончился, снова схватила метлу и злобно погнала неудавшегося любовника.
Понятно, все как у людей, как у «штатников». Мужчина требует – не смей отказать, даже если он и пытается насиловать, это же – мужчина! Для них это святое. Сегодня американская мечта – быть изнасилованной, да вот еще - полежать в коме.
Посмотрите, как обыгрывают кинематографисты один и тот же сюжет в американском кино, и в нашем, советском. Судят преступника, он нанял молодого адвоката, надеясь, что тот поможет получить более мягкое наказание, но ничего не вышло, дали по полной – лет семь или десять. Преступник разозлился и пообещал отомстить… адвокату, а именно: пригрозил по отбытии срока изнасиловать жену и малолетнюю дочь адвоката.
Прошли годы, преступник отбыл свой срок и освободился. (А жена адвоката все так же молода и красива, а дочь все такая же малолетка!) Он начинает кружить вокруг жилища адвоката, и вот, улучив подходящий момент, врывается в дом…
Как развивался бы сюжет в советском фильме?.. Преступник врывается в дом, набрасывается на женщину, она яростно сопротивляется, но силы не равны. И вот, когда он уже вплотную приближается к осуществлению своего замысла, в это самое время, в последний момент является герой и спасает честь жены и дочери.
Как развивался сюжет в американском фильме?.. Он ворвался в дом, набросился на женщин. Само собой, никто не сопротивлялся – как можно! Изнасиловал и маму, и дочку, и только после этого появился геройский адвокат и начал гвоздить кулачьями негодяя. Авторы дали и женщинам получить удовольствие, и преступнику осуществить свою угрозу, и адвокату - показать себя героем!..
Такое кино в Америке, для них это нормально. Когда подобное ставят у нас, получается даже не смешно, получается грустно. И… гадостно.
К чему было громоздить и такую откровенную ерунду – сцену, где Курлыгин (Никита Джигурда) «занимается любовью» с беженкой Татьяной (Лариса Удовиченко)? Занимается как-то люто, с остервенением, словно гвозди вколачивает. А этот эпизод, когда Мухин (Евгений Матвеев), уже в качестве губернатора, осматривает со своей свитой объекты, и во время осмотра Татьяна тащит Курлыгина в подсобку и начинает страстно срывать с него одежды?.. К чему такая пошлятина? Что, если не показать, как Курлыгин «забивает гвозди», или Татьяна не будет прилюдно срывать с него одежды, то зритель уже и не поймет, что у них там любовь? Зачем же считать нас такими дураками?
Ну да, стояли мы в свое время в очередях на американские фильмы. Было!.. Ну, простите нас, мастера культуры! Мы очень быстро разобрались – что это за кино. Что же, нас теперь считать дебилами, мстить нам так мелко, пичкая такой киношной дрянью?.. А подобное кино ничем, кроме как местью режиссера зрителю за отвергнутое творчество, и назвать трудно.
И ладно бы, повторюсь, поставил это кино молодой гений и на главные роли взял бы Гошу Куценко и Сергея Безрукова – тогда и фильм бы смотрелся именно так, как и задумали авторы, так ведь нет!..
В какой-то степени можно понять и авторов фильма, и актеров, согласившихся сниматься в таком балагане: разруха, безработица, безденежье, тут любой роли, любому сюжету будешь рад. И все же обидно: такие великолепные актеры, такие мастера, и тема возвышенная, благая – и такая ерунда!
Мафиози в этом фильме тоже какие-то неуклюжие, по-медвежьи добродушные, бери их голыми руками, бей – не хочу. Тот, кто это ставил, он хоть раз в жизни получал кулаком по морде?.. Я уж не говорю о более существенном. Он знает, что такое искры из глаз и соленый привкус крови во рту?.. Похоже, автор убежден: достаточно сказать преступнику, сурово хмуря бровь, что он – "какашка" – и тот мгновенно устыдится и скромно потупит очи долу. И уже и помышлять не будет ни о рэкете, ни о грабежах, ни об убийствах, а кинется, расталкивая локтями прохожих, в отделение милиции, писать явку с повинной.
Тут же и насквозь фальшивое участие в судьбе беженцев. Наверное, надо было поднять эту тему, но раскрыть следовало бы несколько по-иному, более реалистично. К чему нам сусальные картинки?
А уж сидение в тюрьме, из которой Мухин пересел сразу в кресло губернатора!.. Авторы хоть понаслышке знают – что такое есть российская тюрьма? И куда оттуда прямиком идут такие, как Мухин и Курлыгин?.. Для чего, по-вашему, содержат в этих тюрьмах огромный контингент блатарей, как не для того, чтобы обламывать рога непокорным и непонятливым?
И песня Курлыгина «Любить по-русски» из-за тюремных стен, да еще и под гитару, тоже фальшива насквозь!.. Особенно – этот голос с хрипотцой. Выступил удачно один обладатель хриплого голоса, и пошло!.. Да, плохо, когда создатели фильма копируют заокеанских мастеров, вот и получается – не тюрьма, а филармония какая-то.
Невольно вспомнился еще один фильм с участием Евгения Матвеева, вот не припомню авторов. Это была целая эпопея под названием «Солдаты свободы». Фильм-агитка, состряпанный к юбилею Брежнева, о том, как Леонид Ильич в одиночку одолел фашистов и выиграл войну. Тогда все спешили отметиться: появилась книга «Малая земля», зазвучала и песня с таким же названием, появился, естественно, и фильм. Непрофессиональный, низкопробный, сделанный на скорую руку. Могли бы и лучше, но, видать, очень спешили, заказ поступил поздно, время поджимало. Да и знали, что смотреть все равно никто не будет, чего уж там стараться! Вот и получилось, что у них там, в сорок третьем году по полю носились танки Т-55, а немецкие солдаты бегали с автоматами Калашникова наперевес. И конница, выскочив из леса, в глубоком снегу лихо рубила пехоту, отсекая ее от танков, и вырубила всех, по-моему, даже и танкистов вырубила, подтверждая суворовские слова, что пуля – дура.
Интересно, к какому юбилею делал свой фильм Евгений Матвеев в девяностые годы?.. Он поставлен в 1995 году, стало быть… к выборам Ельцина в 96-м году - так, что ли?.. Ну, если так, тогда понятно.
По Сеньке и шапка!

обсуждение >>

№ 5
Aodaliya_Ren (Xini)   13.02.2016 - 13:19
Гошу Куценко с Безруковым забудут как продукт переходного периода от социализма к первобытно-общинному строю, а Евгения Матвеева будут помнить всегда. Потому что талант вечен. читать далее>>
№ 4
Брюн   25.10.2015 - 22:01
Хорошее кино, зря автор нападает. Особенно первая часть, продолжения уже не очень. читать далее>>
№ 3
Soveren (Нижний Тагил)   12.10.2013 - 15:18
Цензура есть пока есть государство. читать далее>>
№ 2
Михаил (Самара)   6.06.2009 - 22:20
И, кстати, картины Александрова всегда пользовались успехом в народе! читать далее>>
№ 1
Михаил (Самара)   6.06.2009 - 22:19
Статья интересная, но ругать фильмы Александрова и Орловой я бы поостерегся- все-таки, у каждого человека свои "вкус и цвет"... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

боевик, драма, криминальный фильм, триллер
США, Германия, 1999
драма, экранизация
Франция, 2018
комедия, экранизация
Бельгия, Франция, 2019
драма, криминальный фильм
Франция, 2018
драма, исторический фильм, мелодрама
Великобритания, США, 2018
научная фантастика, триллер
Индия, 2018
драма, мелодрама
США, Румыния, Великобритания, Россия, 2019
драма, триллер
Бельгия, Франция, 2018
детский фильм, комедия, научная фантастика, приключения, семейное кино, экранизация
Германия, Бельгия, 2016
комедия, научная фантастика, фильм ужасов
Австралия, 2018
фарс
Россия, 2018
биография, музыкальный фильм
Великобритания, США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен