Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Атаман Тарас Бульба (Ступка) встречает вернувшихся после долгих странствий на родной хутор сыновей (Петренко и Вдовиченков), радуется, обнимает, а со старшим даже развязывает дружеский мордобой. На казацкой хмельной пирушке Тарас жалуется, что время тоскливое и воевать не с кем, и со скуки едет с сыновьями в Запорожскую Сечь. Там его встречает Юрий Беляев, Михаил Боярский и гроб убитого казака, которого хоронят вместе с живым убийцей. По наводке Тараса безымянный герой Беляева становится кошевым, и тогда Бульба предлагает ему «погулять на татарву». Гулять казаки идут в итоге на поляков, потому что те разорили их дома, захватили земли и убили тарасову жену (Роговцева). И вот идут хоробрые казаки громить неприятеля, распаленные воинственно-патриотическими речами атамана Бульбы, но, кажется, еще больше аналогичными речами закадрового Сергея Безрукова.

В фильме Владимира Бортко, так любимого зрителями за «Собачье сердце» и «Идиота», очень запоминается сцена-реконструкция картины Репина – Тарас Бульба там диктует ответное письмо, предназначенное турецкому султану. Сначала пишут, мол, мы вольный народ, своей земли не отдадим и все такое, но потом в припадке патриотизма добавляют вещи совсем несусветные, подбирают слова совсем неприличные. История известная, и история эта, кажется, повторилась и с самим режиссером Бортко. Все начинается несколько сумбурно (замечательной артистке Роговцевой, например, дали чуть-чуть порыдать в кадре, а на десятой минуте ее уже привозят изрубленную), но терпимо. Терпимо, помним, мы смотрим новое русское кино, это когда вроде не безнадежно.

Но где-то на пятой минуте пускается в ход этот пульсирующий монтаж в духе Гая Ричи, затем актер Ступка в особо драматичные (читай: патриотичные) моменты все чаще превращается в того похотливого старикана, которого он играл в муратовском «Два в одном», еще позже понимаешь, что на лице младшего сына, Игоря Петренко, так и не прочтешь ни любви к польской царевне, ни нелюбви к Отечеству, ни вообще хоть что-нибудь, наконец, уже ближе к финалу, выходит сын старший, Вдовиченков, и просит кошевого фильтровать базар, причем, действительно копируя своего героя из одной бандитской саги.

Вообще, когда к фильму накапливается так много вопросов, они поневоле становятся риторическими. Зачем, например, Безруков и читает проникновенный закадровый текст про «Сечь-матушку», и переводит на русский дворцовые шашни вражин-поляков? При этом польская королевична, хоть и разговаривает безруковским голосом даже со своим возлюбленным, но на полном серьезе с диким акцентом зачем-то произносит слово «Отчизна». Почему перед смертью каждый казак, который до этого произнес хоть одну фразу, обязательно должен со штыком в животе прочесть душещипательный маленький монолог про землю русскую и веру православную, и, получив пятерку, комично свалиться замертво? Причем все герои здесь в последние 15 минут начинают судорожно умирать один за другим, и получается, что один за другим следуют и не блещущие разнообразием монологи. Наконец, с какого боку здесь вообще Михаил Боярский? Камера, из уважения к известному артисту, его периодически выхватывает из массовки, он ей в ответ: «Бить шинкарей!», а за плечами у него еще больше тысячи таких же разгневанных боярских. Правда в кадре происходит такая вакханалия, что эта тысяча больше похожа не на патриотов-казаков, а на неуправляемых фанатов проигравшего «Зенита».

Вообще, конечно, «Тарас Бульба» просто создан для того, чтобы оттачивать на нем остроумие, если бы не одна серьезная вещь: весь этот агрессивный патриотизм, извините, общественно опасен, и история прошлого века это более чем наглядно доказала. Патриотизм этот искренний, но ресторанный, такой патриотизм какой-нибудь харчевни «Русские дрова»: с мордобоями, танцами на столах и криками «Слава Отчизне православной», которые у нас отлично гармонируют с криками «Бей жидов» (к евреям у Бортко, судя по всему, такое же отношение, как и у Балабанова). Да, действительно, русская душа – великая, мощная и искренняя. И с одинаковыми величием, мощью и искренностью она может восхвалять Отечество, а потом, опрокинув еще одну стопку, искренне послать его туда же, куда и турецкого султана.

обсуждение >>

№ 77
Богдан Бондар-Сковронський (Малин Житомирська область)   30.01.2019 - 09:21
Фильм о исключительно о украиснкой истории Его запрет в Украине в 2014 году есть правильным на все 100 ппроцентов читать далее>>
№ 76
Елена11031978   18.01.2015 - 14:16
Фильм оставил только отрицательные эмоции. Особенно казаки, кричащие "за русскую землю". Бортко снял "заказ", а не киношедевр. читать далее>>
№ 75
В. Смирнов (Киров)   24.03.2014 - 13:10
... "Ну, готовьте тухлые яйца и гнилые помидоры" - любил говорить физик Н. Мерль перед каждой из своих лекций, повторю эти слова сейчас и я, потому что хотя и люблю Гоголя, но сейчас сказану... читать далее>>
№ 74
Татьяна Лясникова (Дубна)   21.02.2014 - 03:46
Жаль, чтоВладимир Бортко не следовал тексту Гоголя в главной, ключевой точке к событиям всей повести. Гоголь, как христианин, понимая причины и следствия, четко и подробно описал как Тарас Бульба,ЧТОБЫ... читать далее>>
№ 73
Явалечка (харьков)   1.06.2013 - 07:42
N58 Алексей - полностью поддерживаю Ваш комментарий. Все так и есть. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

военный фильм, драма
Россия, Сербия, 2019
фильм ужасов
Ирландия, 2018
комедия, приключения
Россия, 2019
драма, триллер
Ирландия, США, 2018
Россия, 2018
комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
Испания, США, 2019
боевик, драма, криминальный фильм, мистика, триллер
Канада, 2019
комедия, приключения, семейное кино, фильм о животных
Бельгия, 2019
биография, драма, экранизация
США, 2018
драма, исторический фильм
Россия, 2018
драма, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2019
арт-хаус, биография
Россия, 2018
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен