Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

По обесцвеченному глобализацией современному Лондону разъезжает последнее напоминание европейской самобытности – гигантская четырехколесная развалина, при остановках трансформирующаяся в передвижной балаган. Хозяева незваного праздника, тысячелетний доктор Парнас (Пламмер), его дочь Валентина (Коул), безответно влюбленный в нее юноша по имени Антон (Гарфилд) и, куда же без него, карлик (Тройер) предлагают всем желающим заглянуть в волшебное зеркало – в мир собственного воображения. Желающих оказывается немного, а если и находятся, то дело неизменно заканчивается полицией. Старый, как вселенная, Парнас явно больше не горит желанием хромать по земле, много пьет, денег даже на еду не хватает. К тому же все чаще и настойчивее в двери стучится дьявол (Уэйтс), которому доктор, в свое время злоупотреблявший сделками с нечистой, задолжал дочкину душу. В очередной безнадежный день Парнас с подопечными спасают жизнь таинственного незнакомца (Леджер), то ли повешенного, то ли повесившегося под мостом. Таинственный незнакомец оказывается неким Тони, занимавшимся вроде бы благотворительностью, сам он ничего не помнит, у половины труппы вызывает недоверие, зато разбирается в вопросах рынка и связях с общественностью, успешно завлекает зрителей в волшебное зеркало, и тем самым очень помогает Парнасу в очередном соревновании с дьяволом.

Каждый фильм Терри Гиллиама очень хочется разбирать как автопортрет, и сейчас этот соблазн велик как никогда. За спиной тысячелетнего сказочника, давно разучившегося меняться в угоду времени и так растерявшего благодарных слушателей, не то, чтобы старательно скрывается режиссер, выпустивший последний хоть что-то собравший фильм 15 лет назад. Сам Гиллиам называет «Воображариум» своим «Амаркордом». В и без того разноцветное полотно прочно вплетены самоцитаты, причем, начиная от «Бандитов во времени» и заканчивая «Братьями Гримм». Гиллиам, как и Парнас, там, где возможно, кичится своей старомодностью, и это не всегда идет фильму на руку. В ключевые моменты герои то и дело норовят исполнить танцевальные номера, сюрреалистический реквизит, раньше безотказно срабатывавший в фоновом режиме, назойливо тычут зрителям в лицо. Гиллиам, опять же на манер Парнаса, идет на необходимые компромиссы. Идет, надо признать, с гордо поднятой головой – воображариум, понятно, уже не деревянно-тряпичный (и слава богу, если подумать), но то, что творит с компьютерной графикой человек, всегда выставлявший компьютеры орудием абсолютного зла, это надо видеть: гигантские пиксельные карамельки прямиком с «Шоколадной фабрики» Бертона (вот уж кого компьютеры испортили), ожившие картины Сальвадора Дали, русская бабушка с Томом Уэйтсом в голове.

Это вообще воистину магическое свойство «Воображариума» – налету опровергать все к нему претензии еще до того, как успеваешь их сформулировать. За секунду до того, как сказка-намек про ненужного волшебника в бессердечном мире окончательно превратится в «Небеса обетованные» со «Старыми клячами», Гиллиам резко поворачивается к лесу передом и выруливает куда-то на территорию кауфмановского «Нью-Йорка», и вот перед нами уже одинокий старик, изможденный этими своими волшебствами, безнадежно заблудившийся в собственных фантазиях. За ним только разве что из спортивного озорства поплетется один дьявол, который хоть и Том Уэйтс, но уж больно декоративный, кто-то давно и безнадежно отставший от воландовской труппы. Его бесконечные пари и сделки тоже вышли из моды, а души упали в цене.

Задумывалось ли все изначально так, как в итоге вышло, черт его знает, но скорее всего, беспощадный фатум, постоянно устраивающий Гиллиаму проверки на прочность, можно опять смело вписывать в титры. С его легкой руки волшебник с уставшим лицом, принимаемый за шарлатана, покорно уступает место шарлатану с множеством лиц, принятому за волшебника. Исповедь великого режиссера превращается в эпитафию актеру, так и не успевшему стать великим. О такой, поверьте, можно только мечтать.

В прокате с 28 января.

обсуждение >>

№ 14
Агнесс (Владивосток)   12.06.2013 - 03:52
Фильм запал в душу, не могу отойти от него. Я вот только не поняла некоторых вещей, Тони все же плохой персонаж или хороший, или он умелый лгун. И почему за ним гоняется Ники? Потому что тот обманывает... читать далее>>
№ 13
Шульц (Москва)   4.05.2012 - 22:45
Фильм потряс от самого начала, до конца. Начиная с вступительных титров, режиссер передаёт атмосферу багровым фоном и волнующей музыкой, что фильм отнюдь не сказка. В ночной пасмурный Лондон, вписывается... читать далее>>
№ 12
koresh   13.02.2011 - 08:34
а мне даже сон приснился после просмотра этого фильма!каким-то образом дочь Парнаса Валентина нашла его,пригласила на ужин и за столом,при всей семьей заплакала и сказала: "Это мой ОТЕЦ!" читать далее>>
№ 11
ЯЯ (УКРАИНА)   6.02.2011 - 04:59
Потрясающий фильм, если сталкивались с деструктивными культами (сектами), то он вам поможет разобраться с этим. Жаль, что эта болезненная тема касается все большего и большего колличества людей в мире,... читать далее>>
№ 10
Анренат (Курск)   30.11.2010 - 01:47
хороший фильм читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

драма, экранизация
СССР, 1984
комедия, семейное кино
США, 1921
драма, приключения
Россия, 2018
исторический фильм, триллер
Швеция, 2019
драма
Канада, 2019
военный фильм, драма, исторический фильм, триллер
Гонконг, Китай, США, 2019
биография, боевик, драма, спортивный фильм, экранизация
США, 2019
боевик, комедия, приключения
США, 2019
биография, драма, исторический фильм
Италия, Россия, 2019
детский фильм, приключения, семейное кино, фильм о животных
Великобритания, Канада, США, Южная Корея, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен