В самый обычный день, пока народ Огня под предводительстом мерзкого военачальника Джао (
Мандви) завоевывал племена остальных стихий, маленькая Маг Воды Катара (
Пельтц) со своим слегка тормознутым братцем (
Рэтбоун) вытаскивают из ледяного шара мальчика Аанга (
Рингер), лысого, покрытого татуировками и очень серьезного. Сперва выясняется, что мальчик – последний Маг Воздуха, затем все узнают, что он-то и есть долгожданный Аватар, способный управлять всеми четырьмя стихиями и соответственно единственный, кто может восстановить гармонию в мире. Проблема в том, что ни с чем, кроме воздуха Аанг управляться не обучен. Пока он приобретает необходимые навыки и советуется во время медитаций с говорящим драконом, за ним охотятся многочисленные недоброжелатели, включая опального принца Зуко (
Патель) из Народа Огня, который так хочет заполучить Аватара, что даже не может смотреть на девушек.
Следить за тем, как «новый Спилберг», «лучший ученик Хичкока», «главный умник Голливуда» теперь с маниакальным энтузиазмом выпускает наружу внутреннего идиота, признаться честно, надоело. Надоело, в первую очередь тем, кто не так давно все эти ярлыки на него поспешно наклеивал.
Шьямалан слишком долго и слишком демонстративно, по субъективным причинам, которые, скорее всего, лучше не знать, вызывал у своих преданных поклонников чувство недоумения. Теперь исчезла всякая надежда – недоумение закономерно переросло в раздражение. Разгромленный критикой, проваливающийся сейчас в американском прокате и наверняка отправляющий своего зарвавшегося режиссера в многолетний вынужденный отпуск «Повелитель стихий» – это, конечно, такая точка невозврата. Все остроумные комментарии по поводу того, что лучшие люди Голливуда сделали киноадаптацию детского мультика телеканала «Никельодеон», были подготовлены заранее. И сейчас проще всего, приправляя брань ностальгией по «
Шестому чувству» и «
Знакам», говорить про примитивный сценарий, некачественный и неоправданный 3D-формат, про длинную подводку ко второй части, не имеющей надежды на появление.
Все эти объективные, в принципе, доводы отвлекают от не менее объективного, но гораздо более приятного факта: «Повелитель стихий» – идеальное детское кино, красочное, эффектное и, как сказали бы заботливые родители «главное доброе». Такой 150-миллионный школьный утренник. Поначалу и вправду отталкивающее непривычно чрезмерным сюсюканьем кино, уже на десятой где-то минуте с такой силой вбрасывает зрителя в эту притягивающую своей беззаботной абсурдностью вселенную, где каждый ребенок – спасающий планету волшебник, где перемещаются по свету на аэродинамичных млекопитающих, где люди никогда не умирают, а только перерождаются, что сопротивляться этому бесполезно, да и бессмысленно. Психологически неподготовленные к такому путешествию зрители или пришедшие на «нового Шьямалана» с криком выбегут из зала уже на фразе «Некоторые из племени Земли находятся вне зоны досягаемости армии народа Огня и открыто практикуют магией», остальные – от такого выброса инфантилизма обязательно получат удовольствие. Можно сказать, конечно, что удовольствие это – довольно специфическое, что не всем нравятся летающие бизоны и седовласые принцессы, что инфантильность и наивность – не самые лучшие качества, как для зрителя, так и для фильма. Но вряд ли стоит осуждать умного человека за то, что он заигрался в игрушечные мечи – во-первых, ему правда весело, во-вторых, кажется, не такой уж он и умный, да и в конце концов, приятно на пару часов составить ему компанию.
обсуждение >>