Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Когда в 2004 году на отечественные экраны вышел «хулиганский» псевдодокументальный фильм «Первые на Луне», то некоторые зрители, хорошо знакомые с элементами и разновидностями киберпанка, усмотрели в детище Алексея Федорченко зародыш дизельпанка. Учитывая особенности российской истории, легко было предположить, что следом за этой картиной появятся и другие, так или иначе обыгрывающие время 30-40х годов. Но, тем не менее, нам пришлось ждать пять лет, чтобы насладиться фантазией «Первого отряда», и еще пару, чтобы, наконец-то, увидеть экранизацию акунинского «Шпионского романа».
«Шпион»
При просмотре «Шпиона» дебютанта Алексея Андрианова сразу вспоминаются не только яркие представители дизельпанка «Темный город», «Бразилия» или «Порко Россо», но и литературные провозвестники вроде «Гиперболоида инженера Гарина» или «Человека-амфибии». Последние нам гораздо ближе, потому как в детстве многие зрители старшего и среднего поколения зачитывались произведениями Алексея Толстого и Александра Беляева. Мало того, от фильма веет дыханием «Метрополиса» Фрица Ланга и «Космического рейса» Василия Журавлева. А все из-за того, что при создании «Шпиона» были использованы чертежи так и не осуществленного в полной мере Генплана 1935 года, с пресловутой громадой Дворца Советов вместо Храма Христа Спасителя.
Альтернативная Страна Советов просматривается не только в архитектуре Москвы, но и в мелких деталях, которыми изобилуют декорации. Общение через Скайп посредством лампового телевизора, раздвижная дверь с гигантской красной звездой, инфракрасные бинокли в ретро-стиле, «сыворотка правды» с эффектом ЛСД, скрытое видео-наблюдение при помощи 16-миллиметровых кинокамер. Все это подчеркивает нереальность происходящего вкупе с надуманной версией о причине начала Великой Отечественной войны, которую предлагает нам Борис Акунин.
Как известно, создатель любимого многими Эраста Фандорина изначально предлагает нам игру в жанр, используя в романе легко узнаваемые сюжетные ходы, типажи и ситуации. В «Шпионском романе» можно усмотреть отсылки к таким авторам, как Аркадий Адамов, а сам фильм выглядит как гибрид «Гиперболоида» и «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» с Глебом Жегловым и Володей Шараповым в центре повествования. То, что за основу сюжета взяты взаимоотношения главных героев из говорухинского шедевра, не скрывают и сами создатели. Федор Бондарчук акцентирует на опыте и бескомпромиссности Октябрьского в попытке приблизить его к образу, созданному Владимиром Высоцким. А Данила Козловский в роли Дорина выглядит так же наивно и «зелено», как и Владимир Конкин.
Не скрывают авторы и то, что пытались сделать кинокомикс. Параллельная реальность, придуманная Акуниным и подчеркнутая талантливым художником Виктором Петровым экранизации, визуально завораживает благодаря уверенной камере Дениса Аларкона-Рамиреса и неуловимо напоминает условный мир «Первого мстителя». Но в содержательном плане все же зияют провалы, и не сразу понимаешь, с чем они связаны. Лишь вспомнив, на чьем произведении основана картина, начинаешь подспудно догадываться о причине разлада. Акунин все же представляется нам, в первую очередь, как серьезный писатель, увлекающийся несерьезными жанрами. Его псевдоисторический стиль легко воспринимается на бумаге, но идеалы и серьезность повествования трудно сочетаются с комиксовой составляющей. Ведь основная часть комиксов – это детская игра в хорошего и плохого, сдобренная простоватым юмором и ходульными персонажами. И в них трудно представить постоянно размышляющего Штирлица или же философские рассуждения о стране, в которой живет герой. Хотя дизельпанк сам по себе весьма подходит для историй, придуманных Акуниным, и если бы авторы более вдумчиво подошли к экранизации, то у них получилась бы «Бразилия».
Что касается актеров, то в большинстве своем они не разочаровывают. Правда, Бондарчук и Козловский, играющие то Холмса с Ватсоном, то Жеглова с Шараповым, все же проигрывают второстепенным персонажам. Среди них особенно запоминаются Ираида Петракович (Виктория Толстоганова), Нарком (Сергей Газаров), Коган (Владимир Епифанцев) и Селенцов (Алексей Горбунов). Анна Чиповская в роли Нади невинна и обворожительна. Полина Райкина убедительно сыграла агента под прикрытием на квартире пойманного шпиона Карпенко (Андрей Мерзликин удивил, сыграв нехарактерную для себя роль).
К плюсам картины можно отнести и неплохую для нашего Отечества компьютерную обработку, и музыку Юрия Потеенко, в которой легко распознаются самые популярные мелодии из приключенческих лент. Особенно стоит отметить сцену танго в исполнении Федора Бондарчука и Екатерины Мельник, сыгравшей выдуманную актрису 40-х Любовь Серову. В этом эпизоде некоторые журналисты усмотрели связь с «Правдивой ложью», где Шварц почти так же исполнял сей танец. Но это всего лишь зрительская ассоциация и культурный код, всплывший в уме режиссера при создании картины на уровне подсознания.
«Шпион»
В итоге, перед нами предстает неровная экранизация (кстати, довольно близкая к тексту первоисточника) с хорошей визуализацией, сценарными провисаниями и замечательными актерскими работами второго состава. Возможно, телевизионная версия будет более цельной и ровной, но пока что нам предложено довольствоваться малым. А уж смотреть или нет, выбирать вам. Если вы – поклонник акунинской прозы, то, вполне возможно, останетесь довольны. Если вам интересен дизельпанк, то фильм предлагает достаточно завлекающую его разновидность, посвященную временам Сталина и Второй мировой. Что касается тех, кто никогда не читал приключений Фандорина и не знает, что такое дизельпанк, то им придутся по душе романтическая линия, комиксовое оформление и недурная детективная подоплека.
Приятного просмотра!

фильмы

обсуждение >>

№ 6
Мефодий   11.05.2012 - 19:43
"Но в содержательном плане все же зияют провалы" Конечно! Они и будут зиять, если будет телеверсия, в которую вошли дополнительные сцены, а в киноверсии их нет и что-то остаётся непонятным! читать далее>>
№ 5
Е   12.04.2012 - 21:36
Интересно, на какие деньги снимали фильм? На бюджетные? если -да, то моему возмущению нет предела. Я, работая "в культуре", получаю гроши, а на такие "шедевры", как "Ш."... читать далее>>
№ 4
Е   12.04.2012 - 21:16
фильм не понравился! Просто бред. А вот книга Акунина "Шп. роман" пришлась по душе. Ф.Богдарчук на роль Октябрьского не подходит, какой-то болтливый щеголь, а не ст. майор госбезопасности.... читать далее>>
№ 3
Aodaliya_Ren (Xini)   10.04.2012 - 15:32
Очередной образчик банального цинизма по отношению к советской эпохе. Оно и понятно, собственного-то позитива нет, приходится работать на чужом негативе, даже выдуманном. Потому что есть два способа доказать... читать далее>>
№ 2
1220   8.04.2012 - 21:52
Если бы не пили пива, может быть, что-нибудь и поняли бы... ... читать далее>>

Афиша кино >>

сатирическая комедия
США, 1940
драма
Россия, 2018
драма
Великобритания, 2019
фантастическая драма
Россия, 2019
комедия
Россия, 2019
комедия, фильм ужасов
США, 2019
драма, научная фантастика
Австрия, Великобритания, Германия, 2019
биография
США, 2019
драма, семейное кино
Япония, 2019
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
Иран, Ливан, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2019
детский фильм, комедия, семейное кино
Южная Корея, 2011
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен