Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Чужая среди своих

«9 дней и одно утро»

Французская топ-модель русского происхождения Анна (Анна Щербинина) гастролирует по малым городам России в рамках рекламного тура, посещает детские дома и раздает сиротам подарки от спонсорской компании. Так она попадает и в родной город – в местном детском доме она некогда жила надеждой на лучшую жизнь, и девочке повезло – голубоглазую блондинку-куколку усыновили французы. Русское имя она сохранила, родной язык не позабыла, но ностальгическое турне производит на топ-модель странное впечатление: знакомые с детства люди кажутся чужими, а местный менталитет приводит в замешательство привыкшую к парижскому лоску селебрити. Успокоить Анну не удается и бойфренду – фотографу Мишелю (Ксавье Галле), слишком увлеченному красотами русской глубинки с ее полями, куполами и закатами. Но поглощенную стрессами модель ожидает еще один сюрприз – «запущенная» и прихрамывающая банщица Люба (Ольга Попова) оказывается ее родной сестрой – и с этой информацией парижанке надо как-то справиться.

«9 дней и одно утро»

От фильма, местом действия которого является русская глубинка, ожидаешь преисполненную архетипами репрезентацию матушки России. Новая кинокартина Веры Сторожевой эти ожидания оправдывает как нельзя точно: звенящих куполов, некошеных полей и разбитых дорог тут предостаточно, равно как и колоритных фоновых персонажей. Мэр города давит на парижскую гостью просьбой похлопотать перед заграничными министрами – городку срочно понадобился французский побратим. Экскурсоводом по историческим местам становится богатенький отпрыск мэра, осаждающий модель неумелыми романтическими потугами: об истории родных мест он знает куда меньше, чем о московских тусовках в «Симачеве» и «Джипси». Банщица Люба, внезапно заполучившая в родню топ-модель, живет в дышащей на ладан каморке и воплощает собой коммунальный менталитет: без спроса позаимствовав у сестры дорогие серьги, она искренне не понимает реакции Ани – ведь у сестер «все общее». Одна из воспитанниц детского дома, которым в начале фильма Анна внушает мысль о том, что у всех есть шанс, и она – живое тому подтверждение - прямым текстом требует забрать ее во Францию. Деревенские бабульки сходят с ума по импортной губной помаде. Контуженый сосед выращивает в парнике розы и кидается на козу с револьвером. Завершающий штрих в портрете города N - злые собаки и местные гопники, «отжимающие» сумочки у девушек.

«9 дней и одно утро»

На этом фоне вялотекущее повествование, размеренное делением на те самые девять дней и одно утро, то и дело норовит выйти на уровень подлинного сюрреализма в духе «Юрьева дня» Кирилла Серебренникова. Там известная оперная певица перед эмиграцией в Германию приезжает с сыном в родной городок в глубинке – последний раз повидать места детства – и при загадочных обстоятельствах теряет сына. Его поиски, занимающие все дальнейшее экранное время, заводят героиню в такие абсурдистские дебри, что выбраться из них, равно как и из родного города, ей уже не удается. Героиня фильма Сторожевой, напротив, не теряет, а находит родную сестру – но культурная бездна между ними перерастает в конфликт. Зато уйти от российских реалий топ-модели все-таки удается – она покидает родной город с чувством, будто просыпается от ночного кошмара. Коренного слома, подобного перевороту в жизни героини «Юрьева дня», здесь нет. Анна вернется в Париж, а благоустроенность, легкие нравы и пара сеансов у психоаналитика пусть и не избавят ее от перманентного стресса, но хотя бы помогут справиться с шоком от пережитого в России.

«9 дней и одно утро»

Ностальгическое возвращение, тем самым, оборачивается для топ-модели шоковой терапией. Она узнает о семье, но удовлетворения это не приносит. Знакомые с детства люди больше не вызывают симпатии, а сама русская жизнь оказывается слишком далекой от романтических воспоминаний Ани.
Но круг тем фильма Веры Сторожевой куда шире, чем кажется. Под вопрос, к примеру, ставится та самая благоустроенная жизнь французской модели – ведь при всей дорогой одежде, элитной косметике, парижской квартире и любящем человеке Анна очевидно несчастна, и ее жизнь проходит в бесконечных стрессах, «анафилактических шоках» и панических атаках. Противопоставлена Ане ее сестра – совсем не модельной внешности настоящая «русская женщина», не избалованная атрибутами западной жизни, полностью уверенная в своей привлекательности, несмотря на травму, несоответствие фигуры модельным стандартам и гардеробу времен дефицита. Пусть и с проблемами, но она представляется куда счастливее сестры-парижанки. И русский воздух внезапно оказывается целительнее французского багета.

«9 дней и одно утро»

Любые осознанные выводы по части политического подтекста в фильме избегаются. При очевидных намеках на актуальные темы – усыновление русских сирот иностранцами, противопоставление глубинки столичной жизни и дискуссии о невыносимости бытия «в этой стране» – эти вопросы не получают какого-либо развития. Сюжетная канва (при всей мелодраматичности и стремлению к почти арт-хаусной размеренности) едва ли выглядит серьезной драмой. Да и юмора здесь достаточно – пусть мрачного, временами циничного, но юмора. «9 дней и одно утро» в этом смысле больше напоминает типичную зарисовку в духе Джармуша – незнакомые (или почти незнакомые) люди встречаются в назначенном месте, общаются, и, едва узнав хоть что-то друг о друге, расходятся – скорее всего, навсегда.

«9 дней и одно утро» в прокате со 2 октября.

«9 дней и одно утро»

Афиша кино >>

арт-хаус, мелодрама
Гонконг, Франция, 2000
драма, спортивный фильм
Россия, 2020
боевик, драма
США, 2020
Россия, 2020
фильм ужасов
Канада, 2020
драма, комедия, мелодрама, музыкальный фильм
Великобритания, Ирландия, 2016
драма, комедия, мелодрама
Италия, 2018, 2019, 2020
комедия
Россия, 2021
комедия, приключения
Россия, 2021
комедия, мелодрама, научная фантастика
Россия, 2021
боевик, детский фильм, комедия, музыкальный фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2021
комедия, мелодрама
Россия, 2021
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен