Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Как-то всё не случилось

«Солнечный удар»

Безымянный поручик (Мартинс Калита) то ли плывет по Волге на пароходе «Летучий» в 1907-м, то ли уже капитаном в 1920-м ожидает решения своей участи в чекистском концлагере (учитывая, что пленные белогвардейцы до самого финала его упорно не замечают, более вероятен первый вариант). То ли поручик в вещем кошмаре видит будущее, то ли капитан в сладостном забытьи – прошлое, когда там, на корабле, он встретил мимолетную, но меж тем - любовь всей жизни (Виктория Соловьева), в пылу страсти не заметив первые признаки надвигающейся катастрофы.

«Солнечный удар»

Как и в «Утомленных солнцем 2», которые казались предсмертными видениями расстрелянного в первой части комдива Котова, в «Солнечном ударе» реальность приобретает все свойства сна, наваждения, но теперь это сделано сознательно. В самом начале герой изможден настолько, что весь разговор с красным комиссаром напоминает сцены из «Астенического синдрома», в которых люди, едва слышащие друг друга, исступленно повторяют одни и те же фразы:
– Вы меня о чем-то спрашивали? Вы меня о чем-то спрашивали?
– Слушайте, как это все случилось? Как это все случилось?


«Солнечный удар»

С этим вынесенным на афишу фильма вопросом капитан погружается в воспоминания-грезы. В его сознании не укладывается, что летняя идиллия и революционная разруха родом из одной реальности. Он так и будет, засыпая, неизменно оказываться в другом времени и пространстве, но ответа на свой вопрос все равно не найдет, даже когда ключи к разгадке окажутся у него в буквальном смысле в руках.

«Солнечный удар»

Зато ответы знает кинорежиссер Михалков. В случившемся виноваты: либералы, русская литература, Карл Маркс… Если это вам интересно, почитайте какой-нибудь из текстов Михалкова-публициста, Бесогон-ТВ посмотрите. Куда интереснее следить за Михалковым-ремесленником, который назло злопыхателям не производит впечатление уставшего классика. Он по-прежнему прекрасно работает с актерами – очень ценный навык, учитывая, что главным из них почти три часа приходится изображать людей без характера и без прошлого. Он по-прежнему неистощим на выдумки и внимателен к деталям. По сути, это фильм, снятый даже не по мотивам, а по деталям Бунина и вырванным из контекста фрагментам: все – от прекрасной незнакомки до английского одеколона подчинено совсем другим идеям и целям.

«Солнечный удар»

Все усилия режиссера сводит на нет один конфликт, но не между Буниным и Михалковым. В конце концов, знакомые с первоисточником уже на первом титре “1920 год” поймут, что никаких “Окаянных дней” не будет. Чуть позже, на сцене погони за газовым шарфиком станет ясно, что не будет и тишайшего “Солнечного удара”. Роковой конфликт – между талантом Михалкова и его амбициями. Никита Сергеевич – прекрасный камерный режиссер, и ему не идет размах. Тем более - не идет фильму, в котором показаны столь интимные чувства. Картина сопротивляется размаху – дорогие лагерные декорации, например, по большей части просто не попадают в кадр. Лучшие моменты сделаны будто случайно, в забытьи, полушепотом, но всякий раз могучая воля автора берет верх над минутной слабостью, и камера в очередной раз взмывает над отретушированным пейзажем, демонстрируя постановочную роскошь. И так во всем. Михалков умеет придумывать яркие образы, которые в мгновение передают все сложнейшие движения души, но отчего-то фильм должен длиться три часа – видимо, чтобы дотянуть до статуса великой эпопеи. Михалков упоенно перенасыщает фильм символами и метафорами, а в следующей сцене общественная миссия заставляет его открытым текстом проговаривать подразумеваемое. Больно смотреть, но даже родные ему камерные сцены он теперь снимает как батальные: с возмутительными клиповыми замедлениями, с неизменным грохотом орудий или очередным бескрайним русским полем на фоне.

«Солнечный удар»

Присущей фильму избыточностью можно всерьез возмущаться, но только чтобы высечь для себя из фильма хоть какую-то эмоцию (в силу особого отношения к автору). Только вот теперь, на столь близком для Михалкова материале окончательно стало ясно, что он уже не вернется, что ему там хорошо, что он как режиссер со своеобразными представлениями о красоте, величии и Отечестве, так и продолжит вести одному ему интересные диалоги хоть с Буниным, хоть с Ксенией Собчак. Как это все случилось? Об этом, право, не хочется начинать. Отпустим с миром.

«Солнечный удар»в прокате с 9 октября.

«Солнечный удар»

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 48
Makedonskii (Astana)   7.01.2016 - 11:11
Какая-то аллегория - "пока бегал за бабой - потеря страну и часы" очередное доказательство проблемы либеральной "творческой богемы" - отцы и дети..., которых вырастила великая страна,... читать далее>>
№ 47
Татьяна ( Спб) (Cпб)   1.02.2015 - 13:36
Фильм очень хороший, достойный, чтобы его иметь в домашней коллекции и пересматривать. Если хочется перечитать произведение, значит, фильм уже удался. Низко кланяюсь талантливому Н.С.Михалкову. И еще раз...... читать далее>>
№ 46
Олга-олга (Москва)   31.01.2015 - 10:30
Решила прочесть сначала чужие отзывы... на первой странице только хвалебные.... Фильм еле досмотрела. Даже некоторые эпизоды проматывала, тк те эмоции, которые пытались передать актеры в том или ином... читать далее>>
№ 45
sanatana (omsk)   5.01.2015 - 09:34
many useful details , SUPER GOOD читать далее>>
№ 44
vale13 (minsk)   1.12.2014 - 21:28
Пойду смотреть "Пять вечеров",его снял Гениальный Михалков,помните,ведь не было никаких премьер мировых,глобальных заявлений о надвигающемся шедевре из мира кинематографа,ажиотажа,ожидания чего-то... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма, комедия
Россия, 2018
мистика, триллер, фильм ужасов
Румыния, США, 2018
комедия, шпионский фильм
Великобритания, США, Франция, 2018
биография, боевик, криминальный фильм
Великобритания, Камбоджа, Китай, США, Франция, 2017
комедия
Италия, 2017
детектив, криминальный фильм, триллер
Великобритания, США, 2018
биография, музыкальный фильм
Франция, 2017
фильм о животных
США, 2018
криминальный фильм, мистика, триллер
США, 2018
приключения, семейное кино, фэнтези
Германия, 2017
вестерн, драма, комедия, трагикомедия
США, 2018
комедия
Россия, 2018
все фильмы в прокате >>