«Сен-Лоран. Стиль - это я»


статья


17 октября 2014

Модный приговор

«Сен-Лоран. Стиль - это я»

Париж 60-х годов. Утонченный любитель Пруста и Модильяни, модельер Ив Сен-Лоран (Гаспар Ульель) рисует эскизы, переписывается с Энди Уорхоллом и проводит время с партнером Пьером Берже (Жереми Ренье) на богемных праздниках с шампанским и большим количеством пилюль. Его жизнь проходит в насыщенном, но стабильном режиме до тех пор, пока он не встречает Жака де Башера (Луи Гаррель). После этой встречи у них случится страсть, и трамвайчик Сен-Лорана понесется под откос.

«Сен-Лоран. Стиль - это я»

Временами будут танцы с голой грудью на битом стекле и помощь врачей, но в остальное время его ждет взгляд на окружающую действительность, словно через разом потускневшую витрину. Возлюбленный ушел, но любовь осталась и будет бередить ему сердце долгие годы. В качестве бегства от реальности он регулярно заменяет умерших бульдогов по кличке Mujik на идентичных, с тем же пятном на лапе, что и у первого любимца (он отошел в мир иной, наевшись таблеток хозяина). «Какой это Мужик по счету?» - спрашивают у пожилого Сен-Лорана.

«Сен-Лоран. Стиль - это я»

В этом году подряд вышли два фильма о знаменитом модельере – «Ив Сен-Лоран», получивший благословление самого Пьера Берже, и «Сен-Лоран. Стиль – это я», не получивший чьего-либо покровительства и вообще объявленный скандальным. Режиссер второго фильма Бертран Бонелло в самом деле снял несколько картин, которые можно назвать трансгрессивными, например, «Порнограф» с Жан-Пьером Лео, где есть всамделишная порнографическая сцена, или современное переложение мифа «Тирезия» про теряющего пол и зрение трансвестита. Однако в новом фильме, как и в предыдущем «Доме терпимости», где Бонелло заглядывал в интерьеры публичного дома начала XX-го века, при всем желании нельзя найти элементы эпатажа. Напротив, тяжело представить более теплое и уважительное отношение к объекту киноисследования, тем более если принимать во внимание все соблазны творцов и работников мира моды.

«Сен-Лоран. Стиль - это я»

В отличие от «Ив Сен-Лорана» Джалиля Леспера, линейно развивающегося и уныло следующего глянцевым канонам, фильм Бонелло похож на 2,5-часовой онейрический калейдоскоп образов и воспоминаний. За кадром осталась работа у Кристиана Диора и короткое участие в войне за независимость Алжира, после которой он угодил в психиатрическую клинику. Весь сюжет сосредоточен на самом бурном и изнурительном периоде жизни Сен-Лорана, но тут нет смакования обычных примет «сладкой жизни». Как завещал Анджей Жулавски: главное – любить, даже когда тяжело, и «...Стиль - это я», конечно, про это.

«Сен-Лоран. Стиль - это я»

Время выписывает на экране сложные петли, прошлое мешается с настоящим, а молодого и красивого Гаспара Ульеля, жившего на всю катушку в 60-е, сменяет Сен-Лоран образца конца 80-х, старенький Хельмут Бергер с трясущимися руками и провалами в памяти. Выход музы Висконти вообще прекрасен: Бергер, загримированный под Сен-Лорана, лежит в постели и смотрит на молодого себя в «Гибели богов». Впрочем, финал с Ульелем, когда сам Бонелло в роли журналиста приходит проверить, жив ли еще Сен-Лоран, или умер, согласно слухам, получился не менее пронзительным.

«Сен-Лоран. Стиль – это я» в прокате с 16 октября.

«Сен-Лоран. Стиль - это я»


Ссылки по теме:

СПММФ-2014: Согласен с предыдущим куратором
«Сен-Лоран. Стиль это я» выдвинут на «Оскар»
23 фильма, которые стоит посмотреть, пока дети в школе
Программа 67-го Каннского кинофестиваля

Дмитрий Карпюк



Рецензии на фильмы сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия статьи: //www.kino-teatr.ru/kino/art/pr/3648/