Гори, Голливуд, гори
Загадочная девушка Агата (
Миа Васиковска) с ожогом на лице и черными перчатками по локоть выходит из автобуса и попадает в гламурный адок Голливуда – места, где знают друг друга по именам и тихо ненавидят за фасадами из улыбок на миллион долларов. Сев в заказанный лимузин, она сразу же спрашивает у шофера и начинающего актера и сценариста Джерома (
Роберт Паттисон), есть ли у него путеводитель по домам знаменитостей - та самая «звездная карта». Сама она уже обзавелась своеобразным проводником в мир звезд, познакомившись в твиттере с актрисой
Керри Фишер, принцессой Леей из
«Звездных войн». Ей, кстати, принадлежит одна из лучших фраз фильма: в ответ на вопрос
«Как дела?» она отвечает
«Я сообщу тебе, как только войду с собой в контакт».
Популярная актриса Хаванна Сегранд (
Джулианна Мур) хочет сыграть собственную мать в фильме арт-хаусного режиссера и периодически устраивает истерики, а модный ньюэйджевый гуру-хиропрактик (
Джон Кьюсак) и его депрессивная жена (
Оливия Уильямс) делят особняк с 13-летним сыном Бенджи (похожий на монструозного
Джастина Бибера Эван Берд), наркоманом и звездой популярного сериала про плохого бейбиситтера. Пути этих малоприятных персонажей рано или поздно пересекутся под самыми неожиданными углами, и тогда-то и грянет гром – уже не сатиры, но мистики, а местами и откровенного китча.
В это трудно поверить, но надо признать – за свои 45 лет работы в кино
Дэвид Кроненберг снял первую комедию и соответственно первый фильм про нравы Голливуда. К этому неожиданному шагу его подтолкнул сценарий
Брюса Вагнера, придумавшего культовый сериал
«Дикие пальмы», где режиссером был
Оливер Стоун, в одном кадре встречались
Джеймс Белуши и
Уильям Гибсон, а в сюжетных хитросплетениях улавливались интонации
Филиппа Дик и
Рэймонда Чандлера.
То, что, видимо, привлекло в сценарии Кроненберга, куда Вагнер вставил и альтер-эго (Джерома), является одновременно и главной проблемой
«Звездной карты»: сатира не может быть смешной, когда её снимает энтомолог. Все общие слова про манеру Кроненберга – интерес к мутациям и трансформации, психологической и плотской – здесь оказываются неуместными. Все персонажи фильма мутировали уже давно и готовы жить с этим, а наблюдатель с холодным и пытливым умом все это отстранённо фиксирует.
Сюжетное столкновение двух стихий, водной и огненной, находят отражение и в интонационной биполярности картины. Великий канадец в какой-то момент ломает хребет о колено, и злой и не очень смешной сатирический фарс превращается в душещипательную слезливую историю, где не выживут даже любовники. К сожалению, в результате это не похоже ни на «Дикие пальмы», ни на
«Малхолланд-драйв» Линча или
«Игрока» Олтмана. Ближе всего по дурашливости и позерству «Звездная карта» оказывается к
«Сказкам юга», но единственное и важное отличие в том, что её неинтересно смотреть.
Увы, первая попытка высмеять и обличить у Кроненберга получилась, мягко говоря, не особо удачной, но пережить это можно – любим мы его все равно не за юмор.
«Звездная карта» в прокате с декабря.
обсуждение >>