Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

В СССР нуара не было

«Номер 44»

1953 год. Детдомовец и герой войны Лев Демидов (Том Харди), водрузивший флаг над Рейхстагом и увековеченный на снимке, облетевшем все советские газеты, работает в МГБ и ведет борьбу с западными шпионами. Гоняется за Анатолием Тарасовичем Бродским (Джейсон Кларк) и другими потенциальными врагами народа, которые, оказавшись носом к стенке, на вопрос, чего убегал, плачутся, что подозрение равняется приговору. У Демидова хорошая квартира, жена-учительница Раиса (Нуми Рапас), кодекс чести и возможность карьерного роста, которому могут помешать лишь подлый коллега Василий (Юэн Киннаман) или начальник Кузьмин (Венсан Кассель). Но крест на карьере в органах Лев ставит непредумышленно и самостоятельно, взявшись расследовать дело об убийстве сына Алексея Андреева (Фарес Фарес), боевого товарища, с которым они штурмовали Рейхстаг (как и трусоватый садист Василий).

«Номер 44»

Гибель мальчика оказалась одним из многих похожих происшествий, которые в течение нескольких лет выдавали за несчастные случаи (или находили «виновных»). Убийств, согласно разнарядке товарища Сталина, в СССР нет и быть не может, а посему Демидов, преследуя серийного убийцу, влез не в свое дело.
Английский писатель Том Роб Смит, автор романа «Ребенок 44», который стал началом трилогии о Льве Демидове и лег в основу картины шведа Даниэля Эспинозы, по мнению многих, тоже влез не в свое дело, когда эту книгу написал. Читая про дело Чикатило и сталинскую эпоху (в числе важных книг Смит выделяет «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына и «Сталина» Монтефиоре), он ужаснулся истории Советской России, культу личности и много другому - и именно этим ужасом, а не желанием очернения пропитан дебютный роман выпускника Кембриджа. В послесловии Смит извиняется за все возможные неточности (а их русскоязычные читатели нашли немало) и характеризует Советскую Россию как симбиоз ужаса и абсурда.

«Номер 44»

Премьера экранизации романа в России ожидаемо произвела эффект разорвавшейся бомбы. Неожиданным оказался следующий кунштюк: фильм не раздирают на части зрители, где-то справедливо, а где-то для словца ругая за исторические неточности и сгущение красок. Его просто запретили - сняли с проката от греха подальше: у Минкульта возникли вопросы касательно содержания фильма (удивительно знакомая риторика), а компания-прокатчик «Централ партнершип» добровольно отозвала заявку со всеми коммерческими последствиями, которые она принимает на себя. Бизнес, отказывающийся от возможности заработать, - чем не пример страха и абсурда в одном флаконе? И это все лихой сюжет, который к непосредственно «Номеру 44» пока что не имеет никакого отношения, - а фильм Эспинозы, в общем, не самый удачный, но кое-чем все-таки примечательный.

«Номер 44»

Нуарный детектив в антураже классической антиутопии начинается в лучших традициях «1984» Оруэлла: отлаженный механизм жизни одного из членов общества натыкается на камешек подозрений, и шаг за шагом он обнаруживает, что сеет не справедливость, а страх в сомнительных целях (Демидова боится даже собственная жена). Наряду с сомнительным постулатом, что Сталин приказал забыть о существовании в СССР убийств, в романе и фильме существуют еще и доносы, и поиски западных шпионов, и желание подсидеть ближнего своего - вещи, в общем, хрестоматийные, если не врали, скажем, Солженицын или Довлатов, чья фраза про четыре миллиона доносов из романа «Зона» часто мелькает в интернете.

«Номер 44»

Но «Номер 44» - не детективная критика социализма, а попытка коммунистического нуара, где серийный убийца оказывается детдомовцем, как и Демидов. Аналогичный трюк есть в сериале «Босх», снятом по бульварным нуар-детективам Майкла Коннели. Бытие, конечно, определяет сознание, но одни внутренний гнев пускают на преступления, а другие - на их расследование. В романе Демидов был амфетаминщиком, и разница между следователем и убийцей там была еще тоньше - в общем, набор счастливых случайностей или же их фатальный недостаток.
На этот жанровый каркас, растянутый почти на два с половиной часа, насажены многозначительные сцены мучительной советской жизни, которые смотреть столь же мучительно: хорошие актеры - от Харди с Рапас до Олдмана с Консидайном - крепко отыгрывают немногословные партии, украшая поток сюжетного уныния, который удивительно уместно завершается дракой в грязи. Для истории, символически разворачивающейся в год смерти Сталина, не самое удачное применение.

«Номер 44»

Впрочем, сейчас вряд ли признали бы и достаточно удачным шедевр покойного Алексея Германа «Хрусталев, машину!», чьи события разворачивались фактически в тех же переулках, а полифония советской жизни была изображена одновременно и более живой, пульсирующей и еще более чудовищной, чем Том Роб Смит смог представить по прочитанным книгам и архивным документам. И совсем уж иронично выглядит то, что не самый талантливый фильм вдруг попал в ту точку, где желаемое вновь выдается за действительное.

«Номер 44» должен был выйти в прокат 16 апреля.

«Номер 44»

обсуждение >>

№ 9
Олег_КТ   5.02.2016 - 16:10
Сначала скажу о нуаре. Нуар в советской кинематографии был. Классический пример - это "Гиперболоид инженера Гарина" Гинцбурга. Изысканно циничный Гарин в исполнении Евстигнеева, роковая женщина... читать далее>>
№ 8
Евгений любитель кино (Курск)   12.07.2015 - 06:12
Фильм не такой ужасный, чтобы его запрещать. В "Сталинграде" Бондарчука и "Утомлённых солнцем 2" было больше вещей из-за которых фильм можно было запретить к показу на большом экране.... читать далее>>
№ 7
GaryVan (Санкт-Петербург)   22.04.2015 - 11:47
Мальчик?... Водрузил флаг на Рейхстаг?... Бу-га-га! Ржунимогу! Да, тут не запрещать нужно было... А засудить всех - режиссёров, операторов, актёров... Всех, вплоть до последнего дворника киностудии! Предлагаю... читать далее>>
№ 6
Юрий Жиловец (Донецк)   20.04.2015 - 14:03
Клюквенные ужасы. Stalin, Gulag, Big brother. Ну вы поняли. читать далее>>
№ 5
Алексей, Кустанай   20.04.2015 - 07:22
Что сие творение сняли с проката-считаю правильно. Терпеть заморский бездарный глумеж , сделанный людьми , не понимающими, о чем снимают-надо быть мазохистами... Тот, кто не брезглив-может это ... в сети... читать далее>>
фильмы

Афиша кино >>

трагикомедия, экранизация
СССР, 1986
биография, военный фильм, драма, исторический фильм
Россия, 2019
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
Великобритания, США, 2020
научная фантастика, фильм ужасов
США, 2019
драма, спортивный фильм
Россия, 2020
биография, драма, комедия
Ирландия, Канада, 2017
драма, триллер
США, 2019
драма, экранизация
Россия, 2020
драма, комедия, приключения, фэнтези
Россия, 2019
мистика, триллер, фильм ужасов
Австралия, 2019
экшен-триллер
Швеция, 2020
комедия, семейное кино
Россия, 2020
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен