«Излечить страх»


статья


27 апреля 2015

В здоровом теле - здоровый дух

«Излечить страх»

Украинско-белорусская лента «Лука» была снята два года назад, без особого шума прошла по странам ближнего зарубежья, а теперь добралась и до России. За прошедшее время она успела сменить название — на отечественные экраны ее выпускают под заголовком «Излечить страх». Некоторое время назад в прессе фигурировало еще одно наименование - «Святой-хирург», вообще говоря, довольно уместное: главный герой фильма — Валентин Войно-Ясенецкий, талантливый врач, также известный как святитель Лука.

«Излечить страх»

1961 год, Крым. 84-летний архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Виталий Безруков), слепой и ослабевший, но благодаря силе духе не отчаявшийся, пересказывает историю своей жизни молодому служке. Повествование ведется с 1917-го — года, в котором хирург Войно-Ясенецкий приехал работать в Ташкент, взяв с собой супругу Анну (Екатерина Гусева) и детей. Анна болела туберкулезом, и муж надеялся, что жаркий сухой климат пойдет ей на пользу. В послереволюционном Ташкенте начались волнения, Войно-Ясенецкий сутками пропадал на работе, где помогал раненым, не обращая внимания на то, какую сторону конфликта они представляли. В 1919-м Анна умерла; после этого в углу операционной, где работал хирург, появилась икона. Последовали допросы, потом репрессии, годы ссылок и испытаний, через который Войно-Ясенецкий сумел пройти, не растеряв достоинства.

«Излечить страх»

Основным антагонистом в фильме предсказуемо становится советская власть, что в целом верно — хотя отношения с ней у Войно-Ясенецкого были неоднозначные. (11 лет ссылок — и последовавшая за ними сталинская премия, ради которой Лука не выслуживался, не встраивался в систему — просто не заметить его было невозможно.) Однако власть в картине представлена несколько однобоко: ее олицетворение — вырожденец-алкоголик Андрей (Александр Числов), который сперва служит в госпитале разнорабочим, а потом сам же ведет врачей на расстрел. Персонаж вышел абсолютно карикатурным (тут нужно отметить, что, например, существовавший в действительности доктор Михайловский в исполнении Алексея Шевченкова на живого человека тоже ни капли не похож). Вскользь проговаривается, что и на стороне власти тоже попадались люди, а не звери, и этого, наверно, достаточно: это кино не о столкновение с непреодолимой силой госаппарата, а о внутренней силе одного-единственного человека. Тот факт, что картина не превращается в политическое высказывание, а предпочитает оставаться жизнеописанием, скорее радует. Другое дело, что жизнеописание это получилось не очень внятным.

«Излечить страх»

В общем-то, «Излечить страх» - это полнометражка, художественные достоинства которой сравнимы с российской сериальной продукцией, причем не высококачественной, а средней руки. Актерская игра тут по большей части так себе (иногда, правда, и вовсе скатывается до любительского уровня), об операторской работе лучше не задумываться. Диалоги преимущественно тоскливы, но хотя бы функциональны, впрочем, эффект портит еще и озвучка, абсолютно не учитывающая особенности среды, в которой действуют персонажи. Разговоры звучат одинаково что в операционной, что на вокзале у готового тронуться паровоза. К содержанию картины предъявлять претензии не хотелось бы, но и хвалить тут нечего: изложенные в фильме факты в большинстве своем можно обнаружить в «Википедии», а это, понятное дело, довольно поверхностный источник. Люди действительно заинтересованные в случае необходимости без проблем найдут информацию о Войно-Ясенецком в заметно более увлекательном и подробном изложении. На тех же, для кого личность святителя Луки не представляет интереса, и лента «Излечить страх», скорее всего, ни малейшего впечатления не произведет.

«Излечить страх»

Провальные биографические ленты, конечно же, не редкость. Только за последние годы зарубежные кинематографисты не слишком удачно рассказали зрителям о Маргарет Тэтчер и Стиве Джобсе, Луи Замперини и принцессе Диане. В РФ жанр менее популярен, но и у нас есть чем «похвастаться» - «Распутина» и «Василису» в список качественных байопиков точно не внесешь. Во многих случаях основная проблема биографической картины — это несоответствие масштаба личности и киноматериала. Кажется, что о человеке рассказывают без энтузиазма, будто делятся энциклопедическими знаниями. Человек, разумеется, заслуживает большего. Правда, у двух упомянутых российских лент проблемы другие — но в случае со святителем Лукой ситуация именно такая. Только вот зазор между личностью и рассказом в данном случае получился не просто заметным — непозволительно большим.

«Излечить страх» в прокате с 30 апреля.

«Излечить страх»


Ссылки по теме:

Интервью:
Екатерина Гусева: «Все мы задумываемся, как жить в ладу с Богом и с собой»

Статьи:
23 фильма, которые лучше, чем ничего
Самые ожидаемые российские фильмы-2015
15 фильмов марта'15: Выбор редакции kino-teatr.ru

Рецензии:
«Василиса»

Сергей Оболонков



Рецензии на фильмы сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия статьи: //www.kino-teatr.ru/kino/art/pr/3945/