Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Эклектичный боевик о спасении души

«Иерей-Сан. Исповедь самурая»: Русская клюква на ветках сакуры

У японского православного священника Николая (Кэри-Хироюки Тагава) неспокойно на душе. Хоть и выбрал он в своё время вместо катаны якудзы меч духовный, прошлое, как и родная бандитская семья, не отпускает, угрожая расправой. Молитвами местного и российского митрополитов японца командируют в русское захолустье - от греха подальше. И вот скорбный священник в подряснике и сандалиях-гэта высаживается среди умирающей деревни Глубокое, отдыхать от японских реалий и восстанавливать разрушенный храм. Однако от себя не убежишь, и среди дикого ельника России повторяются всё те же, знакомые герою до боли бандитские кровавые разборки.

«Иерей-Сан. Исповедь самурая»: Русская клюква на ветках сакуры

Несмотря на столь экзотичный зачин, «Иерей-Сан» сильно разочарует поклонников таланта Ивана Охлобыстина и его предыдущего яркого и дерзкого фильма «Соловей-Разбойник». Уникальную музу Охлобыстина словно силой вытолкнули за пределы сказочного жанра и заставили высказываться всерьёз, а вдохновение принуждения не терпит. В безвоздушной зоне стерильного благочестия у него отказывают крылья. Да, мы снова увидим мальчишескую любовь автора к холодному и огнестрельному оружию, к открытому пламени, сценам сражений (и нескрываемую неприязнь к представителям правоохранительных органов), но теперь она смешана не с оригинальным юмором, чёткой идеей и бесшабашной фантазией, а с назидательной интонацией клишированных святочных рассказов позапрошлого века. В них частенько погибающих детей чудесным образом спасал сам Святитель Николай. Подобные сентиментальные истории лучше читать на ушко засыпающему ребёнку, а не скандировать с большого экрана, сопровождая кадрами убийств, разрушений и заунывной музыкой Гребенщикова.

«Иерей-Сан. Исповедь самурая»: Русская клюква на ветках сакуры

Однако режиссёр фильма, Егор Баранов, увлёкся именно лобовым столкновением контрастных стилей и жанров. Визуал японских гравюр у него монтируется с подобием «Утра в сосновом лесу» Шишкина, японский боевик смешивается с деревенским сериалом в духе канала «Россия 1», сцена пожара в храме озвучена церковным песнопением «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благодарение», а сцена избиения священника - с меланхоличной песенкой Петра Мамонова. Возможно, за подобными несуразицами стоит желание подчеркнуть полярность противоборствующих сил? Но их и так воплощают две яркие фигуры - аскетичный и добродушный отец Николай и коварный Андрей Нелюбин (Иван Охлобыстин), местный злобный гений. Святой и демон. Актёрский дуэт Тагавы и Охлобыстина единственное, за чем действительно интересно наблюдать в этом фильме. Первый, в силу незнания языка, вынужден благородно молчать, достойно выдерживая словесные нападки второго, а это, пожалуй, лучшие приёмы из репертуара обоих. Беда в том, что весь сюжет построен на линейном противоборстве их героев, и остальные персонажи просто-напросто не имеют никакого значения.

«Иерей-Сан. Исповедь самурая»: Русская клюква на ветках сакуры

Так, вместо флешбэков отца Николая легко могли быть показаны кадры любого японского фильма «про якудзу» - читать русские субтитры добрую треть просмотра весьма утомительно, а без них разобраться, кто есть кто в этой кровавой Японии, нереально. Персонажей деревни Глубокое могло быть и два, и двадцать два, и вовсе не быть - при их безликости общей картины мира это бы не изменило. Ни один из них не запоминается, не имеет истории, самобытного характера. Поразительно, что эффект ненужного присутствия создают очень хорошие актёры, вынужденные бездеятельно находиться в кадре, суетиться, произносить вымученные реплики и выслушивать умильно-благоговейные детские стишки. Жители Глубокого похожи на интеллигентов-москвичей, выехавших на лето за город. Не живут, а проводят время - и неожиданное появление священника, и его внезапный отъезд они встречают с одинаковым доброжелательным равнодушием (хоть, во втором случае, с умытыми лицами и обвенчавшись). Нужна ли им земля, на которой они находятся, и храм на ней - большой вопрос, впрочем, вполне вписывающийся в наши современные реалии.

«Иерей-Сан. Исповедь самурая»: Русская клюква на ветках сакуры

«Иерей-Сан», безусловно, попытка художественного миссионерского высказывания. Искренне жаль, что нелепая эклектичная "бесформица" этого кино-выступления успешно скрывает его суть. Настоящее миссионерство основано не только на декларации веры, а на любви и интересе к жизни окружающих людей, но никак не на манипуляциях их чувствами и прямолинейных нравоучениях. У отца Николая это порой получается, у создателей фильма по отношению к своему зрителю - не очень. Они наставляют: собирайтесь в церкви - и спасётесь. Даже перечисляют от чего: алкоголизма, тунеядства, семейных и соседских ссор, бесплодия и напалма. Этот бытовой совет лукав, как рекламная вывеска, а рекламная вывеска, увы, никогда не приводит к храму.

«Иерей-сан: Исповедь самурая» в прокате с 26 ноября.


Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 4
Васнина Раиса Ивановна (Свердловская обл Верхотурье)   21.02.2016 - 18:58
Согласна с автором. Фильм очень поверхностный, сплошные штампы. Что-то изменилось бы для жителей, если бы приехал не священник, а, предположим, боевой друг? И что, в этой деревне нет ни телефона, ни интернета? читать далее>>
№ 3
snaypersha (киев)   25.11.2015 - 23:07
помня о св.Николае Японском,который заложил в Японии основы православия,очень интересно посмотреть не только на игру любимых актеров,но и раскрытие глубины истины в человеческих душах читать далее>>
№ 2
avorado (Москва)   23.11.2015 - 21:13
Интересно! Обязательно надо посмотреть! Конечно, не "в прокате", а дома - подумать чтоб можно было б... вообще работа академика Фоменко на лоне истории очевидно очаровывает публику, на... читать далее>>
№ 1
Владимир Тимирязев   23.11.2015 - 19:39
Заинтриговали! Сама постановка вопроса очень интересна! Да, даже пребывание таких известных и талантливых актёров привлекает.. Оригинально, наверняка, а что ещё надо.. Тем более поиски правды... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

мелодрама, научная фантастика
США, 2018
комедия, мелодрама
Россия, 2018
биография, драма, триллер
США, 2018
боевик, комедия, фильм ужасов
США, 2018
научная фантастика, триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма, комедия
Германия, 2017
боевик, фильм-катастрофа
США, 2018
научно-популярный
Китай, Россия, США, Швейцария, Южная Корея, 2018
комедия, семейное кино
США, 2018
мистика, фильм ужасов
Россия, 2018
комедия
США, 2018
все фильмы в прокате >>