Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Уморительный гротеск с Бинош и Лукини про французскую глубинку начала XX века

«В тихом омуте»: Я люблю ноги кушать

1910 год. На северном побережье Франции пропадают туристы, в связи с чем в провинцию выезжают упитанный комиссар Дану (Дидье Депре) и его невысокий рыжий помощник Нуда (Сирил Риго). Первый грузно падает набок при каждом осмотре места преступления, второй его поднимает и развозит по всем важным точкам, что несложно: тут как будто всего два дома, пляж да переправа через реку. В обветшалом домишке у реки живут ловцы мидий Брюфоры, зарабатывающие на жизнь переносом случайных прохожих через ту самую реку. Глава семьи - немногословный мужчина, заслуживший прозвище «Бессмертный» за спасение моряков в непогоду, - злобно зыркает исподлобья и странно хрипит, родственники не отстают. На возвышении, в безвкусном доме в египетском стиле и с видом, каждое лето наслаждаются сельской жизнью богатенькие Ван Петегемы: туповатый отец семейства Андре (Фабрис Лукини), его нервная и дотошная не по делу жена Изабель (Валерия Бруни-Тедески), их две дочери и вроде бы племянник Билли (дебютантка Раф) - рядящийся то в женское платье, то в мужской костюм. Вскоре приедет его мать (Жюльет Бинош) - воплощенное самодовольство высшего света с неприятным смехом и слишком широко раскрывающимся ртом. Билли меж тем влюбится в старшего сына «Бессмертного» по имени Малют (Брандон Лавьевиль), который на работу не ходит без берета юнги с красным помпоном, тоже смотрит искоса, но вроде бы и с пониманием.

Интрига «В тихом омуте» сохраняется если не до чтения синопсиса, то максимум до первого обеда у Брюфоров, и тут впору вспомнить, что писатель Витольд Гомбрович считал детективный роман «попыткой организации хаоса». Ровно в этом же смысле детективом можно назвать и две последние работы Бруно Дюмона - экс-преподавателя философии и режиссера-натуралиста, перековавшегося в столь же точного и дотошного комедиографа еще на мини-сериале «Малыш Кенкен». Там, правда, Дюмон живописал наши дни, а эксцентричные скетчи чередовались с более-менее серьезной повседневностью. «Омут» же совсем превращается в карнавальный макабр: тут и пара нелепых детективов, эдакие Дюпон и Дюпонн, сошедших будто со страниц комиксов Эрже (хотя Нуда с его чубчиком - вылитый возмужавший Тинтин); и фактурные маргиналы Брюфоры, на чьих лицах видны каждая складка и прыщ; и разыгрывающие каждый раз сольную и командную буффонаду заслуженные артисты Лукини, Бруно-Тедески и Бинош (последняя пережимает так, будто боится недопереиграть).

«В тихом омуте»: Я люблю ноги кушать

Стилистически все тоже затягивает в какую-то развеселую круговерть: слэпстик в лучших традициях немого кино (падают тут каждые пятнадцать минут) смешивается с комедией положений, неочевидное травести-шоу в исполнении Билли - с импотентным детективом, театральная костюмированная драма - с ехидной притчей про дураков на карнавале смерти. Обращение Дюмона к комедии можно объяснить через формулу «трагедия повторяется фарсом», но это смена не вектора, а оптики. Смерть глядит на мир глазами ребенка - малыша Кенкена или смурного подростка Малюта (оригинальное название «Омута» на самом деле его имя - Ma Loute). Люди проживают жизнь какими-то однотипными фигурами карикатурной комедийной роли: падениями или брожением по кругу, походкой оловянного солдатика или не слишком грациозными прыжками. Если «Кенкена» можно прочесть как историю про серию убийств, где маньяк - это сам стагнирующий город, откуда нет пути, то «Омут» повествует про отрыв от реальности. Ван Петегемы настолько наивны (и неприятны в своей наивности), что даже буквально воспаряют над землей (иронической фигурой в этой сцене возникает статуя девы Марии). Брюфоры настолько укоренены в повседневности, что тоже начинают терять человеческий облик - с трудом выговаривают слова и даже рычат.

И «Кенкен», и «Омут» - что-то среднее между воспоминанием о лете, карнавальным парадом характерных масок и тотальной иронией по поводу полиции, религии, классового неравенства, гендерного вопроса и многого другого. Этот хаос может упорядочить если не полицейский протокол, то разрозненный детский дневник, отредактированный взрослым. Но все элементы в нем равны и одинаково важны: поэтому «В тихом омуте», воспаряя до фарса или закапываясь в карикатуру, оказывается еще и образцовым французским кинокомиксом. Во всяком случае, «Приключения Тинтина» Эрже стоило бы экранизировать в аналогичной оптике.

«В тихом омуте» в прокате с 7 июля.


Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

приключения, фэнтези
Китай, Россия, 2019
военный фильм, драма
Россия, 2019
драма, криминальный фильм
Россия, 2019
комедия, музыкальный фильм, фэнтези
Великобритания, 2019
боевик, детский фильм, комедия, приключения, фэнтези
Китай, 2017
драма, трагикомедия, экранизация
США, 2019
драма, мистика, научная фантастика
Бельгия, Люксембург, Франция, 2019
драма, мелодрама, музыкальный фильм
США, 2017
детский фильм, комедия, семейное кино, фэнтези
Германия, 2018
триллер, фильм ужасов
США, 2019
боевик, приключения, триллер
США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен