Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Саркастическая драма Пола Верховена про страхи и болезни XXI века

«Она»: Юппер мучительного счастья

Разведенная успешная женщина Мишель (Изабель Юппер) живет в большом парижском доме, руководит компанией по разработке компьютерных игр, каждый день контактирует преимущественно с мужчинами - общаясь, манипулируя, флиртуя, игнорируя (ненависть юных сотрудников). Даже когда к ней в дом врывается незнакомец в черном и насилует её - Мишель не меняет привычный распорядок: пожурила кота за то, что просто наблюдал; приняла ванну с окровавленной пеной; в полицию не заявила; родственников не сразу, но огорошила. Это история не про то, как жить после травмы, - это история про то, как жить без травм.

Экранизируя роман Филиппа Джиана «О…» (Oh…), саркастичный голландец Пол Верховен будто иронизирует над современной кино-психологией: за изнасилованием не следует расследование, одиссея в детство главной героини, чей отец отбывает пожизненное за массовое убийство, не ведет к мысли о наследственности или успешной борьбе с ней (во всяком случае, акцент не на этом). Мишель выпадает из всех этих жанровых формул и стереотипных построений, начиная уже с того, что немолодая женщина оказывается во главе такого источника по производству радостей мачизма и эйджизма, как разработка видеоигр. Её конфликт с талантливым гейм-дизайнером, который лучше понимает про геймплей, - в иных акцентах: она лучше понимает сексуальность и её роль в торговле даже в стерильном XXI веке. С этим поколением невозможен повтор сценария «Пианистки» («Снимай штаны. Нет, я ищу обрезанный»).

«Она»: Юппер мучительного счастья

Телесность фильма демонстративно вступает в конфликт с визуальной выхолощенностью видеоигры, но взаимодействие Мишель с окружающими напоминает плотную ткань квеста. Выслушать блеяние бывшего про новую любовницу, старые романы, идею для игры; поругаться с сыном, которого захомутала дерзкая особа, актриса, с явными неблагими намерениями; переспать с мужем подруги - потому что ему интересно и потому что он хороший любовник; погладить под столом симпатичного соседа; поругаться с матерью, которая на старости лет заводит молодого любовника и требует помириться с отцом, напоминая, что он не только «чудовище», но и родной человек; подождать возвращения насильника - он не упустит возможности успешно повторить ритуал, а ей интересны ритуалы. Повторить каждую стадию до отвращения. На каждом этапе Мишель не вовлекается в процесс, а провоцирует его, отказывается выступать жертвой, потому что, кажется, контролирует вообще всё.

С таких же позиций выступает Верховен: он не жертва современного кинопроцесса, который в поисках средств изгнал его с проектом «Она» из США во Францию, где нашелся продюсер и нашлась смелая Юппер, которой не привыкать, кажется, к любым ролям. Он несносный старик на манер enfant terrible, знающий толк и в «мужском», и в «женском», которые в его фильмографии идут через запятую: брутальный «Робокоп» и волнующий «Основной инстинкт», сатирический «Звездный десант» и вызывающе безвкусный «Шоугёлз». «Она» тоже и чувственная, и сатирическая, и злая, и на три пальца трогательная (если растерянный взгляд Юппер в нескольких сценах не часть глобальной игры в имитацию, которой Мишель подчиняет свою жизнь). Верховен нащупывает болевые точки общества с усмешкой, а не гримасой ужаса и порицания, с едкой констатацией, а не обличительным пафосом. Заметки об обществе XXI века у него следуют плотно, как мазки у малых голландцев, хотя стилистический аналог фильма - скорее, хирургические притчи Михаэля Ханеке, чем живопись (только Верховен предпочитает более подвижную камеру). Читать эти акварели с полунепроницаемой фигурой посередине можно по-разному: демонизировать манипулятивный дар Мишель или героизировать, подсчитывать последние дни противоречивой европейской буржуазии в грядущем ворохе испытаний нового столетия или видеть для нее проблеск надежды; Верховен же (как и Мишель) избегает ситуаций сожаления, потому что жертвы - это другие.

«Она» в прокате с 22 сентября.


Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам

обсуждение >>

№ 2
Lexx   29.09.2016 - 20:02
Я бы сказал, смелое это кино именно для Америки. Выйди такой фильм в США - феминистки порвали бы Верховена, как тузик грелку. И даже если представить, что такой фильм в Америке вышел - он стал бы погружением... читать далее>>
№ 1
Chara Chara (Moscow)   23.09.2016 - 23:21
рецензия интересная.. заголовок просто восторг. Юппер, Верхувен.. хотя я вообще сначала подумала, а чё вдруг вспомнили про фильм Она с голосом Йоханссон?:) ну а по прочтении в воздухе повис вопрос: а как... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

криминальный фильм, триллер
США, 2018
трагикомедия
Франция, 2017
боевик, драма, приключения, триллер
США, 2018
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези, экранизация
Германия, 2018
детектив, триллер, фильм ужасов
Аргентина, Испания, Уругвай, 2018
комедия
США, 2018
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
Великобритания, Мексика, США, 2018
фильм ужасов, фильм-катастрофа
Франция, 2018
боевик, триллер
Китай, США, 2018
комедия, музыкальный фильм
Канада, США, 2018
комедия, приключения
США, 2018
боевик, драма, криминальный фильм, триллер
Италия, США, 2018
все фильмы в прокате >>
«Игрушки для взрослых»
Ролики фильмов

«Игрушки для взрослых»

Лос-Анджелес — город денег, знаменитостей и взрослых развлечений, здесь куклы живут бок о бок с людьми. Внезапно по мегаполису прокатывается волна преступлений, связанных со звездами популярного телешоу.