Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Режиссер «Класса коррекции» рассказывает про женщину с хвостом

В прокат выходит «Зоология» - второй игровой и полный метр документалиста Ивана И. Твердовского, получивший за полгода уже полтора десятка призов различных международных кинофестивалей. В новой ленте режиссер «Класса коррекции» продолжает изучать тему инаковости.

«Зоология»: Хвост съедает душу

В небольшом городе есть зоопарк, а в нем, в отделе снабжения, работает Наташа (Наталья Павленкова) - женщина за 50, живущая с мамой (Ирина Чипиженко) и немолодым кастрированным котом. Ее коллеги - образцовые посетители магазина «Три толстяка», майонезолюбивые женщины без комплексов (и некоторых других, более полезных человеческих качеств), гнобящие ее почем зря. У Наташи же есть секрет - невесть откуда взявшийся хвост, возникший как боль в копчике и вымахавший наутро до размеров неплохого такого хобота. В поликлинике никто не удивлен (хирурга больше расстраивает смазанный и непросматриваемый рентген), врачебные снимки атавизма спокойно делает приятный рентгенолог Петя (Дмитрий Грошев), а по городу невесть откуда поползли полуграмотные слухи про женщину с безумными глазами, хвостом, тремя хвостами и прочими богопротивными человеческими девайсами.

Новая лента Твердовского продолжает линию «Класса коррекции» и одну из ключевых магистралей документального кино вообще: это фильм про других среди условных нас, слегка абсурдистское бытописание буквальной инаковости, вдохновленное короткометражкой «Почему банан огрызается?», но ушедшее в другом, не лаконичном и не трагикомичном направлении. Если «Класс коррекции» признали амальгамой советского проблемно-школьного кино и раствора Триера или Ханеке, то «Зоологию» еще сильнее уносит в Европу: это легкая форма боди-хоррора со строгой социальностью Райнера Вернера Фассбиндера (по сюжету - конкретно из «Страх съедает душу») и наблюдательным абсурдизмом грека Йоргоса Лантимоса (не «Лобстер», но «Клык»). Наташа с детским голоском и чистыми же устремлениями курит у мусоропровода, где детской рукой выведено «Простите нас, мы вас любим», а потом заливает запах одеколоном, тут же она хоронит кота в коробке из-под туфель 37-го размера, ну а в квартире она выслушивает бредни, подхваченные матерью из телевизора или от знакомых (про загнивающий запад, антихриста и прочие «ничего нового»).

«Зоология»: Хвост съедает душу

Хвост возникает не сразу, но однажды, и оказывается не причиной злопыхательства, а его следствием: подрагивающим фаллическим памятником человеческой невостребованности - помощником и в самоудовлетворении (нейтрально-провокативная сцена в ванне), и в сведении знакомств с приятным, но тоже не без странностей мужчиной заметно моложе. Хвост и выражает подавленную сексуальность Наташи, чью семейную неустроенность затрапезно высмеивают неприятные коллеги, и служит сардоническим напоминанием, что, по мнению окружающих, для женщины наташиных лет в большом сексе делать больше нечего, остается только опускать глаза, когда кто-то огульно насмехается над ее личной жизнью (что, естественно, никого не касается). Ключевая же трагедия героини в том, что хвост лишь обнажает ту гулкую социальную решетку, которой она огорожена от «остальных» (впрямую этот образ возникал в «Классе коррекции»).

В этом смысле вторая лента Твердовского действует с кажущейся прямолинейностью, чьи дополнительные пол-оборота, напротив, прячутся в тени, накатывая с некоторым, постпросмотровым опозданием: в клетке не только Наташа, но все - от рентгенолога, любителя пососать хвост, до чопорных посетительниц лубочного храма, будто бы застрявшего в жилом доме, больниц, курсов самовнушения («В моих руках - вся вселенная», отчаянно орут они, сидя на скрипящих стульях). Конечно, «Зоологию» накрывает волной амбиций и зрительских вопросов, какие неизменно сопутствуют так называемому «синдрому второго фильма», работа его суставов порой непонятна без рентгена, но тематически и стилистически (оператором на этой ленте выступил документалист Алекс Микеладзе, а не Федор Стручев) лента выполнена с той последовательностью, за которую не хочется раньше времени отрубать режиссеру хвост (что, как обычно, сделать проще всего).

«Зоология» в прокате с 24 ноября.


фильмы

обсуждение >>

№ 2
Михаил Рыжов А   23.11.2016 - 16:41
Восхитительный текст. Не в бровь, а в глаз. Долго не мог сформулировать свои мысли после просотра, а тут они как на блюдечке. Жму вам руку! читать далее>>
№ 1
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)   23.11.2016 - 14:49
Странные сюжеты выбирают наши современные кинематографисты. Опять артхаусное кино не для всех? И велика вероятность очередной чернухи. Про нормальных людей снимать, как видно, неинтересно, только про отклонения... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

драма, экранизация
США, 1994
боевик, научная фантастика, триллер
США, 1991
Грузия, Россия, 2019
биография
Франция, 2019
драма, исторический фильм
Франция, 2019
детский фильм, семейное кино, фэнтези
Мексика, 2019
драма, триллер
Россия, 2019
драма
Россия, 2019
драма
Армения, Россия, 2018
комедия, фильм ужасов
США, 2019
драма, комедия, приключения
США, 2019
боевик, приключения
Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен