Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Плакатный байопик с Гари Олдманом, который уже получил «Золотой глобус» и является фаворитом «Оскара»

«Темные времена»: Уинстон Черчилль и дары смерти

Май 1940-го. В английском Парламенте шум и гам - пожилые состоятельные мужчины пытаются решить, кто же займет пост премьер-министра вместо собравшегося в отставку Невилла Чемберлена (Рональд Пикап). Кандидатуру лорда Галифакса (Стивен Диллейн) после мучительных раздумий пришлось отмести - и выбор пал на опального олигарха, зачеркнуто, Уинстона Черчилля (неузнаваемый Гари Олдман), которого, кажется, небезосновательно считают сумасбродом. Когда радостная новость достигает поместья будущего премьер-министра, он будет полусидеть в кровати в комнате, где до черноты задернуты шторы, курить сигару, выпивать и отдавать приказы новоприбывшей машинистке Элизабет Лэйтон (Лили Джеймс). Впереди милые беседы с королем-заикой Георгом VI (Бен Мендельсон), уморительные перебранки с женой Клементиной (Кристин Скотт Томас), а также пламенная речь про кровь, тяжелый труд, слезы и пот - и наконец, Дюнкерк.

«Темные времена» Джо Райта - второй за последний год фильм про операцию под Дюнкерком и один из многочисленных байопиков Уинстона Черчилля (только из актерского ансамбля Гарри Поттера, к которому принадлежит и Олдман, премьер-министра уже сыграли пятеро, некоторые два или три раза). Вдобавок - это слишком уж очевидная попытка постановщика «Анны Карениной» и «Искупления» (где, к слову, также фигурировал Дюнкерк) реабилитироваться за в меру идиотского «Пэна». Сценарий написал Энтони МакКартен - автор довольно напыщенного и мелодраматичного байопика «Вселенная Стивена Хокинга», который между тем принес «Оскар» Эдди Редмейну, с тех пор стремительно исчезнувшему с радара (и появляющемуся всё в том же мире Гарри Поттера, правда, задолго до рождения мальчика, который выжил). Оператор - французский мастер Брюно Дельбоннель, некогда постоянный соавтор Жана-Пьере Жене, променявший его на Тима Бертона, Сокурова, братьев Коэн и, вы будете смеяться, «Гарри Поттера и принца полукровку».

«Темные времена»: Уинстон Черчилль и дары смерти

Перечень чинов, регалий и столовой утвари тут попросту необходим - к этому располагает и сама чопорная кабинетная драма, и заскорузлый формат байопика - тем более такой чинный и черчиллецентричный, как получился у Райта. Как и в случае с темными временами Великобритании, титулы и громкие фамилии тут не играют никакой роли - кажется, в команде умниц и профессионалов не нашлось своего уроженца Вудстока, который, неприятно покрякивая и отпуская остроты в перерывах между глотками спиртного, предложил что-то возмутительно смелое. «Темные времена» с бюрократическим упорством несутся по рельсам: показушный гомон в Парламенте, спальня Черчилля, миниатюра «Черчилль и молоденькая машинистка», миниатюра «жена объясняет Черчиллю (и зрителям), каков его сложный характер», встреча премьер-министра и проглотившего аршин Георга VI, один серьезный разговор, один несерьезный - смешать и повторить в другой последовательности. Наконец, когда становится совсем тяжко, Черчилль спускается в метро и на полном серьезе обсуждает с обитателями вагона, как быть - сдаться Гитлеру или дать отпор. С интонациями мультфильма «Маугли» (и не забывая представляться по всей форме) пассажиры сообщают премьер-министру, что они (точнее - Великобритания и её сыны) принимают бой. Государственная элита и народонаселение пожимают невидимые руки - патриотический дух мчится выше Биг Бена, выше планирующего самолета Тома Харди из другого фильма про Дюнкерк.

Тут стоит признать, что вся эта патриотическая и плакатная дребедень аккуратно сколочена и дополнена ироническими мазками - Гари Олдман играет Черчилля так, будто тот уже вышел на пенсию и досаждает внукам разного рода игривостями и капризами. Главное его оружие, впрочем, отечественный зритель не оценит - всю скрупулезную работу, которую артист проделал, всячески под премьер-министра интонируя, скупо пересказывает дубляж. В то время как уже на уровне мясистого и простецкого голоса понятна роль Черчилля во всей этой истории - роль моста между верхами и низами, которые - бывает в темные времена и такое - и могут, и хотят чего-то синхронно. Зачем Великобритании вдруг понадобилось столько патриотизма - пускай и не столь напористого и лобового, как в российских блокбастерах, - думать гораздо интереснее, чем наблюдать за этим утомительным уроком истории. Тем более, что параллельно разыгрывается история куда более захватывающая, - в год 60-летия Гари Олдман наконец собирает ранее никогда не пробованные на зуб награды. С первой номинации ему дался «Золотой глобус», всего лишь вторая номинация на «Оскар» также обещает стать успешной. Не будем портить человеку праздник.

«Темные времена» в прокате с 18 января.


Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

фэнтези, экранизация
Россия, 2018
приключения, сказка, экранизация
Россия, 2017
драма, экранизация
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
комедия, молодежный фильм, эротика
США, 2018
комедия, музыкальный фильм
Канада, США, 2018
боевик, приключения, фэнтези
США, 2018
все фильмы в прокате >>