Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Галилея, 33-й год нашей эры. Благочестивая Мария (Руни Мара) из селения Магдала, одаренная почти мистической способностью успокаивать и утешать, живет в дружном рыбацком семействе, где занимает весьма скромное место из-за царящего вокруг патриархального порядка. Однообразный ритм жизни, состоящий из ловли рыбы, починки сетей и домашней молитвы, нарушает удивительный Целитель (Хоакин Феникс), что бродит вдоль Галилейского моря с горсткой учеников, собирая окрестных зевак. Душа Марии, отвергающая традиционные представления окружающих о равноправии, семье и браке, вопреки воле родственников устремляется к Иисусу. Девушка оставляет семью и следует за Божьим сыном как еще один ученик, чтобы засвидетельствовать ключевые события последней недели его жизни.

«Мария Магдалина»: Тринадцатая апостолка

Мария Магдалина всегда была загадочной фигурой в христианском учении, хотя, согласно Евангелию, она действительно присутствовала вместе с другими апостолами и на Тайной Вечери, и в Гефсиманском саду, и на Голгофе, а также была первая, кто увидел воскресшего Иисуса и возвестил об этом. Позднее, в VI веке она ошибочно (или по злому умыслу) была объявлена падшей женщиной, хотя в Священном писании для этого нет никаких оснований. Уже в современной культуре Мария Магдалина наиболее радикальными авторами трактовалась порой и как жена Иисуса («Последнее искушение Христа», «Код да Винчи»). Австралийский режиссер Гарт ДэвисЛев») с группой английских продюсеров, ранее отметившихся на оскароносной картине «Король говорит!», решили исправить тысячелетнюю историческую несправедливость и реабилитировать Марию Магдалину в глазах массового зрителя. Хотя, казалось бы, почитаемая и признанная святой во всех христианских конфессиях Мария Магдалина носит приставку «равноапостольная» и в защите кинематографистов нисколько не нуждается.

Идея рассказать историю последних дней Христа с точки зрения единственной женщины среди апостолов, на первый взгляд, кажется смелой и любопытной – впору ждать эмоциональной драмы, с интересными диалогами и мощной актерской игрой (с такими-то главными исполнителями). Однако авторы фильма, обремененные знанием о том, что Мария Магдалина не была проституткой, пошли по другому пути – они решили просто натолкать в Новый завет псевдофеминистских идей в духе нашего времени.

«Мария Магдалина»: Тринадцатая апостолка

Так, жонглируя евангельскими событиями и текстами из Священного писания, картина сообщает, что Мария – единственная из учеников Иисуса, кто вообще понимал его проповеди. Апостолы здесь все поголовно туповаты и неверно воспринимают слова о приходе Царствия Божьего, потому что жаждут только быстрых чудес и скорейшего освобождения от репрессивной римской власти. Они призывают сторонников не в качестве смиренных учеников, а в качестве воинов, и верят, что когда они придут в Иерусалим, начнется революция. Всячески подчеркивается, кто здесь главный апостол – конечно же, Мария. Из мужчин, играющих последователей Христа, осмысленных реплик удостоены только Петр и Иуда, у остальных – ни слов, ни запоминающихся поступков ни уж тем более характеров.

Мария – единственная, кто понимает Иисуса и поддерживает его эмоционально, она же склоняет его проповедовать среди женщин. Тот внемлет – следует сцена проповеди замученным традиционными ценностями прачкам, что «для Бога ваши души не менее драгоценны, чем души мужчин» и что им «надо проявить неповиновение и отказаться от прошлой жизни».

«Мария Магдалина»: Тринадцатая апостолка

Самый недальновидный апостол, афроамериканец Петр (Чиветель Эджиофор) вообще изначально против принятия Марии. «Она посеет раздор между нами», – говорит он. – «И люди нас осудят». Порой за Петра ужасно стыдно. По дороге в Иерусалим путники видят селение, разоренное римлянами, Петр не желает останавливаться в нем, чтобы крестить умирающих. «Им уже не поможешь, надо идти дальше. Крестить надо тех, кто может последовать за нами», – говорит он. Принижая будущую основу и главного апостола Римско-католической церкви, авторы фильма напротив оправдывают и переосмысляют Иуду Искариота (Тахар Рахим), предательство которого оказывается ошибкой, а не виной. Иуда здесь страдалец, похоронивший жену и дочь, и он, как и остальные ученики, ждет, что Христос свергнет власть и установит Царство небесное, в котором воскресит мертвых. Нежелание Учителя применять насилие разочаровывает его, и он, прощаясь с Марией, уходит «к своей семье». Никаких тридцати серебренников тут нет. Вообще, довольно спокойно две сценаристки (Хелен Эдмундсон, Филиппа Гослетт) отбросили все, что может помешать: ушел даже евангельский сюжет, касающийся самой Марии Магдалины, – тот самый, в котором она при встрече с Христом вымыла ему ноги и вытерла своими волосами.

Наверное, следует упомянуть, что сами авторы (а также исполнительница главной роли Руни Мара) не считают фильм религиозным, а лишь гуманистическим. При этом в главном пасхальном релизе напрочь отсутствует и мудрость, и свежесть, да и, кажется, вера самих создателей фильма в такой гуманизм. В самом деле, нельзя же всерьез считать важным посланием затасканную мысль о том, что Царство земное или любая идеальная система, за которую мы боремся, должна начинаться с самих себя, а чтобы изменить мир вокруг нас, должны измениться мы сами. Фильм не исследует природу человеческой веры и не сообщает ничего нового (кроме ереси) в богословском плане, а только очень старается быть политкорректным.

«Мария Магдалина»: Тринадцатая апостолка

Не дать умереть зрителю со скуки, казалось бы, должна была помочь пара главных актеров, но играют они вяло и безынтересно. Феникс с остекленевшими глазами и бородой, уместной лишь в картине «Тебя никогда здесь не было», на 33-летнего Иисуса совсем не тянет (а озвучка его персонажа просто заставляет страдать). Совершенно не похоже, что у них с Руни Марой отношения и в жизни – в фильме между ними не наблюдается никакой химии. Хотя Мара, конечно, выиграла бы конкурс на лучшую рыбачку в мировом кино. Эмоционально «Мария Магдалина» уступает вообще всем библейским лентам. Если Мэл Гибсон в картине 14-летней давности заставлял зрителей испытывать муки своего Христа так, что люди падали в обморок, здесь вы не почувствуете ничего – сцена распятия быстрая и совсем не убедительная. Так же схематично даны воскрешение Лазаря, Вербное воскресенье, изгнание торговцев из храма и тайная вечеря.

Заканчивается фильм (равно как и начинается) почти что цитатой из Евангелия от Матфея: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое женщина взяла и посеяла на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». В оригинале евангелист Матфей – один из 12 апостолов – писал не «Женщина», а «Человек». Видимо, был не настолько прогрессивен для своего времени.

«Мария Магдалина» в прокате с 5 апреля.


Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам

обсуждение >>

№ 5
Diana Lunit (Санкт-Петербург)   7.04.2018 - 00:46
... Слышала Олега Роя по радио. Он говорил, что в своей сказке сделал новую интерпретацию таких персонажей, как Баба-Яга, Алёнушка и Иванушка. читать далее>>
№ 4
Андрей Ляпчев (Омск)   5.04.2018 - 14:04
Нет такого слова "апостолка". Русские православные называют Марию Магдалину "Равноапостольной". читать далее>>
№ 3
Че Бурах   4.04.2018 - 20:22
Предлагаю западным киношникам "творчески" переосмыслить сказку про Колобка. Чтобы значит в конце не лиса Колобка кушала, а наоборот, Колобок - лису ) читать далее>>
№ 2
Николай Й   4.04.2018 - 15:33
Нигде в Евангелии нет упоминания присутствия Марии Магдалины на Тайной вечере и в Гефсиманском саду! Какой профан писал этот текст? читать далее>>
№ 1
Diana Lunit (Санкт-Петербург)   4.04.2018 - 15:09
Я разглядела Магдалину как жену Иисуса в опере Иисус Христос Суперзвезда. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

мелодрама, научная фантастика
США, 2018
комедия, мелодрама
Россия, 2018
биография, драма, триллер
США, 2018
боевик, комедия, фильм ужасов
США, 2018
научная фантастика, триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма, комедия
Германия, 2017
боевик, фильм-катастрофа
США, 2018
научно-популярный
Китай, Россия, США, Швейцария, Южная Корея, 2018
комедия, семейное кино
США, 2018
мистика, фильм ужасов
Россия, 2018
комедия
США, 2018
все фильмы в прокате >>