Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Выигравший Гран-при Берлинале польский фильм, критикующий религиозное мышление и лицемерие

«Лицо»: Пластическая операция по увеличению Иисуса

В польской деревне местная церковь готовится к важному событию: строители возводят самую высокую в мире статую Христа - как в Рио-де-Жанейро, но немного побольше (в вопросе веры размер, само собой, имеет значение). Среди строителей - длинноволосый красавчик Яцек (Матеуш Косцюкевич), фанат металла, лошадей и собак, который, когда не строит, не скачет и не потрясывает головой под Metallica в небольшом автомобильчике, танцует на дискотеке с возлюбленной блондинкой Дагмарой (Малгожата Гороль). Дело движется к социально одобряемой свадьбе, хотя для полного счастья односельчан и обильных родственников, Яцеку не помешало бы подстричься, да перестать слушать бесовскую музыку. Чудо пришло, откуда не ждали: на стройке произошло ЧП, молодой металлист получил серьезные увечья и стал первым человеком, кому в Польше сделали сложнейшую операцию на лице. Из больницы Яцек вернулся совсем другим - с перекошенной рожей (и коротко стриженный), зато живым. Впрочем, непривычная и пугающая физиономия разозлила окружающих еще сильнее.

Польская постановщица Малгожата Шумовска считается одним из главных, простите за каламбур, лиц современного польского кино - наравне с Павлом Павликовским, чья «Ида» несколько лет назад брала приз за призом, в том числе отбирая их у «Левиафана» Андрея Звягинцева. Особенно Шумовску любят в Берлине, куда взяли три последних её картины - и с каждым разом награждали все сильнее: квир-приз Teddy за драму про священника-педофила «Во имя…», награда за режиссуру в «Теле», теперь - Гран-при жюри. Прогресс налицо.

«Лицо»: Пластическая операция по увеличению Иисуса

Хотя казалось бы: конфликт светского и религиозного - траншея изъезженная вдоль и поперек, а хохма, что даже попсовая Metallica кажется набожным деревенским чем-то бесовским, - толщиной с палец самого исполинского на Земле Иисуса Христа. В комплекте идет также галерея человеческого лицемерия: Дагмара обнуляет помолвку и стремительно выскакивает замуж за другого, а родная мать перешептывается со святым отцом, выдвигая гипотезу, что создание с перекошенной физиономией - это не ее сын, а мелкий бес, ловко воспользовавшийся горестной ситуацией. Так «Лицо» незамысловато описывает извечный социальный парадокс: как бы человек ни пытался соответствовать ожиданиям окружающих, он все равно будет недостаточно идеален, что, в общем-то, и может превратить в «чудовище» как обладателя длинных волос, так и чудом избежавшего смерти молодого мужчину, который теперь бормочет едва-едва разборчивые фразы.

Одна из главных находок «Лица» - это поочередная фокусировка на физиономиях Яцека, его близких и случайных прохожих, отсеченных от окружающего мира плотным пузырем боке. Лента Шумовски начинается с эффектного пролога, в котором люди в одних трусах штурмуют супермаркет, где объявлена распродажа в нижнем белье. Незадолго до макабрического действа камера всматривается в их лица, в которых не угадывается ничего, кроме тщеты ожидания и жажды новой электроники. Тут снова идет в ход простейший набор ассоциаций и противопоставлений: лицо как зеркало души в истории, где души, кажется, ни у кого и нет. Кроме несчастного Яцека, который на что-то надеется и мечтает не только о материальных благах.

«Лицо»: Пластическая операция по увеличению Иисуса

Стоит признать, что Малгожата Шумовска вообще проходит по ведомству капитанов очевидность: все её картины как правило строятся на таком незамысловатом дуализме. В «Откровениях» Жюльет Бинош в роли журналистки исследовала студенческую проституцию, а заодно открывала собственную сексуальность, дремавшую в течение долгих лет чопорного брака (кино примечательное, в общем-то, только сценами золотого дождя и мастурбирующей заслуженной артистки). В «Во имя…» сталкивались лбами проблемы педофилии среди священников и подростковой неприкаянности. «Тело» и вовсе предлагало задуматься о теле и душе при помощи спиритических сеансов, которые, естественно, не помогали, но отношения отца-следователя и его дочери-наркоманки все-таки наладились.

В этом смысле удивительно, как рафинированная логика буржуазного кино (особенно это налет хорошей жизни чувствуется в «Откровениях») сочетается у Шумовски с довольно провинциальной провокацией: по меркам Польши и «Во имя…», и «Лицо» оказались достойны общественного раскола и скандала. Хотя и в пост-«матильдовой» России очередная сатира на религиозное мышление и обыкновенное лицемерие вряд ли окажется лишней. Сколько бы про эти вещи ни снимали, серьезно ли, шутливо ли, пропаганда здравого смысла всё еще требуется во многих странах. А Шумовска еще и близка отечественному кино по духу: в сущности, она чуть менее одухотворенный, патетичный и живописный Звягинцев - и это сравнение ей наверняка бы польстило, хотя радоваться тут особенно нечему.

«Лицо» в прокате с 26 апреля.


Подписаться на рассылку новостей
фильмы
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Россия, 2018
детектив, шпионский фильм
Россия, 2018
боевик, криминальный фильм, триллер
США, 2018
научно-популярный фильм о природе
Австралия, 2017
фильм ужасов, фэнтези
США, 2018
фильм ужасов
Мексика, Чили, 2017
драма, криминальный фильм, триллер, фильм ужасов
Норвегия, 2017
научная фантастика, приключения
США, 2018
боевик, комедия, приключения
США, 2018
триллер, фильм ужасов
Россия, 2018
комедия, криминальный фильм
Великобритания, Канада, США, 2018
боевик, комедия, криминальный фильм
Италия, 2017
все фильмы в прокате >>