Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Секс, панк и инопланетяне в трогательном музыкальной драме о самом главном от Нила Геймана

«Как разговаривать с девушками на вечеринках»: Хорошо быть тихоней

«Я поэма, я ритм, я погибшая раса, чей мир поглотило море», - представляется британскому подростку с именем-междометием Энн инопланетная девушка Триолет в рассказе Нила Геймана «Как разговаривать с девушками на вечеринках». Десять лет назад известный фантаст написал анекдот-мемуар о юности, когда на вечеринках играл Дэвид Боуи, Нил Янг, Kraftwerk и Stranglers, а девушки казались инопланетянками - резко скакнувшими в развитии созданиями, к которым простому парнишке из Кройдона не подступиться, не подъехать (особенно для такого тихони, как Энн). Два парня пошли развлечься на чью-то тусу, ошиблись дверью - и пережили то, чего не забудут никогда (и речь явно не о первом сексе).

Читайте также: МУЗОБОЗ. Подборка фильмов о вымышленных рокерах

Вместе с тем «Как разговаривать с девушками на вечеринках» подростковой проказой только прикидывался. И дело не в том, что среди опрятных трюизмов о трудности первого контакта скрывался твист, который зрителям фильма выдается еще в синопсисе: девушки на злосчастной вечеринке, куда Энн с приятелем-ловеласом идут оттянуться, действительно инопланетянки. На самом деле Гейман писал в том числе про заразительность искусства, столь же необъяснимого и по воздействию похожего на сильные чувства: «Нельзя услышать поэму и не измениться внутренне».

«Как разговаривать с девушками на вечеринках»: Хорошо быть тихоней

Не удивительно, что этот сплав чувственного переживания и аллегории творчества привлек самобытного режиссера и бродвейского актера Джона Камерона Митчелла - постановщика душной драмы «Кроличья нора», а еще - хулиганского мюзикла «Хедвиг и злосчастный дюйм», где иконография глэм-рока сливается в страстном поцелуе с вечными мифологическими образами и вопросами гендерной самоидентификации. Вместе с Гейманом Митчелл помог рассказу нарастить мяса: на дворе не какая-то мемуаристская абстракция, а 1977 год, друзей уже не двое, а трое - и все они (Энна играет Алекс Шарп) фанаты отвязного панк-рока, даже издают умеренно непопулярный в Кройдоне фанзин. На вечеринке они встречают не несколько инопланетянок, а целый экипаж разных мастей: в каждой группе, разделенной по функции и цвету наряда, есть родитель, который имеет привычку поедать дитя, когда оно набралось информации об окружающем мире (иными словами - жизненного опыта). Против этой древнеримской традиции, отсылающей к богу Сатурну, восстает красавица Зэн (искрящаяся жизнью Эль Фаннинг) - и мудрые наставники дарят ей двое суток в Лондонском захолустье, чтобы познать всякие человеческие переживания - в первую очередь, энергичный панк, которому её обещает научить Энн. Потом её съедят, ну или обретенный опыт позволит разрушить людоедскую традицию.

Читайте также: Рецензия на спектакль «Кроличья нора» с Юлией Пересильд

В этом несложно угадать Митчелла, говорящего сочным музыкальным языком, апеллирующего к античным и более современным мифологемам, бунтующего против людоедских и членовредительских идеологий, но вместе с тем - более сдержанного, лайтового. Местный панк - умышленно сглаженный и даже глянцевый, хоть в нем и несложно увидеть отголоски бескомпромиссного «Юбилея» Дерека Джармена, как в антураже лондонского боро Кройдона - узнать обывательскую серость, которую вдоль и поперек пропахал Майк Ли со своими маленькими трагикомедиями (но и читатели/зрители «Гарри Поттера» её признают). На пару с Гейманом Митчелл не только вспоминает, каково это, принять себя, но и перечисляет тех, кто ему в этом помог: от глыбы того же Джармена и Дэвида Боуи (Николь Кидман играет Боадицею в наряде, напоминающем его Короля гоблинов из «Лабиринта») до культового и скандального мюзикла «Шоу ужасов Рокки Хоррора» (1975), из которого эстетика Митчелла, кажется, и родилась. Не просто оммаж лихим британским 70-м, который сейчас выглядит приятнее очередного поклона американским 80-м, но тихий манифест самости. Панк как свобода, панк как отказ от людоедских традиций (а традиции зачастую - все людоедские).

«Как разговаривать с девушками на вечеринках»: Хорошо быть тихоней

И под занавес Митчелл снова проговаривает свою любимую мысль, абсолютно созвучную рассказу Геймана, что самое прекрасное, что два человека могут подарить друг другу, - это некоторое воспоминание, переворачивающий с ног на голову опыт, который может породить рассказ или балладу - и те сотворят эмоциональный «эквилибриум» с кем-то еще. То самое «Нельзя услышать поэму и не измениться внутренне», запакованное в ладную, ностальгическую, угловатую и для всех авторов не то чтобы революционную, но при этом очень трогательную музыкальную драму о самом важном.

«Как разговаривать с девушками на вечеринках» в прокате с 31 мая.


Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Россия, 2018
детектив, шпионский фильм
Россия, 2018
боевик, криминальный фильм, триллер
США, 2018
научно-популярный фильм о природе
Австралия, 2017
фильм ужасов, фэнтези
США, 2018
фильм ужасов
Мексика, Чили, 2017
драма, криминальный фильм, триллер, фильм ужасов
Норвегия, 2017
научная фантастика, приключения
США, 2018
триллер, фильм ужасов
Россия, 2018
комедия, криминальный фильм
Великобритания, Канада, США, 2018
боевик, комедия, криминальный фильм
Италия, 2017
биография, драма, криминальный фильм, экранизация
Испания, Болгария, 2017
все фильмы в прокате >>