Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Пропаганда семейных ценностей от Pixar, которая порядком утомила, но всем понравится

«Суперсемейка 2»: Как попка младенца

Начало 1960-х, посреди мегаполиса катается бур на колесиках, суперзлодейский изобретатель которого намерен ограбить местный банк. В дело вступает суперсемейка - качок мистер Исключительный (Крэйг Т. Нельсон) и его крайне гибкая жена Эластика (Холли Хантер), а также их дети - склонная к невидимости дочь-подросток Фиалка (Сара Вауэлл), сверхскоростной мальчуган Шастик (Хак Милнер) и крошка Джек-Джек, чьи способности пока ограничиваются заливистым смехом и быстро наполняемым подгузником. Спасая город от разрушения, супергерои лишь минимизируют урон, а также позволяют злодею уйти, из-за чего их вновь отстраняют службы, несмотря на то, что вообще люди в трико уже несколько лет под запретом во всем мире.

Не успеют экс-супергерои задуматься о простой работе, как тут же возникает загадочный меценат Уинстон Девор (Боб Оденкирк), который зовет на встречу троих суперов старой закалки - чету Исключительных и их товарища человека-морозильника Фреона (Сэмюэл Л. Джексон). У богатея есть план по реабилитации супергероев: для этого нанесшая наименьший урон государственной казне Эластика продолжит спасательную деятельность, но теперь всё будет прозрачно - крошечные камеры, разработанные сестрой мецената Эвелин (Кэтрин Кинер), заснимут всю причиняемую пользу. Неприятности не заставят себя долго ждать, но не меньшие трудности выпадут и на долю мистера Исключительного: теперь ему предстоит кормить детей, заниматься с ними алгеброй, читать сказки на ночь и разбираться в делах сердечных. Помахать кулаками тоже придется, когда возникнет антагонист, победить которого можно, разумеется, лишь всей семьей.

«Суперсемейка 2»: Как попка младенца

Сиквел «Суперсемейки» - предприятие из неожиданных: с премьеры первой части прошло 14 лет, режиссер Брэд Бёрд после «Рататуя» ушел снимать игровое кино (и не то чтобы преуспел), супергерои стали законодателями блокбастерных мод, наконец, в США успели несколько раз смениться президенты. Сиквелу нужно было на это как-то отреагировать. В начале 2000-х «Суперсемейка» представляла людей в трико с человеческим лицом и семейно-бытовыми проблемами, упоительно воспроизводила ретрофутуризм 60-х, соответствовала пиксаровской формуле «А что если у игрушек/насекомых/супергероев есть эмоции» и пародировала бондиану (в конце концов, кто лучший суперагент, как не супергерой?). В конце 2010-х желание войти в ту же воду второй раз выглядит полнейшим наивом: человеческое лицо сверхлюдей и автоиронию завезли во многие супергеройские фильмы, семейная тема звучит из каждого утюга, а на одной эстетике далеко не уедешь. Поэтому Берд, после первой части отрицавший любые комикс-референсы в диапазоне от «Фантастической четверки» до «Хранителей», решил изобразить супергероя не как обывателя, а как меньшинство. Смена акцентов демонстрирует, что сегодня, при Трампе с его нетерпимостью, снова актуальны подтексты в духе «Людей Икс» из 60-х, где в образе мутантов воплощались ущемляемые представители разных рас, гендеров и сексуальных предпочтений.

Работает с этой схемой Бёрд без особого изящества: начинаясь там, где закончилась первая часть, сюжет второй «Суперсемейки» подобострастно копирует структуру оригинала, отдав поначалу все приключения Эластике, больше сфокусировавшись на домашнем быте и снова прибегнув к дешевому финту «скрывавшийся в тени злодей». Вдобавок Исключительные временно переезжают из мотеля (еще раньше была крошечная квартира) в роскошный двухэтажный особняк, что, с одной стороны, буквально отдаляет их от простых людей, с другой - указывает на примат развлекательности над какими-то серьезными идеологическими посылами.

«Суперсемейка 2»: Как попка младенца

В «Суперсемейке 2» хватает шуток и сюжетных ходов, которые при большом желании можно трактовать превратно (например, есть неловкий скетч с заговаривающимся афроамериканцем, который пытается выразить респект Фреону), но главный фокус Бёрда в том, что он имеет в виду исключительно общие вещи. «Суперсемейка» заглавными буквами говорит про Семью, Равноправие и Справедливость, раскрашивая это растиражированными сценками. В этом, в общем, секрет успеха Pixar вообще и Бёрда в частности.

За пять лет до первого мультфильма про Исключительных режиссер сделал «Стального гиганта» - такое же плакатное и сентиментальное полотно про исполинского робота, Холодную войну и необходимость мира во всем мире, события которого разворачивалось в 1957-м. «Суперсемейка» же родилась уже не в атмосфере послевоенной паранойи, а в подобии оттепели, хотя в сиквеле о том, что на дворе 1963-й, можно узнать лишь благодаря афише, отсылающей к картине «Безумие 13» - дешевому хоррору молодого Фрэнсиса Форда Копполы. Тут увлечение ретрофутуризмом Брэда Бёрда напоминает о Гильермо Дель Торо с его «Формой воды», когда симпатия к определенным культурным феноменам игнорирует ряд сопутствующих коннотаций. В случае «Суперсемейки», к счастью, речь не о том, что это консервативное кино, прикидывающееся либеральным, но об истинном равнодушии Бёрда как минимум к супергероям, а то и ко всем замечательным произведениям, которые мерещатся в этой двухчасовой пропаганде семьи.

«Суперсемейка 2»: Как попка младенца

Вместе с тем «Суперсемейка 2» виртуозно соответствует ожиданиям: дорого, бодро и солидно выглядит, шутит, грустит, ну и, конечно, манипулирует зрителем по-черному (а как иначе, когда у тебя под рукой младенец со сверхспособностями?). Наконец, Бёрд не стесняется пускать в ход главную суперспособность Pixar: быть высокотехнологичным Капитаном Очевидность. Пресловутая шутка про то, что студия в каждом мультфильме помещает эмоции в создания, для этого не всегда предназначенные, иллюстрирует жажду человека проецировать себя на всё - хоть на других людей, хоть на игрушки, хоть на насекомых. И Pixar что в лучших, что в худших своих проектах олицетворяет этот тотальный антропоцентризм, чье самое абсурдное проявление - подозревать в человечности других людей, даже с приставкой «супер» или «сверх». Задача по-своему необходимая и благородная, но вместе с тем довольно стерильная: менее выхолощенный проект, лишенный вдобавок этой суперменовской прямоты, способен очаровать по-настоящему, а не запрещенными приемами, громкими фразами и игрушками из прошлого.

«Суперсемейка 2» в прокате с 14 июня.


Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

биография, драма, комедия
Великобритания, 2016
боевик, триллер
Франция, 2018
комедия, приключения
Россия, 2018
вестерн, чёрная комедия
Испания, Румыния, США, Франция, 2018
боевик, драма, криминальный фильм, экранизация
США, 2018
драма
США, 2018
исторический фильм, мелодрама
Венгрия, Франция, 2018
драма
Дания, Исландия, 2017
детский фильм
Малайзия, США, 2014
приключения, семейное кино
Италия, 2017
детский фильм, комедия, приключения, фэнтези
Япония, 2015
триллер, фильм ужасов
США, 2018
все фильмы в прокате >>