Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Умеренно остроумная ретро-комедия Спайка Ли о бесконечном противостоянии либералов и консерваторов

«Черный клановец»: А в Америке негров линчуют

Семидесятые. Молодой афроамериканец Рон Сталлворт (Джон Дэвид Вашингтон, сын Дензела) устраивается на работу в полицию Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, где раньше отродясь не было не-белых сотрудников. После сардонического собеседования Рона берут в отдел вещдоков, где его ждут встречи с парадом стереотипов, косые взгляды и даже пассивная агрессия. Всё меняется, когда молодой коп прикола ради звонит по объявлению в газете, которое разметило местное отделение Ку-Клукс-Клана. Мило поболтав с усатым расистом, Рон втирается к тому в доверие и даже договаривается о встрече. Правда, пойти сам он не сможет (по понятным причинам), а потому «телом» Рона Сталлворта, нового члена Организации (!), станет еврей Флип Циммерман (Адам Драйвер). Трагикомичная ситуация усугубляется тем, что настоящий Рон Сталлворт еще и посещает встречи радикально настроенных студентов-афроамериканцев, которые, как и члены ККК, готовятся в конфронтации.

Новая лента классика «черного кино» Спайка Ли основана на реальной истории - и этот факт из серии «нарочно не придумаешь» не может не восхищать. Обманчиво игривому настроению фильма вообще легко поддаться: Ли внезапно зашел на территорию братьев Коэн образца «Cерьезного человека» или «Железной хватки». Все коэновские атрибуты будто бы при нем: молох истории, несколько уморительных и в меру объемных персонажей, даже финал, в котором победа не приносит вожделенных перемен.

«Черный клановец»: А в Америке негров линчуют

В действительности Спайк Ли видит в истории Сталлворта не только смешное, но и внимательно читает авторские отступления. В одноименной книге - ироничном, но немножко нескладном нон-фикшне - нередко пересказывается дальнейшая судьба действующих лиц, Например, Рон Сталлворт бегло описывает, чем жил Дэвид Дюк последующие сорок лет, как сложилась жизнь городского сумасшедшего, который прекрасно справлялся с должностью пожарного (и даже делал дыхание рот в рот афроамериканцу), но при этом регулярно слал расистские письма руководству города. Для этих микро-историй Ли придумал выдающийся по уровню ужаса финал: вероятно, Гран-при жюри Каннского кинофестиваля ему вручили не за мысль о том, что у расизма две, порой одинаково агрессивно настроенные, стороны. Эпилогом истории Рона Сталлворта оказываются документальные кадры из Шарлотсвилла, где в прошлом году проходил марш поддерживавших Трампа ультра-правых, сопровождавшийся пикетами антифашистов. На последних даже наехали на автомобиле - в результате чего погибла одна активистка (кстати, белая).

Этот небольшой отрезвляющий фрагмент расставляет всё на свои места, и «Черный клановец» превращается из абсурдистско-документального анекдота о расизме в констатацию, что политическая борьба будет длиться вечно. Спайк Ли привычно ломает жанровые и идеологические рамки, отрицая и хэппи-энд, и конвенциональную стилизацию под свободолюбивые 70-е. Его 70-е - это блэксплотейшн с плакатами «Шафта» и «Фокси Браун», критикой блэкфейса и расизма из «Рождения нации», а также потрясающая галерея черных лиц, замерших на выступлении представителя «Черных пантер» (один из излюбленных приёмов Ли: заставлять зрителей всматриваться в незнакомые физиономии).

«Черный клановец»: А в Америке негров линчуют

Именно отказываясь от торжества «белой оптики» (как буквально, так и в значении «общепринятой»), Спайк Ли с первого фильма транслировал идею самоидентификации в отрыве от устоявшихся штампов, социальных или же кинематографических. В дебютном «Ей это нужно позарез» он, вдохновляясь «Расёмоном», разрушал мелодраматический миф о возможности познать другого в любви (во всяком случае, его персонажи заинтересованы в ком угодно, кроме главной героини), а три года назад он снял хип-хоп-версию «Лисистраты» под именем «Чирак», где, в сущности, предсказал клип Дональда Гловера This is America.

Так и «Черный клановец» немного расшатывает представления о комедии, репрезентации 70-х и даже о проблеме расизма. Ли не только рассказывает, что за вилы готовы схватиться по обе стороны баррикад, но и немало времени уделяет тому, что люди попросту не задумываются о том, кто же они. Центральный твист картины - не приключения Сталлворта или выходки ККК, но осознание Флипом, что он еврей и, возможно, хочет разобраться в себе поглубже. Расизм и прочие свинцовые гадости вряд ли будут побеждены окончательно, но если что и поможет брать вверх на местах, так это прогрессирующая рефлексия. А хорошая шутка порой к ней очень даже располагает.

«Черный клановец» в прокате с 4 октября.


Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

драма, комедия
Беларусь, Германия, Россия, США, 2018
боевик, комедия
Италия, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
Австралия, США, 2018
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2018
детский фильм, сказка
Китай, США, 2018
биография, музыкальный фильм
Франция, 2017
комедия, семейное кино, фэнтези
Германия, 2016
арт-хаус
Германия, 2018
драма, фэнтези
Германия, Италия, Франция, Швейцария, 2018
приключения, семейное кино
США, 2018
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2018
военный фильм, драма, криминальный фильм
Россия, 2018
все фильмы в прокате >>