Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

В прокат вышла новая работа Виктора Косаковского - документальный фильм «Акварель» (Aquarela), мировая премьера которой прошла год назад в рамках Венецианского МКФ. Посвященная автором Александру Сокурову, картина снималась в революционном формате - с частотой 96 кадров в секунду. Разумеется, демонстрация в задуманном виде в российских кинотеатрах невозможна из-за отсутствия надлежащей техники, впрочем, картина о трех агрегатных состояниях воды невероятно прекрасна и в меньшем разрешении - 48 кадров в секунду - именно так будет показывать «Акварель» компания «Иное кино».

«Акварель» Виктора Косаковского: Я вижу Бога

Первое чудо «Акварели» начинается сразу после начальных титров - камера плавно скользит над безграничной и неоднородной поверхностью, создавая иллюзию космической съемки незнакомой планеты. На самом деле она движется в 10 см над Землей, точнее водой, точнее над набухшим влагой сине-серым ледяным панцирем озера Байкал. Открываются волшебные пейзажи озера, и мы видим группу мужчин, исполняющих на весеннем льду замысловатый танец, похожий на ритуальный. Ловкими отточенными движениями, используя специальные приспособления, постукивая и подкручивая, они вытаскивают из-подо льда легковую машину. Явно делают это не в первый раз - зимняя рыбалка на Байкале заканчивается уходом транспорта под лед с незавидной периодичностью.

- Как же вы выбрались, мужики, - спрашивают МЧС-ники, выполняющие эту рутинную работу, у хозяев автомобиля со скучающими лицами. -Как-как, через жопу, - грустно отвечают те, показывая на уже вынутый из воды кузов.

Ирония и тревога нарастают одновременно, когда из-подо льда тянут вторую утопленницу, попутно и со смехом проваливаясь по пояс и по грудь в воду от неосторожных шагов. Разгулявшееся веселье из-за кадра подначивают переборы русской народной балалайки, а затем внезапно обрывает следующий кадр - очередной автотранспорт, движущийся по озеру, резко уходит на дно прямо на наших глазах, с водителем. МЧС, камера, - все бегут туда, где в хламину обдолбанный парень, лежа на животе, смотрит в темную воду и причитает: «Толян утонул. Толян утонул»... Титаник, ***дь.

«Акварель» Виктора Косаковского: Я вижу Бога

Удивительные сценки из русской жизни заканчиваются. Таков пролог «Акварели», напоминающий, что человек - мелкий и ничтожный, глупый до невозможности и смешной в своей глупости муравей. Трогательный, конечно, но смешной. Особенно, когда утверждает превосходство, претендует на главенство в этом мире. Далее будет только Природа с редким вкраплением все таких же нищих духом, очень незначительных для этого мира существ. Сперва Косаковский покажет, как живет и работает в Гренландии шельфовый ледник, потом - безбрежную плазму океана, потом ураган в Майами, потом пар и облака еще черт знает где. В финальных титрах - места съемки, которые режиссер (и оператор, все-таки нельзя забывать о первой профессии Косаковского) объездил в погоне за красотой: Шотландия, Германия, Дания, Гренландия, Венесуэла, США (Майями и Калифорния), Португалия, Россия, Мексика. Всюду он заворожено вглядывался в формы и фактуры, цвета и тени, объекты и части объектов, замирал от головокружительной плавности линий, ритма и ощущения всемогущества творца.

Как и «Да здравствуют антиподы!», снятый в разных точках мира, «Акварель» прежде всего кино религиозное. Пока другие художники (хорошие и нет) снимают эгоцентричные видео, демонстрируя силу человеческого воображения, транслируя на экран собственный мир, уникальный, очаровательный и не очень, на другом полюсе документального искусства широкий душой и телом Виктор Косаковский свидетельствует о Боге, создавая на экране его портрет. Тем, кто видит в «Акварели» лишь несодержательный, но приятный для глаза набор картинок, экранизацию поговорки о том, что можно бесконечно смотреть на текущую воду (две другие составляющие - огонь и человеческий труд тут тоже есть, хотя в гораздо меньшей степени), можно посоветовать применить для оценки другую оптику и уверовать, если не в Бога, то хотя бы в одержимость автора красотой. Тем более, что вода в искусстве - метафора души, символ движения творческого, а значит божественного. Не случайно же режиссер отвергает привычную скорость 24 кадра в секунду, увеличивая их до 96 на единицу времени. Такое изображение - увы, мы его не увидим - должно быть более дискретным, четким в мелких движениях, в случае воды - распадаться буквально на отдельные капли.

«Акварель» Виктора Косаковского: Я вижу Бога

Зато мы увидели, что айсберги ведут себя как огромные киты, плещущиеся в воде, и как волнуется море - определенно живая субстанция, «Солярис», а в небе медленно, как космический корабль, летит кусок льда (удивительный кадр, иллюзия, создаваемая низкой облачностью). Головокружение, гипноз усиливается искусной работой со звуком - вся музыка оригинальная и ее немного, большей частью мы слышим сложную симфонию звуков. Льдины, вода, волны фыркают, кряхтят, шуршат, скрежещут и поют песни. На фоне этой эмоциональной пучины столь незначительна жизнь редко появляющихся одушевленных существ - будь ты полупрозрачная рыбка, человек или дельфин. И все-таки они есть - эта планета не бесплодна. Вода - основа жизни.

Отдельной главой, умаляющей человеческий мир, полный нервных волокон, врывается в фильм ураган "Ирма" в Майами – здесь и люди, и ужасно грустные их свиньи с собаками стоят по грудь в воде - все они смиренны перед разгулявшейся стихией. А утешением всем коленопреклоненным - венчающая картину благодатная акварельная радуга. Спаси, мя, Боже, яко внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния. Приидох во глубины морския, и буря потопи мя.

«Акварель» в прокате с 3 октября.


фильмы
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

драма, притча
Россия, 2018
триллер
США, 2019
биография, драма, музыкальный фильм, экранизация
Великобритания, Франция, 2019
биография, спортивный фильм
Великобритания, 2019
арт-хаус, комедия, нуар (черный фильм), триллер
США, 2019
приключения, семейное кино, сказка, фэнтези
США, 2019
комедия
США, 2019
триллер, фильм ужасов
США, 2019
драма, комедия
США, 2019
боевик, научная фантастика, приключения, триллер
США, 1999
комедия, приключения
Россия, 2019
драма, мелодрама
США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен