Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Райан Джонсон написал убийство

В уединенном поместье 85-летнего автора успешных детективов Харлана Тромби (Кристофер Пламмер) большая вечеринка. Чтобы отметить день рождения седовласого патриарха и гаранта фамильных активов, туда приезжает вся семья и парочка прихлебателей. Каждый из них – сам себе готовый персонаж детективного сюжета, какие пачками выходят из-под пера Тромби. Среди них – старшая дочь Линда (требовательная Джейми Ли Кёртис), ее муж Ричард (представительный Дон Джонсон), их сын Рэнсом (задира Крис Эванс), еще один сын Харлана Уолт (нюня Майкл Шэннон) и его на редкость мерзотный сынуля Джейкоб (талантливый актер Джейден Мартелл), а еще невестка Джони (эзотеричная Тони Коллетт), ее дочь, пара служанок и сиделка Харлана Марта Кабрера (Ана де Армас) родом из Эквадора. Наутро после вечеринки Харлана находят с перерезанным горлом. Версию о самоубийстве не разделяет прибывший в поместье прославленный сыщик Бенуа Бланк (Дэниэл Крэйг), и вскоре темные секретики семьи начнут вскрываться один за другим.

«Достать ножи»: Острый на язык фильм про глуповатого детектива

«Достать ножи» – крепко сбитый детектив в классическом жанре whodunit (так американские критики придумали называть фильмы про поиски убийцы в замкнутом помещении). Снявший его режиссер и сценарист Райан Джонсон – умница и талант. В 2005 году он стартовал с эффектным нуарным экспериментом «Кирпич», ставшим культовым среди гиков и насупленных старшеклассников. После удачного сай-фая «Петля времени» (2012) его позвали в режиссерское кресло «Звездных войн: Последние джедаи», а потом и вовсе доверили отдельную трилогию. В промежутке он решил быстренько отснять давно зревший замысел камерного детектива с уморительно смешными диалогами. Получилось отличное кино на вечер пятницы: бодрое, смешное, стильное – без сомнений, надо идти. Однако и у этого идеального преступления есть пара уязвимых мест.

Фильм хвалят за редкий для Голливуда оригинальный сюжет, который Джонсон как написал, так и поставил. Оригинальности тут, впрочем, ни на йоту. В недавнем интервью Джонсон говорил, что залог креативных идей — взять знакомые элементы и скрестить их так, чтобы получилось что-то новое. В «Достать ножи» он решил объединить сложные загадки Агаты Кристи с саспенсом Альфреда Хичкока, чего, конечно, раньше никто не делал: ни Дэвид Финчер, ни Кристофер Нолан, ни М. Найт Шьямалан, ни Пол Верховен, ни Мартин Скорсезе, ни братья Коэн, ни Брайан де Пальма — вообще никто никогда не делал.

«Достать ножи»: Острый на язык фильм про глуповатого детектива

Помимо этого, Джонсон старается внедрить в старомодную детективную формулу актуальный комментарий. Харлан напрочь отказывается продавать Netflix права на экранизацию детективов, герои вовсю обсуждают депортацию иммигрантов, трудолюбивая сиделка Харлана из Эквадора служит им немым укором, а мерзкий подросток поддерживает Трампа и осуждает всех несогласных как «либеральных снежинок». Как и в более-менее традиционных детективах, двигателем конфликта служат классовые и идеологические прения между героями. Убийства, завещания, вторжение полицейских и детективов баламутят застоявшуюся воду негласных договоренностей и взаимных предубеждений. Вспоминается, как в фильме «Смерть на Ниле» по роману той же Агаты Кристи, швейцарский доктор психологии Бесснер орал на пол-палубы речного парохода: «Всем известно, что у людей низшего сословия не бывает неврозов!»

Комбинация этих элементов из прошлого вызывает неизбежную ностальгию максимально постмодернистского толка. Если раньше писатели и художники изобрели уже все возможные комбинации стилей, нынешние ремесленники могут под них только мимикрировать. «Достать ножи» — это пастиш из всевозможных уютных детективов, белая пародия без насмешки, ибо объект пародии уже исчез (если существовал) и оставил после себя лишь тоску даже не по эпохе, а по мифу. О причудливых городках, где каждый раз, когда становится скучно, случается миленькое маленькое убийство и прибывает любезный сыщик-джентльмен, который слегка оживляет культурную жизнь.

«Достать ножи»: Острый на язык фильм про глуповатого детектива

У Райана Джонсона свой сыщик — не Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, отец Браун, миссис Марпл или Коломбо, а Бенуа Бланк — пародия на Джеймса Бонда и лубочный ярмарочный персонаж, который агрегирует знаменитые образы сыщиков прошлого. Он состоит из сплошных реверансов без единой индивидуальной черты, кроме выраженного южного акцента. Тем удивительнее, что Джонсона почти в каждом интервью спрашивают о возможном продолжении приключений Бенуа Бланка. Великим сыщикам прошлого было свойственно противопоставление неприметной внешности и мощного аналитического ума. Застенчивый Пуаро, дипломатично возражавший всем, что он бельгиец, а не француз; домохозяйка Джессика Флэтчер, старая дева мисс Марпл. В отличие от них Бенуа Бланк сначала слишком блистает отточенными выпадами и срежисированными появлениями, а потом начинает пропускать очевидные улики. Серые клеточки Пуаро никогда не подвергались сомнению, а тут кажется, что Бланку просто везет. Проработка персонажей вообще оставляет желать лучшего: при наголову звездном составе некоторым персонажам дают лишь пару реплик, а Бланк занимает чуть ли не половину экранного времени.

Все это, впрочем, совершенно не помешает провести приятный вечер со смешным фильмом. Следующий оригинальный сценарий Райана Джонсона ждать еще нескоро — не раньше, чем он закончит трилогию во вселенной «Звездных войн».

«Достать ножи» в прокате с 28 ноября.


Афиша кино >>

военный фильм, драма
Россия, 2019
биография, исторический фильм
Великобритания, Германия, США, 2018
научная фантастика, триллер
Испания, 2018
детектив, драма, криминальный фильм, триллер
США, 2019
биография, драма, исторический фильм
США, 2017
мелодрама, триллер
Россия, 2019
драма
Россия, 2019
комедия, мелодрама
Великобритания, 2019
драма
США, 2016
приключения, фэнтези
Норвегия, Чехия, 2019
биография, драма, приключения
Великобритания, США, 2019
боевик, криминальный фильм, триллер
Южная Корея, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен