Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Франсуа Озон о молодости и смерти

«Лето'85»: Море волнуется три — умри
фото: кадр из фильма "Лето 85"

Французский старшеклассник Алекси (Феликс Лефевр), выбирающий между фамильной профессией портового грузчика и счастьем писательской стези, проводит последнее лето детства на нормандском побережье. Неподалеку от мест, где 40 лет назад валились в воду ужаленные пулями земляки рядового Райана, он выходит в бурное море пубертата на лодке приятеля, избавившись от лишней буквы в имени (теперь он Алекс), но еще не разобравшись с будущим. Горизонт симптоматично затянут тучами — и вскоре легкая буря перевернет суденышко и стянет с Алекса штаны. Тут бы и лету конец, но из тьмы непогоды божьим посланцем на яхте «Калипсо» выплывает молодой Давид (Бенжамен Вуазен), похожий на Жана-Поля Бельмондо, который вот-вот побежит по парижским улочкам на последнем дыхании. Между юношами завязывается дружба, скрепленная водами Стикса и быстро перерастающая в любовь. Однако начинается история Алекса, рассказанная им самим, с известия о смерти — кого-то, но понятно, кого.

А был ли мальчик? Алекс под надзором учителя-гомосексуала Лефевра (любимец режиссера Мельвиль Пупо) пытается облечь непростое переживание в литературный текст. И в ходе расследования памяти — последние дни он помнит смутно, а потому интерес полиции создает подобие детективной интриги — кое-что понимает. Например, что лучшие дни в его жизни и худший в ней же момент — возможно, результат проекции: портретное сходство Давида с Бельмондо — иконой уже схлынувшей французской новой волны (опять вода!) — и обилие постеров в комнате героя указывают на высокую вероятность воображаемой любови, поиска бесстрашного в своей самости ориентира.

«Лето'85»: Море волнуется три — умри
фото: кадр из фильма "Лето 85"

«Лето», в общем, из таких смысловых пар целиком и состоит, собирая под нормандским солнцем все ключевые темы Франсуа Озона — бывшего провокатора, который сегодня снимает бодрое, но скорее почтенное кино. Берег — его любимый персонаж, природный аналог фронтира, фиксирующий переходные состояния героев-людей — будь то вопросы сексуальности или исторической памяти. Рамка рассказа десять лет назад задавала темп и нерв драмы «В доме» (2012), где уставший от всего учитель литературы превращался в персонажа-марионетку в литературной зарисовке талантливого ученика. Вопросы взросления, сексуальной самоидентификации и жизненных приоритетов кочевали из фильма в фильм — взять хотя бы коротыш «Летнее платье» (1996), где секс в кустах помогал юному гомосексуалу перестать бояться и полюбить себя. Манипуляции в отношениях и разочарование в сильных чувствах Озон смачно изобразил в «Двуличном любовнике» (2017) — психологическом триллере, который оскорбил чье-то чувство прекрасного впервые за годы дежурной реакции на поздний период его творчества (следом режиссер позлил преимущественно французскую общественность темой священников-педофилов в «По воле божьей»).

Читайте рецензию на фильм «Франц»
Читайте рецензию на фильм «Двуличный любовник»
Читайте рецензию на фильм «По воле божьей»

Такая игра в конструктор режиссером, конечно, вряд ли предполагалась — за основу он взял книгу британца Эйдена Чемберса со звучным названием «Станцуй на моей могиле» — и перенес события в ретро-Францию, где к 1985 году уже четверть века как был мертв Борис Виан — автор скандального романа «Я приду плюнуть на ваши могилы». Героям, понятно, будет не до Виана, зато не обойдется без Верлена и Рембо — святых покровителей проклятых поэтов. Рембо еще и стремительно сгорел, став символом бескомпромиссной поэтичной юности.

«Лето'85»: Море волнуется три — умри
фото: кадр из фильма "Лето 85"

Мысли о тлене насыщает кадр с первых минут — Алекс одержим смертью и сравнивает ванную с саркофагом, — но становится не языком презрения к бренности жизни, а ниточкой к бессмертию. Очевидно, что писательские амбиции героя, как и любовь, — горячее смерти, а значит, способны ее победить, одарив близких вечной жизнью. Пускай и в формате любящих шаржей: папа-докер-гомофоб, бого- и мужебоязненная мать в исполнении Изабель Нанти, мудрый наставник-писатель, герой-любовник, английская студентка. Подрастешь — проймешь.

Ключевой недостаток очередной (!) картины Франсуа Озона — ладной и чувственной, озвученной хитами французского Ретро.FM и аккуратно сконструированной — не в том, что 20 фильмов спустя остроумец и заноза превратился в восторженного Ксавье Долана. Хотя такое преображение для заслуженного артиста, последнее десятилетие, в общем, почти не хулиганившего, — свидетельство хорошей физической формы. Отдавая должное молодости — летом 1985-го Озону было аккурат 18, — режиссер нарушает клятву Алекса «выйти за рамки своей истории». Это прилежное упражнение на тему «Как я провел лето», настигающее зрителя в тот момент, когда котировки юности и лета рекордно высоки (зумеры, вперед, море, жди!), никаких рамок не раздвигает, по-юношески раскрасневшись бормоча милые банальности. Ты будешь жить в моей прозе вечно, садись, пять.

«Лето'85» в прокате с 15 октября.


обсуждение >>

№ 1
абрам 2011 (жуковка)   16.10.2020 - 11:13
Какой милый текст! Прямо наслаждение! Спасибо! читать далее>>

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов, экранизация
Великобритания, 1980
детский фильм, комедия, семейное кино, экранизация
США, 2020
детский фильм, комедия, мистика, приключения, семейное кино, фильм ужасов, фэнтези, экранизация
США, 2020
детектив, драма, криминальный фильм, триллер, экранизация
Франция, 2020
комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
Франция, 2020
комедия, криминальный фильм
Франция, 2020
фильм ужасов
США, 2020
драма, мелодрама
Россия, 2021
мистический хоррор
Россия, 2020
триллер, фильм ужасов
Канада, США, Франция, 2017
Франция, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен