Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

На AppleTV+ вышел мультфильм «Легенда о волках» — новая работа выдающегося ирландского аниматора Томма Мура, который через призму истории взросления раскрывает тему ирландских мифов и национальной истории. Алексей Филиппов рассказывает, почему «Легенда…» — пока вершина творчества Мура и, пожалуй, самый очаровательный и крутой (мульт)фильм 2020 года.

«Легенда о волках»: Вой и мир, или новая классика анимации

Есть режиссеры анимации, чей стиль опознается с одного кадра: братья Флейшер и Уолт Дисней, Ральф Бакши и Дон Блут, Хаяо Миядзаки и Макото Синкай, Билл Плимптон и Мэтт Гроунинг, Сет Макфарлейн и Геннди Тартаковски… С 2008 года к этому списку прибавилось имя Томма Мура — ирландского иллюстратора и аниматора, который в самобытной манере, вдохновленной национальной графической культурой, пересказывает мифические и исторические сюжеты родных мест.

«Легенда о волках» — третье звено так называемой ирландской трилогии, куда входят «Тайна Келлс» (2008) и «Песнь моря» (2014). Первое — история создания знаменитого Келлского евангелия в IX веке, оживающая на большом экране: с жуткими квадратными викингами, ракушечными узорами Келлского аббатства и задорными подростковыми приключениями. Второе — пронзительная история о детях, потерявших мать и нашедших утешение в мифах: не счастье забытья, но мудрость принятия раны, рифмующее мифы и реалии конца XX века.

«Легенда о волках»: Вой и мир, или новая классика анимации

Мертвые родственники — вообще важный мотив Мура и мифа. При просмотре его работ кажется, что цивилизация с древнейших времен грезила о психотерапии — или готовилась однажды выступить в таком качестве. И Мур стал одним из тех людей, кто может транскрибировать вязь легенды в психотерапевтирующий формат ласкового учения о болевых точках. В конце концов, истории, мифы и сказки — лишь техника по сохранению опыта и передаче его сквозь века.

Новая работа Мура, сделанная в соавторстве с Россом Стюартом, избирает исходной точкой не религиозное откровение, как в «Тайне…», или встречу реалий XX века с мифологической подложкой («Песни…»). 1650 год, город-крепость Килкенни (сегодня здесь находится студия Мура) встречает Оливера Кромвеля, только что подавившего Ирландское восстание и британскую Гражданскую войну. На фоне придавленных сапогом освободительных настроений происходит два конфликта: между горожанами и волками, которые мешают рубить лес, и между английским охотником Биллом (Шон Бин), прибывшим истребить хищников, и его дочерью Робин (Хонор Книфси), ищущей приключения на свой чепец. Именно Робин вместе с ястребом Мерлином (!) познакомится с Мэйв из лесного народца, умеющего превращаться в волков и управлять стаей. Эта дикая встреча откроет ей тропу к свободе.

«Легенда о волках»: Вой и мир, или новая классика анимации

«Легенда о волках» — это ловко сплетенная история о самоидентификации и бунте, осмысленном и неизбежном. Робин, тезка зарянки, легендарного лучника и сайдкика Бэтмена, взрослеет и осознает себя молодой самодостаточной женщиной (строгий Билл растит ее в одиночку). Притихшие было ирландцы вновь задумываются о борьбе за независимость. Линия с волками отдувается не только за энвайронменталистскую, природозащитную нотку, но и за ощущение единства: стая волков напоминает тут единый неделимый поток — идейно и визуально.

Живописная сторона заслуживает отдельной статьи — это самый богатый и изобретательный визуальный ряд в творчестве Мура, которого сложно обвинить в недостатке фантазии. В «Легенде о волках» они со Стюартом как будто объединяют все наработки прошлых мультфильмов, стилизуя кадр под гобелены и древние рукописи, витражи и прочие памятники культуры.

«Легенда о волках»: Вой и мир, или новая классика анимации

И все же подлинная сила «Легенды» не в статичной красоте, а в движении — в могучей текучести стаи, которая волной проносится по лесу, вбирая в себя таких разных и таких свободолюбивых животных: мифических и реальных, живущих в лесу и городе.

Мур вообще заворожен животными — их символизмом, грацией, естественностью, силой и вместе с тем — беззащитностью. В «Тайне Келлса» тоже возникали белоснежная волчица, мать природа, в «Песни моря» дурашливый бобтейл по прозвищу Ку быстро снюхался с мифическим народом шелки, вымирающих в образе милых тюленьчиков.

Таковы все немногочисленные работы Мура — прекрасный баланс тоски и свободы, мудрости и красоты — внешней и внутренней.


Поиск по меткам

Афиша кино >>

биография, мистика
Италия, Франция, Бельгия, 2020
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
США, 2020
детектив, криминальный фильм, мистика, триллер
Канада, 2018
боевик, научная фантастика, триллер, фэнтези
США, Канада, Германия, Япония, Китай, ЮАР, 2021
фильм ужасов
Швеция, 2020
драма, комедия, мелодрама
Германия, 2020
детский фильм, приключения, семейное кино, фильм ужасов, фэнтези, экранизация
Канада, 2017
комедия
Россия, 2021
драма, мелодрама, экранизация, эротика
Бельгия, Франция, 2020
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен