Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

На Netflix вышел фильм «Ма Рэйни: Мать блюза», номинально рассказывающий о записи одного альбома легендарной джазовой певицы. Кирилл Горячок рассказывает, как фильм следует традиции американского театра и почему этот сюжет важен для понимания корней и сути Black Lives Matter.

«Ма Рейни: Мать блюза». Нота протеста
фото: кадр из фильма «Ма Рейни: Мать блюза»

На закате «ревущих» 1920-х в сыром подвале звукозаписывающей студии собралась группа популярной звезды блюза Ма Рэйни (Виола Дэвис). Музыканты готовятся к записи пластинки, но инструменты не звучат. Молодой и амбициозный трубач Ливи (Чедвик Боузман) дразнит старших коллег — мол, те ничего не понимают в музыке и стиле. Вскоре шумно прибывает главная звезда, о чьем сложном характере ходят легенды. Рядовая запись пластинки неожиданно обнажает множество социальных противоречий, поскольку белые продюсеры немного иначе видят вкусы и запрос широкой публики, нежели черные музыканты.

В 1982 году на Бродвее состоялась нашумевшая премьера пьесы Аугуста Уилсона об одной из первых исполнительниц блюза Ма Рэйни. Спектакль получил несколько престижных премий и много лет не выходил из репертуара — в 2002 году главную роль играла Вупи Голдберг. Идея экранизировать пьесу для Netflix принадлежит бродвейскому режиссеру Джорджу Волфу и Дензелу Вашингтону, чей оскароносный фильм «Ограды» — стилистический брат-близнец «Ма Рэйни: Мать блюза». Это вовсе не байопик дивы 1920-х, а остросоциальная камерная трагедия, выполненная в лучших традициях американского театра.

«Ма Рейни: Мать блюза». Нота протеста
фото: кадр из фильма «Ма Рейни: Мать блюза»

Эпоха джаза, так ярко воссозданная в произведениях Фицджеральда, сужается у режиссера Волфа до одной единственной локации — подвала и коридоров безликой студии, где идет запись исторических композиций. Ма Рэйни в то время действительно была значительной фигурой в шоу-бизнесе (она сильно повлияла на будущих мастеров черной музыки Луи Армстронга и Бесси Смит), кроме того — за ней ходила скандальная слава, связанная с сексуальной ориентацией (в фильме, кстати, есть крохотный намек на это). Главный конфликт фильма в том, что сколько бы талантливой, выразительной и особенной Ма Рэйни ни была, — все зависело лишь от вкусов белой публики, которые формировали белые продюсеры и инвесторы. Сегодня певице дали броское прозвище «Мать блюза», но уже завтра черная музыка покинет тренды и станет чуть ли не синонимом безбожности, наркотиков и содомии.

Читайте рецензию на «Черную пантеру»
Читайте рецензию на «Пятеро одной крови»

Строго говоря, Ма Рэйни здесь фигура символическая. Виола Дэвис прекрасно смотрится в характерном вычурном гриме и со вставными золотыми зубами, она шикарно поет и многозначительно смотрит по сторонам. Но драматургия «Матери блюза» целиком строится на персонаже Чедвика Боузмана — дерзком трубаче Ливи. Печально, но в этом фильме артист, известный по марвеловской «Черной пантере», сыграл лучшую и последнюю роль. Для нынешнего поколения афроамериканцев его смерть сравнима с ранним уходом Джеймса Дина: Боузман показал на экране новый тип героя, в котором сочетается какая-то магическая свобода от предрассудков, стереотипов и типичных даже для больших современных черных актеров. Эту магию прекрасно уловил Спайк Ли в «Пятеро одной крови», и в «Ма Рэйни: Мать блюза» она достигает драматической глубины. Ливи страстно жаждет признания, он пережил в прошлом немало травм и трагедий, и теперь все, чего он хочет — надеть лакированные желтые ботинки, взять трубу и сыграть музыку, от которой люди захотят пуститься в пляс. Но для белых боссов мальчишка — просто дешевая рабочая сила, а его песни пусть лучше споют симпатичные и пристойные белые джаз-бенды.

«Ма Рейни: Мать блюза». Нота протеста
фото: кадр из фильма «Ма Рейни: Мать блюза»

Трагедия о социальных барьерах, которые не проломить даже такой масштабной женщине, как Ма Рэйни, разворачивается по-театральному динамично. Визуально «Мать блюза» ничего особенного из себя не представляет: здесь все держится на длительных, и, к слову, замечательных диалогах, через которые подается широкая панорама взглядов и культурных особенностей афроамериканцев тех «ревущих» лет. Впрочем, не нужно быть знатоком старого блюза и джаза, чтобы понять сюжетные тонкости. В одном только и можно упрекнуть картину — здесь все слишком понятно, почти нет пространства для полета мысли. В общем, американский театр — это не Чехов.

Как и уже упомянутый «Пятеро одной крови», «Ма Рэйни: Мать блюза» — важнейшее кино для понимания корней и сути нынешнего движения Black Lives Matter. Судьбы черных музыкантов, многие из которых куда мрачнее и трагичней тех, что показаны в фильме, напрямую связаны с поиском собственного пути через препоны несправедливой системы. У трубача Ливи ничего не осталось, кроме надежды сыграть самую высокую ноту. Но и эту ноту у него отобрали.

«Ма Рэйни: Мать блюза» смотрите на Netflix c 18 декабря.


обсуждение >>

№ 2
Иван Беляев (Москва)   29.12.2020 - 16:30
Дали джазу дали читать далее>>
№ 1
Платов   23.12.2020 - 23:33
Гражданин Горячок,какое отношение кино о джазовой певице имеет к современным бандитам и уголовникам,мародёрам и поджигателям из преступной группировки blm,вся суть которых состоит в грабежах,поджогах,насилии... читать далее>>

Афиша кино >>

комедия, приключения
Италия, Франция, 1989
триллер
Великобритания, США, 2020
мистика, фильм ужасов
Великобритания, 2020
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2020
биография, драма, спортивный фильм
США, 2020
приключения, триллер
Россия, 2021
мистика, научная фантастика, триллер
США, 2018
боевик
Китай, 2019
комедия
Россия, 2020
драма, комедия, мелодрама, триллер
США, 2020
психологический триллер
Россия, 2021
биография, мистика
Италия, Франция, Бельгия, 2020
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен