Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

На специальном сайте вышел новый продюсерский проект Тимура Бекмамбетова под названием «Игрок». В графе сценарист и режиссер — прочерк, потому что проект заявлен как фильм-игра. Дарья Тарасова рассказывает, удалось ли «Игроку» повторить успех «Брандашмыга».

«Игрок»: Интерактивные приключения Гоши Куценко в онлайн-казино
фото: Кадр из фильма "Игрок"

Под конец года вселенная решила подставить Андрею (Гоша Куценко) сразу несколько подножек: с работы уволили (впрочем, платили все равно копейки); жена (Мария Шукшина) собирается на заработки в Москву с подачи старого друга, который был в нее когда-то влюблен; коллекторы ломятся за набежавшими по микрозайму процентами; сын сорвался в Минеральные воды жениться... Решив, что деньги — решение всех проблем, Андрей доверяется Фортуне и сияющему миру онлайн-покера.

«Игрок», спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым, чьи поиски технологически новых форм в кино зрителю отлично знакомы, позиционирует себя как новый интерактивной формат — фильм-игру. В начале закадровый голос знакомит зрителя с базовым геймплеем — возможностью узнать о вселенной больше через профили героев в соцсетях и раунд в покер-руме. Нужные поля для клика на экране приглашающе подсвечиваются — как доступные к взаимодействую предметы в видеоиграх.

Внешне это привычный для поздних проектов Бекмамбетова скринлайф: лица героев, созванивающихся в Skype, перемежаются кадрами рабочего стола Андрея — где он и играет в азартную игру. Начиная с 2014 года, когда вышел хоррор «Убрать из друзей», он спродюсировал целую россыпь таких проектов, исчерпав, кажется, потенциал находки.

За новизну в «Игроке» отвечает не мир глазами интернета, а интерактивность, которую у видеоигр как минимум несколько лет пытается перенять кино. Например, с небольшим перерывом в 2018 году вышли сериал Стивена Содерберга «Мозаика» и «Черное зеркало. Брандашмыг» (2018) от Netflix, которые предлагали зрителю «пройти» сюжет по одному из нескольких сценариев, выбирая либо направление истории, либо действия главного героя. В отечественной индустрии таких экспериментов, не считая трех финалов «Чернобыля», кажется, до сих пор не проводили.

«Игрок»: Интерактивные приключения Гоши Куценко в онлайн-казино
фото: Кадр из фильма "Игрок"

Стремление кино присвоить себе вокабуляр видеоигр и сетевой коммуникации вполне закономерно и обусловлено эволюцией языка. В исследованиях новых медиа — а видеоигры и интернет относятся к таковым — принято говорить о специфическом языке, на котором человек говорит с машиной или с другим человеком посредством компьютера. Этот язык состоит из чисел и имеет визуальное воплощение на экране, он изменчив, интерактивен, читается разными устройствами в разных форматах и через разный интерфейс. Самобытность и сложность этого нового языка объясняет, почему дети, выросшие с гаджетами в руках, осваивают его легко, а у людей старшего поколения нередко возникают трудности.

Одним из путей развития современного кинематографа, выступающего связующим звеном между новыми и старыми медиа, многие видят превращение зрителя из пассивного наблюдателя и потребителя в действующее лицо, контролирующее сюжет (здесь веет дух и модернистского похищения автора, и постапокалиптических фантазий золотой эпохи киберпанка).

Такую будущность пророчит кино симбиоз с видеоиграми и расширение виртуального пространства за границы монитора. К нему же стремится и «Игрок», предлагающий познакомиться с героями за рамками экранного действа.

Правда, для этого не слишком удачно выбран жанр: новогодняя комедия скована скудностью праздничных сюжетов. Минимум действий, счастливый финал, шутки — чтобы заполнить паузы. Следом подкачала реализация: фильм предлагает куцый инструментарий для взаимодействия с виртуальным миром — страницы героев во «ВКонтакте» дают слишком мало дополнительной информации, поэтому «Игрок» вполне могла обойтись и без него. А партия в покер, при заведомо выигрышном раскладе, вряд ли позволит назвать весь фильм игрой.

При этом «Игрок» оказался в чем-то злободневным проектом — хотя вряд ли Бекмамбетов делал на это ставку. Фильм существует на специальной онлайн-платформе и предполагает специфическую, привычную для интернет-пользователей и нелюбимую синефилами модель взаимодействия с произведением, — через экран устройства. Сегодня такой формат потребления используется с утроенной активностью, правда — из-за пандемии. Локдаун и, как следствие, развитие онлайн-кинотеатров подготовили почву именно для такой реализации новейшего кино, которое можно смотреть с любого удобного носителя. А пусть минимальное, но все же внедрение мультимедийных технологий ставит взаимодействие с «Игроком» на ступеньку выше простого онлайн-просмотра.

Конечно, фильм очень прост, почти примитивен в исполнении и сюжетной задумке, но формально «Игрок» представляет для отечественной киноиндустрии новый вектор возможного развития. Станет ли Тимур Бекмамбетов снова законодателем мод — как уже случилось с новогодним прокатом и форматом скринлайф, — скоро узнаем.

Смотрите «Игрок» на специальном сайте.

«Игрок»: Интерактивные приключения Гоши Куценко в онлайн-казино
фото: Кадр из фильма "Игрок"

обсуждение >>

№ 1
Дарья Лучик (Москва)   15.01.2021 - 14:33
Иногда кажется, что режиссеры слишком увлекаются различными экспериментами, за которыми пропадает само кино читать далее>>

Афиша кино >>

арт-хаус, мелодрама
Гонконг, Франция, 2000
драма, спортивный фильм
Россия, 2020
боевик, драма
США, 2020
Россия, 2020
фильм ужасов
Канада, 2020
драма, комедия, мелодрама, музыкальный фильм
Великобритания, Ирландия, 2016
драма, комедия, мелодрама
Италия, 2018, 2019, 2020
комедия
Россия, 2021
комедия, приключения
Россия, 2021
комедия, мелодрама, научная фантастика
Россия, 2021
боевик, детский фильм, комедия, музыкальный фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2021
комедия, мелодрама
Россия, 2021
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен