Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

43-й Московский международный кинофестиваль открылся фильмом «Девятаев» — биографической лентой о герое-летчике, бежавшем из немецкого плена даже под страхом советских лагерей. Режиссерами картины стали Тимур Бекмамбетов и в этом качестве — дебютант, а так прославленный российский оператор, снимавший и фильмы самого Бекмамбетова (например, оба «Дозора» и несколько «Елок»), и такие хиты, как «Последний богатырь», сериалы «Гоголь» и «Троцкий», Сергей Трофимов. В заглавной роли – Павел Прилучный, в остальных – Павел Чинарев, Дмитрий Лысенков, Тимофей Трибунцев, Алексей Филимонов и еще целый батальон разной степени известности актеров-мужчин, «увенчанный» солистом группы Rammstein Тиллем Линдеманном, спевшим – на русском — для финальных титров песню Марка Бернеса «Любимый город». А вот женщин в этой картине, в кадре и за кадром, всего две: Дарья Златопольская в крошечной роли жены, и Елена Иванова, оператор. В широкий прокат «Девятаев» выйдет уже 29 апреля.

«Девятаев»: Беги, летчик, беги

В июле 1944 года летчик-истребитель Михаил Девятаев, успешно сбивший в воздушном бою на 1-м Украинском фронте несколько вражеских самолетов, сам оказывается подбитым, катапультируется и попадает в немецкий плен. Не по своей воле – он не сдается, отстреливается до последнего, даже пытается покончить с собой, но теряет сознание. Очнувшись, обнаруживает, что доставлен на фашистскую авиационную базу, где пленных русских вербуют в летчиков вермахта – и никто иной, как старинный приятель Девятаева, буквально – друг Колька, ас Николай Ларин (Павел Чинарев). На родине он числится погибшим и возвращаться по понятным причинам не планирует: ему светят не только клеймо предателя и каторга, но и презрение отца (здесь невольная «пасхалка» для ценителей – папу Ларина играет Александр Лыков, когда-то прославившийся ролью Казановы в «Улицах разбитых фонарей», где главного героя звали… правильно, Ларин). Используя фразы, которые сегодня превратили бы его в лучшего продавца месяца, Николай описывает Михаилу прелести немецкой армии. Девятаев же, хоть и рад встрече с приятелем, уже думает о побеге. Попыток будет несколько, наказания за неудавшиеся будут становится все жестче, а зубы Павла Прилучного все желтее.

«Девятаев» — по сути, экранизация не очень подробной статьи в Википедии – кино зрелищное, умеренно «приправленное» ура-патриотизмом, основанное на романах-мемуарах самого летчика и одобренное его сыном, работавшим на съемках консультантом. Одновременно и линейное, и избыточное, даже суматошное. Выглядит происходящее, если описать кратко, набором наивно, в духе любительского театра разыгранных и разведенных не сцен — мизансцен, весьма грубо скомпонованных и сменяющих друг друга в бешеном ритме. Даже экшен-эпизоды кажутся не такими динамичными, как основное повествование – причем речь не о каком-то изобретательно монтаже, а о простейшей склейке. Девятаев, которого жизнь и впрямь помотала по локациям – как в плену, так и после возвращения на родину – на экране чуть ли не телепортируется из одного места в другое. Намерения авторов понятны, но и попытки объять необъятное, как правило, обречены на неудачу. Вместо того, чтобы, например, углубиться в исследование человеческих душ, тут скачут по верхам, кратко пересказывая факты из жизни замечательного человека.

«Девятаев»: Беги, летчик, беги

Конечно, не обходится без доли художественного вымысла, который, в свою очередь, может вызвать волну домыслов. Впрочем, додумывать – лучшее, что остается зрителю в случае с данной лентой. Ключевая для фильма история заклятых друзей Девятаева и Ларина – мало того, что чистой воды броманс, так в какой-то момент и вовсе с романтическим оттенком. Жаркие объятия и не менее жаркие баталии героев вполне сойдут за любовную линию, особенно за неимением иной. Хотя в самом начале и появляется жена Девятаева Фаина, как часть его не такой уж и мирной послевоенной жизни, куда более сильные узы героя связывают с Колей. Один неистово убегает, второй столь же одержим желанием догнать. В какой-то момент даже подсознание Девятаева приобретает черты Ларина: тот перестает быть реальным, мерещится пленному летчику в горячечном концлагерном бреду, сбивая его с намеченного плана. Сложно не отметить все эти «оговорочки по Фрейду», но видеть ли во всем происходящем в итоге какую-то метафору или нет, решать смотрящему.

«Девятаев» несомненно вдохновлен еще и советской классикой, в частности фильмом «Истребители» с Марком Бернесом. Технически, само собой, картина Бекмамбетова и Трофимова, в отличие от фильма 1939 года, – аттракцион, пытающийся поместить зрителя в крошечное, клаустрофобное пространство кабины военного самолета, а потом хорошенько встряхнуть (ощущения можно сравнить с теми, что возникали от сцен с героем Тома Харди в «Дюнкерке» Кристофера Нолана). Впрочем, кое-что новому фильму от старинной ленты досталось. Не только песня, которую сперва мурлычет в кабине в самые напряженные моменты герой Прилучного, а потом поет Тилль Линдеманн, но и, собственно, фабула. И тут, и там – друзья-пилоты, правда женщина, вставшая между ними, отсутствует. Вместо нее в «Девятаеве» – родина, которую лучше даже не пытаться покинуть.

«Девятаев» в прокате с 29 апреля.


обсуждение >>

№ 10
Воронцов Анатолий Иванович (Москва)   10.05.2021 - 02:58
Цитата автора рецензии: "Девятаев, которого жизнь и впрямь помотала по локациям – как в плену, так и после возвращения на родину – на экране чуть ли не телепортируется из одного места в другое." Желаю... читать далее>>
№ 9
Анфиса Куприяновна   9.05.2021 - 15:35
... Объятия-то может и норма, но не между фашистом и советским военнослужащим. Вот это бредятина! Это себе представить могут только Иваны, не помнящие родства. Если враг вызывал ненависть, то предатель... читать далее>>
№ 8
Юлия Понедельник   1.05.2021 - 19:33
Хосспади, нафига всем эта "любовная линия", между кем бы-то ни было! Чем вам "романтическая дружба" не нравится? Крепкие объятия для тех времен (и для такой встречи) - это норма.... читать далее>>
№ 7
Константин и точка   30.04.2021 - 16:18
... Ха-ха, ну да, это уже немалый плюс для фильма об авиации, учитывая все снятое. читать далее>>
№ 6
П.Тыгыдымский   27.04.2021 - 23:17
А мне кино понравилось. И Прилучный в главной роли - вполне. Просто не надо каждый раз ждать "великого фильма о великой войне". Для начала пусть будут просто фильмы, которые интересно смотреть. С... читать далее>>
Ссылки по теме
Трагедия ярославского «Локомотива», «Мы» Замятина и «Петровы в гриппе»: какое российское кино выйдет в прокат
Милош Бикович и Нигина Сайфуллаева вошли в состав жюри Московского кинофестиваля
«Мортал Комбат», «Чернобыль» и ещё 11 фильмов апреля
«Игру на выживание», «Северный ветер» и «Огонь» представят на Европейском кинорынке EFM 2021
Военный экшн-фильм «Девятаев» выйдет в прокат 29 апреля
МТС Медиа вошла в состав Ассоциации продюсеров кино и телевидения
На кинорынке American Film Market заинтересовались фильмами «Вдова» и «Пальма»
«Великую» с Юлией Снигирь покажут в Латинской Америке
Фонд кино поддержит производство «Пары из будущего» Алексея Нужного и третьей части «Последнего богатыря»
Данила Козловский нашёл исполнителя роли Владимира Маяковского для «Караморы»
«Роскино» представит отечественную киноиндустрию на Каннском рынке Marché du Film
Тимур Бекмамбетов спродюсирует для Universal пять скринлайф-проектов
В первом международном онлайн-рынке российского аудиовизуального контента примут участие 120 компаний
Прилучный воплотит Девятаева в первом вертикальном фильме Бекмамбетова
(Не)Идеальное кино: 70 российских фильмов 2020 года

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, мистика, фэнтези
Испания, США, 2011
комедия
Россия, 2020
мистика, триллер
Канада, 2020
психологический триллер, драма
Великобритания, 2020
драма, триллер
Германия, США, 2020
детский фильм, приключения, фэнтези
США, 2021
боевик
Австралия, 2020
комедия
Италия, 2019
драма, комедия, приключения
Россия, 2021
боевик, комедия, приключения
Великобритания, США, 2020
мистика, трагикомедия, экранизация
Россия, 2011
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен