Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Обзор сериалов >>

Как маниакальная поклонница образа подпола Карпова начну все с того же…
Год назад на занятии по литературе мы рассуждали на тему выбора сюжета. Я тогда сказала, что великие писатели никогда не описывают то, что творится на улице изо дня в день у них перед глазами. Так поступают лишь акыны: «Один верблюд идет, второй верблюд идет…» Великие художники тщательно отбирают сюжеты. Причем очень часто руководствуются нетипичным, в котором видят типичное для эпохи. Меня тогда спросили, а какой бы сюжет, будучи нетипичным, то есть не рядовым, мог бы стать типичным в наше время. Вопрос был неожиданным, но размышлять пришлось не более секунды, потому что ответ напрашивался сам собой – история майора Евсюкова. Почему? Ведь не каждый же день начальник ОВД округа выходит на улицы своей территории и расстреливает своих сограждан. Не каждый, но это показатель только нашей эпохи и никакой другой. Потому что это не аномалия, а социальное явление, имеющее свои первопричины. Это запущенная общественная болезнь.
Уже не год, а пару месяцев назад мне подумалось: я бы закончила этот сериал Евсюковым, а у авторов хватит пороху и изобретательности? Хватило. Авторы сериала – очень талантливые драматурги, а сериал «Глухарь» – незаурядное произведение искусства, несмотря на многочисленные оговорки и недостатки. С этими недостатками можно мириться ради одного – того, что этот фильм заставляет думать. Это не просто явление искусства, это – знак времени.
И все же. То, что произошло в финале, потрясло даже меня, хоть я втайне и ожидала этого. Потрясло, но не обрадовало. Очевидно, из-за слишком серьезного отношения к происходящему. Игра авторов затянула, приворожила. Но мне ведь и раньше доводилось признавать: на этот сериал подсаживаешься как на иглу, и начинаешь видеть в нем живых людей, а не образы.
Мне действительно нравился Карпов, и мне его жаль. Я не являюсь поклонницей артиста Владислава Котлярского, хотя – повторю еще раз – это превосходный артист. Не являюсь я и поклонницей брутального насилия, и меня вполне нормально коробит от рек крови, которые проливает подполковник, орудуя садовыми ножницами, бейсбольной битой и просто кулаком. Но этот герой, со всеми его внутренними сложностями и наворотами, написан превосходно, а кроме того – он исключительно умен.
Ум – то, что всегда вызывало у меня уважение, а в наше время ум и вовсе превратился в дефицитный товар. Кругом ходят по экрану «менты» и «морские дьяволы». Глуповатые и недалекие, или накачанные, круглоголовые, прямые, несгибаемые, положительные, мускулистые. Героини фильмов и сериалов радостно кидаются на эту культуристскую мышечную массу, а мне скучно. Я и сериал «Морские дьяволы» смотрю время от времени лишь ради полковника Пригова (Игорь Григорьев), потому что он рассудителен, умен и загадочен. Но это герой эпизодический, с изрядной долей комизма: морской десант над ним все время подтрунивает как над «ботаником», которому не достает крутизны. Вот поэтому сериал «Морские дьяволы» и не может затянуть.
У Карпова, героя далеко не эпизодического, ум гроссмейстера, и таким его создали авторы сериала и актер Котлярский. Он просчитывает все ситуации, играет на всех досках одновременно и ухитряется, между прочим, многим помочь. Мы забыли, что ли, как он разрулил ситуацию с Денисом, работавшим под прикрытием? Или мы забыли, что именно ночная слежка Карпова и сделанные им фотографии сыграли ключевую роль в разоблачении банды Морозова?
Мы-то не забыли, но забыли герои сериала. Им было удобно то и дело стыдливо бросать себе под нос: «Спасибо, Стас» и при этом закрывать глаза на такие «мелочи», как убитый гопник, закопанный в лесопарке, как пропавший без вести зять Карпова – наркодилер Чикилин, как расстрелянная компания угонщиков… Перечислять можно бесконечно.
Ребята из «Пятницкого» сами не без греха, но рядом с Карповым они напоминают кучку шкодливых подростков или даже детсадовцев, которым удобно видеть только то, что они хотят. У их коллеги и товарища по работе полным ходом «едет крыша», но они так заняты флиртом по углам и распиванием пива с корешами, что им просто некогда замечать такие мелочи. Меня лично коробит, что рядом с этим многократно проговоренным себе под нос: «Спасибо, Стас» нашлось место лишь для одной реплики центрального героя сериала: «Тварь!» Наш великий гуманист Глухарев слышит лишь одно: Карпов открыл беспорядочную стрельбу по случайным людям. Ну как тут не посочувствовать людям и не осудить, тем более что это так просто – говорить правильные вещи и давать правильные оценки. В нашем обществе социально принято быть гуманистом на словах. Но это сказанное Глухаревым слово оскорбительно не для Карпова, а для самого Глухарева, годами работавшего с этой «тварью» и не желавшего ничего замечать.
Тварью в одно мгновение не становятся. И тут я снова – нравится вам это или не нравится – возвращаюсь ко Льву Толстому. «Диалектика души» – это и есть тот самый метод психологического реализма, который так показательно продемонстрирован в Карпове: он единственный в сериале все время меняется и развивается, а уж эволюционирует или деградирует – другой вопрос. Иные герои продолжают пить пиво, обжиматься по углам, ругаться и мириться по пустякам – но они застыли в своей неизменной статике и практически исчерпали себя.
***
Есть такая повесть у Жоржа Сименона – «Кот». Она о супругах, которые ненавидели друг друга смертельно и полжизни изощрялись в гадостях, которыми только можно насолить близкому человеку. Близкими они уже не были. Муж сексуально удовлетворял себя с официанткой бара, и эти утехи описаны у психолога Сименона подробно, как только можно описать похоть, страсть, желание – то есть, в общем, чувство, каким его понимает провинциальный немолодой французский мужчина из обывательской среды. А потом старуха умирает. Казалось бы, исчезла ненавистная обуза. Ан-нет! Кончилась жизнь. Это была любовь? Да боже упаси! Кончилась ненависть, а в ней-то и был смысл жизни. Смысл был в этом постоянном раздражителе, который держал человека на земле.
То же самое и с Карповым. Со смертью сестры закончился более-менее нормальный и вменяемый подполковник, который хоть как-то умел себя контролировать, чтобы не попадать в неприятности. Шизофрения это или паранойя, судить не берусь: я не психиатр. Но Котлярский играет своего героя больным, и в этом отношении он выступает его адвокатом: Карпов знает о своей болезни, но уже ничего не может сделать.
Но почему именно сестра? Почему эта нелепая, обколотая, беспомощная героиня? А ведь авторы сериала, люди исключительно не глупые, все нам разложили прямо перед глазами, причем давно. И подсказки разбросаны по всему тексту.
Кто-то опять скажет: и чего она все про литературу, Сименона помянула? А я опять скажу – искусство и литература для того и существуют, чтобы объяснять нам то, чего мы не понимаем в жизни. И этот пример с французской повестью понадобился для того, чтобы наконец-то объяснить, что происходит в ужасной и несчастной жизни подполковника Карпова.
Никто не задавал себе вопроса: почему он все время обещал, но не торопился вытащить свою сестру из ее ужасного состояния? Это же нормально – помочь близкому человеку, особенно – если есть деньги. У Карпова денег много. У него есть все возможности вылечить сестру от героина, взять ее под свой контроль, но он не торопится это делать, лишь подогревая в себе ненависть к ней – опозорившей его слабой женщине. Карпов с детства существует с собственной сестрой в интересном – с точки зрения психологов и психиатров – состоянии «любви-ненависти». Почему?
Почему он уже в критическом состоянии помешательства, одержимый бессмысленной жаждой мести, не убивает ее доктора-нарколога, сказавшего ему: «Вы сами виноваты в ее смерти, и вы это знаете»? Почему не убивает Глухарева, сказавшего ему: «Почему ты так всех ненавидишь? Может, у тебя в детстве было что-то такое…»? У Карпова в этот момент даже светлеет, проясняется лицо. Почему? Потому что он наконец-то был услышан. Каждый маньяк, каждый, загнавший себя в угол человек, хочет быть услышанным и понятым. Разгадайте меня! Глухарев может: он, хоть и простой человек, но далеко не дурак. Ему удалось подойти слишком близко к тайне Карпова, что и спасло ему жизнь: Карпов, если вы заметили, не стреляет лишь в две категории людей – самок с детишками и тех, кто говорит ему правду в лицо. Женщины с маленькими детьми – это установка, которую в него с детства вложили. Гуманизм тут ни при чем: самка с детенышем – основа земного воспроизводства, то есть логика жизни на земле, против которой он идти не в силах. Вспомним, как он чувствует свое поражение перед вдовой убитого им угонщика. Он бы и ее убил, но у нее маленькая дочка, и с этим даже Карпов ничего поделать не может.
Кто вложил в него эту установку? С третьей серии второго сезона этот вопрос уже имел ответ: вспомните исключительно спокойную маму в оренбургском платке на плечах. Это такая образцовая, правильная, показательная мама – в меру умная, в меру интеллигентная, в меру любящая. Карпов не кидается ей на шею, он с ней разговаривает как хорошо воспитанный мальчик. И становится понятно, какими были отношения в этой семье.
А еще вспоминается фраза, сказанная Карповым наркоману, приятелю его сестры Ани: «Ее отец больше жизни любил. Хорошо, что не дожил до этого». Вот и достроилась вся мозаика. Думаю, внимательным зрителям понятно, какие отношения связывали Карпова с его сестрой. Аню Карпову, хорошую девочку и отличницу, красавицу и умницу, родители с самого начала превратили в показательный пример для ее брата. С этим примером он боролся всю жизнь. Можно себе представить, каким подарком стала для Карпова ее неожиданная слабость и наркозависимость. Отца уже нет в живых, но Стасу втайне хочется, чтобы он взглянул хоть одним глазком на своих детей и понял, кто из них был лучше. В этом контексте понятно и его отношение к назначению Зиминой начальником ОВД: опять правильная девочка, отличница заняла его место. Помните разговор в ресторане? «А ты, наверное, в школе отличницей была? На первой парте сидела?» В этом мире ценятся не ум, воля и необычность, а умение вести себя в соответствии с социальными установками – то есть не быть, а казаться.
И вот тут наступает самое интересное. Ни Ира Зимина (Виктория Тарасова), ни Аня Карпова (Глория Августинович) не «казались», они действительно были такими – в меру умными, в меру добрыми, в меру правильными. Общество любит меру: оно инстинктивно шарахается от слишком умных, слишком благородных, слишком волевых, видя в них отклонение от нормы. Подавляющий процент людей живет по предъявляемым им обществом установкам совершенно естественно, не задумываясь о том, кем и чем надо казаться. У большинства есть слабости и недостатки, но в целом оно общество устраивает, потому что эти люди – такие, как все, не хуже и не лучше других. Это их счастье, которого они даже не осознают, в силу отсутствия способности к анализу. Им не нужно подделываться под усредненный общественный эталон, потому что они и есть этот эталон.
Трагедия Карпова с самого детства заключалась именно в том, что он в эту социальную схему не вписывался. Он никогда не был прост, понятен, удобен. Будучи по природе лидером и победителем, он все время попадал в аутсайдеры, и это сломало ему жизнь и психику. Его все время обходили другие, менее сильные, менее умные. И единственный выход, который нашел для себя этот герой, это – нарушение закона. Раз нельзя действовать напрямую, придется – в обход. Нельзя легально получить давно ожидаемую работу – надо тайно дать взятку, чтобы устранить соперника с этого места. Нельзя избавить сестру от влияния наркоманов – надо убить ее мужа и дать этой образцовой, но слабой женщине один шанс на выживание, чтобы посмотреть, справится она с этим шансом или покатится дальше. Нельзя спасти Дениса от вероломного предателя, засевшего в МВД – надо убить этого стукача бейсбольной битой в его собственном подъезде. Посей поступок – пожнешь привычку, посей привычку – пожнешь характер, посей характер – пожнешь …
…Судьбу Карпова мы уже видели: он загнал самого себя на край пропасти. Но лично мне совершенно все равно, как и где наблюдать его судьбу. Эта личность мне интересна, интересно даже смотреть сериал о пребывании Карпова в пожизненном заключении, потому что это тоже проверка воли и характера. Граф Монте-Кристо, как мы помним, сидел в замке Ив двадцать лет, и это его не сломало. И Робинзон Крузо жил на диком острове среди туземцев не один день. Все прочие, пьющие пиво и открывающие бани, уже не интересны. Они, увы, двухмерны.
Но стоит, наконец, сказать и о других. Конечно, нельзя воспринимать сомнительно шутовские серии про баню с их подозрительным юмором иначе как разминку перед главными событиями. Лично меня они утомили: видеть изо дня в день, как проходит кастинг девиц-массажисток, скучно и глупо. Видеть, как умнеющий на глазах Денис Антошин (Денис Рожков) перманентно ссорится и мирится со своей глупой женой Настей (Мария Болтнева), тоже утомительно. Однако даже здесь есть один весьма впечатляющий момент, сразивший наповал. В финале сериала – именно в финале, как своеобразное резюме – Антошин произносит важные и радикальные слова о свободе: «Раньше я трахал кого хотел, пил пиво. Раньше я был свободен и не зависел от чужих желаний…Мне не нужны ни жена, ни ребенок». Это смело и дерзко. Не для Дениса, который просто говорит своему другу Глухареву то, что думает. Смело для авторов сериала, которые рискнули вынести в конец сериала «Глухарь» крамольные в социальном отношении слова, под которыми подпишется более девяноста процентов людей. Так думают почти все, но по крайней мере половина этих всех, руководствуясь общественными установками, поднимет крик: «Что же это такое? Мы тут из последних сил боремся за сохранение идеалов семьи, этой ячейки общества! А они такие вещи декларируют!»
Они не декларируют, а просто имеют смелость сказать правду, причем в тот самый момент сериала, когда эта правда прозвучит как нечто большее, чем мнение отдельного героя. Денис Антошин, как уже говорилось, это именно тот герой, который является отражением нашего общества в полной мере: он классическая его единица, не плохая и не хорошая, а нормальная. И если этот нормальный герой, поумневший к концу сериала до того, чтобы не повышать голос на собственную жену, произносит такие выстраданные и продуманные слова, то это чего-то да стоит. В обществе разрушены моральные установки, а государство с незапамятных времен предоставило своим гражданам возможность выживать любыми способами, и продолжает это делать до сих пор.
Можно, конечно, вспомнить и другое – те немногочисленные приятные моменты, которые были в этом последнем сезоне. Например, вечную комическую пару – Андрюшу Агапова (Александр Бобров) и Лешу Черенкова (Борис Покровский). Они здесь дорастают почти до трагических высот, готовые поддерживать друг друга и солидарно бороться против насилия и унижения. А тихоня Агапов даже сдает кровь для раненого опера Димы Воронова. Но… опять это «но».
Что породило насилие и унижение? Прав ли был Карпов, избив Агапова? Начальник ОВД обнаруживает в предбаннике и коридорах кучу граждан, этих так называемых «терпил», которые покорно ждут, когда же ими кто-нибудь займется. Но ими никто не занимается, потому что начальник следственного отдела ушел в отрыв и скрывается после своей пламенной обличительной речи, выложенной спьяну в интернет. А подчиненные этого начальника следствия бухают в подвале ОВД. Это нормально? Едва ли. Когда этим двоим были сказаны вполне резонные слова – кстати, даже странно, что они сразу не получили по заслугам, – они реагируют на них совершенно по-хамски. Да тут не только свихнувшийся Карпов, любой человек дал бы в морду улыбающемуся Агапову. Потому что с таким разложившимся отделом невозможно работать. И нечего смешивать мух с котлетами: девиантные методы общения Карпова с людьми – это одна крайность, а выходящее за все разумные рамки поведение работников ОВД «Пятницкий» – совсем другая. Кстати, «подвиг» Агапова со сдачей крови – это тоже вполне объяснимый поступок: не поссорься Агапов с крутым опером Димой Вороновым (Владислав Шкляев), он бы едва ли додумался сдавать свою кровь для любого другого человека – для него помощь врагу не более чем акт самосохранения. Какой там подвиг…
Еще нас вначале немножечко подразнили историей с Мариной (Мария Рассказова), попавшей в присяжные. Там, между прочим, совсем немного помелькал интересный образ честного следователя Васина (Анатолий Гущин), но тут же куда-то исчез. Жаль!
***
Вспомнив все это и отдав должное разве что самоотверженности нелепого «мента-цемента», этого шизофренического бэтмена-неудачника, взявшегося в одиночку вершить правосудие за неимением поддержки в лице реальных ментов, мы подходим к неутешительной мысли о том, что исповедующийся всему миру Глухарев прав. Но, собственно, все это и так понимали, причем давно. И что же дальше? Ничего. Все вышли сухими из воды и вполне довольны, даже тепло улыбаются друг другу во дворике ОВД. Коля Тарасов (Владимир Фекленко) как был мерилом чести и храбрости, так и остался. В сущности, это единственный герой сериала, у которого есть будущее и есть перспектива блистательного человеческого роста. Таких героев в жизни немного. Но даже он не желает дальше работать в развалившемся ОВД. И кто там остается? Всеобщая мама Зимина? Анекдотические Агапов с Черенковым?
Но авторы сериала, прекрасно понимающие, что прежний сериал исчерпал себя, тоже не могут не думать о будущем. В конце концов, они – драматурги, и сериал – это их хлеб, их бизнес. Именно поэтому появился новый сериал – «Пятницкий». Нам уже неделю систематически и даже с напором крутят по телевизору рекламный трейлер, из которого следует, что в нем мы увидим Зимину и… Карпова. Куда тут денешься! Выводить одну из ключевых фигур из фильма – значит лишиться больше половины зрителей. Это не входит в их планы.

фильмы

обсуждение >>

№ 76
Alex Rains (Миллерово)   25.10.2014 - 14:46
А кровь Агапов сдавал-то Диме, но не Воронову, а Климову. читать далее>>
№ 75
UFKBYF (Санкт Петербург)   3.07.2014 - 14:59
Молодцы ребята читать далее>>
№ 74
ufkbyf   28.03.2014 - 15:31
Огромное большое спасибо за потресающие роли жизнено снято земной поклон. читать далее>>
№ 73
ZYZA   23.01.2013 - 19:58
Никогда раньше на эту страничку не заходила,даже не знала,что есть такая.Господи,какой ПСИХОАНАЛИЗ,а в яблочко лишь в редких случаях.И у меня возник только один вопрос,а М. Сорвина вообще внимательно смотрела... читать далее>>
№ 72
проходящая мимо   18.03.2012 - 18:01
... Зачем себя так мучить, госпожа, Сорвина? Непонятно: не нравятся актёры, не нрпвится сериал, тем не менее рецензии выходят как тот же сериал. Может быть, слишком много обсуждений. Нелегко сказать... читать далее>>

Афиша кино >>

драма
Россия, 2020
комедия, трагикомедия, фильм о животных, экранизация
Франция, 2019
биография, драма, триллер
Великобритания, США, 2019
мистика, фильм ужасов, фэнтези
Россия, 2019
сатирическая трагикомедия
Великобритания, 2019
Россия, 2019
триллер, фильм ужасов
США, 2019
детский фильм, приключения, семейное кино
Германия, 2019
драма, комедия, мистика, триллер, фильм ужасов
Ирландия, Канада, Новая Зеландия, США, 2019
биография
Россия, 2019
драма, комедия, трагикомедия
Грузия, Россия, 2018
триллер
Франция, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен