"Метод Фрейда", ожидаемый ещё прошлой осенью, был заявлен в программе Первого канала только 8 января, на излёте новогодних каникул.
"Интересненько!" - заворочались мы на своих продавленных за неделю безделья диванах -
"Наконец-то нам покажут что-то новое и, возможно, забавное! Иван Охлобыстин - Менталист, Шерлок и Фрейд в одном флаконе, - вау!"
Ожидания наши были абсолютно тщетны. Вместо, так сказать, бодрящего кофе и пряного диджестива после обильного праздничного теле-застолья, Первый канал помпезно выставил нам бадейку прокисшего оливье, фрагменты которого уже имели успех на барских пирах иноземных телеразвлечений, где и были подобраны непритязательными творцами сериала, - каждую крошку в ладошку. Беда! Огорчение! И крошки те подзасохли, и соус, связавший их, несколько подгулял.
Для счастливцев, пропустивших-таки премьеру, напомнем синопсис: психолог
Роман Фрейдин (на досуге профессиональный игрок в покер мирового класса), людовед и душелюб, "всю страну прошёл, в лаптях обутый", обладающий вдобавок к профессиональным способностям весомым нестандартным жизненным опытом, персонаж невиданной харизмы и обаяния, внезапно поступает на службу в должности консультанта следственного отдела прокуратуры города Москвы, в связи с чем и раскрываемость сложнейших преступлений, и число поклонников его невероятного таланта стремительно увеличивается.
Зафрахтовав для исполнения заглавной роли самую харизматичную и креативную личность отечественного телеэфира, создатели сериала впали в счастливый летаргический сон, решив, что успех у них уже в кармане. Детектив? Нет проблем! Скопируем идею
"Менталиста", музыкальную тему
"Шерлока", намекнём на
"Элементарно", приплетём для пикантности Фрейда и связанные с ним туманные глумливые ассоциации коллективного бессознательного, поставим перед камерой звезду, и дело в шляпе!
Ничего подобного, господа хорошие! Ежели с вами согласился работать актёр масштаба Охлобыстина, необходимо мотивировать его и сделать со-творцом, позволить ему обмять ваш нелепый сценарий под себя, мало того - подогнать под него и весь остальной кастинг, обеспечив мало-мальскую "химию" хоть с кем-нибудь. Всё и все должны работать только на него, ведь это был ваш единственный козырь, так бестолково и нелепо упущенный. Звезда должна блистать, это её суть. А что видим мы? Погружённый в толпу необязательных, необаятельных второстепенных персонажей, Роман Фрейдин слился с ними, став нелепым серым пятном на сером же фоне общей посредственности.
Кто все эти люди-близнецы, в огромном количестве окружающие главного героя? Между ними нет никаких стилевых и, простите, половых различий. У них нет причин находиться в кадре, нет ни задачи, ни мало-мальской истории, ни эмоций, отчего на всех без исключения лицах мы видим выражение унылой безнадёжности, усугубляющейся с появлением рядом персонажа Охлобыстина, которому, по сценарию, все должны изумляться. Охлобыстин старается, как может, и действительно, его Фрейд мог бы стать свежим, симпатичным героем, только, увы, с другими сценаристами, в иной компании.
Зачем это было снято? Каждое художественное (да и простое) высказывание предполагает некую цель. Если человек высказывается бесцельно и бессмысленно, - он бредит. Суть высказывания любого художника и артиста - определённая идея, для адекватного, единственно возможного и верного выражения которой подбираются точные конкретные средства, будь то рифма, музыка, краски, движения тела либо теней на экране. Кино - искусство комплексное, здесь высказывание складывается в результате работы множества людей - сценаристов, актёров, художников, операторов, осветителей и прочих, перечень длинный. Для того, чтобы получился смотрибельный продукт, во-первых, должна наличествовать сама внятная идея, по возможности увлекательная. Во-вторых, вышеперечисленные члены команды должны всерьёз над её реализацией потрудиться. "Метод Фрейда" терпит поражение по обоим пунктам: его идея туманна и, увы, безразлична творцам сериала.
На экране - воплощённое равнодушие и безликость, зрелище, трудновыносимое более семи минут просмотра. Слившиеся в единую серую тень, неряшливо одетые, плохо освещённые персонажи в банальных выгородках произносят ненужные, затёртые слова, даже не пытаясь вступить в диалог, а снимает их опьяневшая камера, которую внезапно освободили от штатива, и теперь она вальяжно и бессмысленно двигается вправо и влево, периодически вываливая героев за границы кадра, фокусируясь на чём-то абстрактном, возможно, на
гневном духе Зигмунда Фрейда, посылающем одной ей слышные и невидимые нам проклятья?
Бедный Фрейд, зачем потревожили его-то дух? Назвали бы сериал "Правило Буравчика", например, было бы хоть забавно. Ясно, что кальку с
"Менталиста" нашим снять не под силу, но можно над своим бессилием, хотя бы, посмеяться, обыграть его в свою же пользу. Если же ставить подобные опыты всерьёз, то и усилия нужно прилагать нешуточные, согласитесь.
Есть простой и неприятный ответ на набивший оскомину вопрос "отчего у нас снимают плохое кино"? Видимо, оттого, что кинопроизводством зачастую занимаются бездарные и одновременно ленивые люди. Будь они бесталанными, но работящими и любящими своё дело, результат был бы качественно иным – и то же самое при таланте и некоторой лени. Очень, очень жаль, что подобная нелепая халтура сейчас оплачивается и принимается на центральных телеканалах, замусоривая и без того захламлённый эфир.
Смотрите сериал «Метод Фрейда» онлайн на kino-teatr.ru
обсуждение >>