Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Обзор сериалов >>

Нагиев рулит и разруливает

«Физрук»

Пока продюсеры американских каналов агонизируют в поисках свежих идей, русское телевидение потихоньку ломает границы, разделяющие зрителей сериала "Карпов" и пользователей сетевых видеотек. Первые трещины на этой бетонной стене пошли вовсе не в год выпуска "Ликвидации", а в тот момент, когда Константин Эрнст запустил Германику в прайм-тайм Первого Канала. Чуть позже подтянулось ТНТ с хитом "Реальные пацаны", и наконец-то у заносчивых обитателей Садового кольца появилось запретное удовольствие отечественного производства. Объединившие у экранов разношерстную российскую публику сериалы "Краткий курс счастливой жизни", "Кухня" и "Оттепель" доказали, что мелькать погонами и искать дорогу к сердцу широкой аудитории через окопы и прокуратуру неэффективно. Так же, как привлекать внимание обрусевшими Хаузом и Сколфилдом.

«Физрук»

Военно-ментовская тематика, во-первых, не всем близка и понятна, а во-вторых, просто-напросто надоела. А в грубом переложении заморских сказок на русский язык зачастую отсутствует проработка тех качеств, которые соединяют героя со зрителем невидимой пуповиной (исключение составляют разве что "Интерны"). Какая бы универсальная перед нами не разворачивалась история, она не заиграет всеми цветами радуги без огранки определенного социально-культурного контекста. Такой пустяк, как культурный код, может существенно повлиять на характер сюжетных поворотов. И вот уже понятные всем темы меняют градус в зависимости от смены географических координат.

«Физрук»


У каждого народа помимо традиций есть целый набор болевых точек. Для Америки, более ста лет назад решившей проблему с рабством, расовый вопрос, тем не менее, до сих пор остается крайне болезненным. Стоит ли напоминать, что для сознания русского человека крутые повороты 20 века, потребовавшие резкой смены идеологических ориентиров, не прошли бесследно. Рухнула Империя, рухнул "Совок", а межклассовый диалог на берегах широкой пропасти и "хождение в народ" никуда не делись и до сих пор остаются наиболее волнующими нас темами. Об этом можно судить по успеху тех же "Реальных пацанов", фильма "Горько!", а теперь уже и по вышедшему 7 апреля на канале ТНТ сериалу "Физрук".

«Физрук»

Олег Евгеньевич Фомин по кличке Фома (Дмитрий Нагиев) полжизни проработал шестеркой на человека с мутным прошлым по прозвищу Мамай (Александр Гордон). Спустя два десятилетия Фома хоть и сменил малиновый пиджак на черный кожан, но борзые замашки и дерзкий нрав рэкетира умудрился сохранить в первозданной чистоте. Когда устаревшие приемы Фомы начинают отбрасывать тень на отмытую до блеска репутацию Мамая, его увольняют. Чтобы вернуть расположение хозяина, Фома решает втереться в доверие к сыну Мамая Саше и устраивается на должность физрука в его школе. Саша оказывается не пацаном, а очень принципиальной и обидчивой девочкой (Полина Гренц) с избыточным весом (о чем Фома некорректно сообщает ей при первой же встрече на глазах у всего класса).

«Физрук»

Оказавшись в среде малолеток и баб, Фома по привычке решает вопросы и разруливает косяки: крышует затравленного учениками химика (Евгений Кулаков), объясняет русичке (Анастасия Панина), как выцепить "гниду, которая воду мутит" и заводит в 11"а" ручного стукача (Андрей Крыжний). Коллектив в восторге от нового физрука, но не единогласно. Завуч (Елена Муравьёва) чует обман, директор (Роман Индык) прячется за своим айпадом, а белокурая русичка Татьяна Александровна не отвечает взаимностью на бесхитростные подкаты Фомы. С детьми похуже: с порога раздав половине класса оскорбительные клички, Фома обнулил собственный авторитет и чуть было не лишился работы. Пытаясь наладить отношения с Сашей и завоевать сердце Татьяны Александровны, Фома разбирается в запутанной женской логике на консультациях у стриптизерши Полины (Оксана Сидоренко) и кореша Лехи "Психа" (Владимир Сычёв).

«Физрук»

Прорыдав от смеха на первых пяти сериях педагогической поэмы о злоключениях Олега Евгеньевича, на шестой начинаешь замечать, что "Физрук" дает не то чтобы очень богатую, но все-таки пищу для размышлений. Например, о трудностях адаптации и пагубной повальной инфантилизации общества. Фома - ходячий анахронизм, который не заметил, что настали спокойные времена "вежливых людей". Все его великие подвиги остались где-то там, в период с 91 по 97 годы, и он по ним явно тоскует. В его персональной вселенной остроносые туфли, тонированный "гелик" и золотые часы размером с кулак все еще являются неоспоримыми атрибутами респектабельности. Будучи изгнанным из привычной среды обитания, Фома оказывается в странном обществе гоняющих на самокатах метросексуалов и обморочных интеллигентов. Затравка обещает, что сейчас Фома напомнит, зачем мужику кадык. Но сценаристы "Физрука" не пощадили никого, а в особенности - главного героя. Одарив коллективный образ либералов геевщинкой, высмеяв "жизненно важные" подростковые мутки и осветив темные закоулки лабиринта женских желаний, главные унижения сценаристы приберегли для Фомы. Он ведет себя как контуженый ветеран, которому война мерещится за каждым углом.

«Физрук»

Оказавшись в стенах школы, Олег Евгеньевич не растерялся и увеличил масштаб местных проблем, предоставив себе возможность быть ежедневно занятым их решением. Но, пытаясь прослыть паханом, он чаще все-таки выглядит лохом в глазах вооруженного айфонами поколения. Улыбчивый бойфренд русички Слава (Владимир Жеребцов), называющий Фому на манер Гэтсби "старичок", символизирует новый мир, в котором бизнес перебрался в Интернет, и его так просто уже не отжать. Фома собирался устроить "гномам" школу жизни и любезно передать им свои знания, но сам предсказуемо попал в очередь на перепрофилирование. Персонаж Нагиева, конечно, ничего общего не имеет с бандитскими рылами, которые и по сей день можно встретить в самых неожиданных местах. Это не сумевший смириться с концом эпохи одинокий мужчина предпенсионного возраста с четким моральным кодексом и рыцарским отношением к слабому полу. Поэтому претензии ханжей, увидевших в "Физруке" романтизацию бандитизма и тупости, абсолютно безосновательны. Сериал, целиком состоящий из злобных шуток на нелитературном языке, напоминает старые добрые комедии про похищение преступниками ребенка и наследует у романа воспитания.

«Физрук»

"Физрук" создан по той же схеме, что и популярные некогда анекдоты про новых русских. В них юмористическая составляющая заключалась (вопреки закону жанра) не в неожиданной концовке, а в сочетании тривиальных обстоятельств с экзотическим лексиконом и набором понятий. Собственно, это и есть тот самый код, который более-менее понятен абсолютно всем слоям русского населения. 90-е - это наше слабое место. Ненависть к этому времени никогда не будет такой же сильной, как ностальгия по нему. В конце концов, для многих в 90-е наступило время новых возможностей (посмотрите на олигархов и нашу правящую вехушку). В связи с чем совершенно неудивительно, что добрая половина россиян до сих пор застряла в Перестройке и игнорирует реалии дивного нового мира. Сериал "Физрук" можно сравнить с плейлистом, который рано или поздно непонятно откуда всплывает на каждой широкомасштабной гулянке. Тот самый, в котором "Оранжевый галстук" звучит после песни "Бухгалтер" и перед "А я сяду в кабриолет". И которому в диком танце подпевают абсолютно все: от 60-летней продавщицы до 20-летнего аккаунт-менеджера.

обсуждение >>

№ 3
Серый кот (Штетен)   27.12.2014 - 21:38
"А я сяду в кабриолет" - как эталон пошлости. Нагиев, как олицетворение этого эталона, под ручку с сепелявой тетенькой, исполняющей этот "Кардебалет")) Как-то так, как нsнче модно выражаться. читать далее>>
№ 2
Novecento (Майкоп)   12.05.2014 - 22:38
Очень четкий анализ на 100%! Спасибо за интересную статью. читать далее>>
№ 1
алина калппарг   7.05.2014 - 20:29
ш9длюлю..юб читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

драма
США, 2018
драма, комедия
Беларусь, Германия, Россия, США, 2018
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
Австралия, США, 2018
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2018
боевик, комедия
Италия, 2017
детский фильм, сказка
Китай, США, 2018
биография, музыкальный фильм
Франция, 2017
комедия, семейное кино, фэнтези
Германия, 2016
арт-хаус
Германия, 2018
все фильмы в прокате >>