Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Обзор сериалов >>

Игра в классиков

«Бесы»

Канал «Россия» показал, как говорят, очень злободневную экранизацию «Бесов» (злободневность заключается исключительно в дате показа — совпавшей с днем выборов президента Украины). Ранее Владимир Хотиненко уже превратил жизнь Достоевского в одноименном сериале в благолепную историю поиска семейного счастья в ужасном мире. Теперь он плеснул волшебства в самое беспросветное произведение русской классики. Пуховые перинки, иконки, крахмальные скатерки — все это облагородило мрачнейший мир провинции, рождающей монстров, совратителей и мазохистов. И церковки, конечно, — луковки, маковки, осмерики на четвериках. Тоже беленькие, отражаются в водичке. Злодеи-заговорщики на этом сахарном фоне смотрятся выразительнее, спору нет.

«Бесы»

Очевидно, что Хотиненко повезло меньше прочих: Юрия Мороза с «Карамазовыми», Владимира Бортко с «Идиотом» (готовой, можно сказать, пьесой) и Дмитрия Светозарова с «Преступлением и наказанием». «Бесы» все-таки - самый неподъемный из достоевских романов. Дело тут даже не в объеме и не в теме — кровавой истории революционного кружка. В драматургию этот эпос переводится с оглушительным скрипом. Тут не поймешь, кто какой, кто есть кто. Ни у кого нет четкого образа — все свойства ускользают.

«Бесы»

Верховенский (Антон Шагин) — то шут, то злодей, то математик. Ставрогин (Максим Матвеев) — гниловатый соблазнитель, сладострастный и порочный, но в то же время роковой герой, который летит на всех парах в тартарары. Лебядкин (Борис Каморзин) — шут гороховый, но уж слишком монументальный. Да и попросту — сколько кому лет? Кто кого любит? Все бесконечно скользит и плавает. Сюжет — тоже не выпрямить. Чистейший лабиринт, вычленять и выравнивать дорожки его — сизифов труд. Не зря же все, кто за роман брался, делили «Бесов» на части — со времен Станиславского, у которого был спектакль «Николай Ставрогин». У Додина — три разных спектакля, в экранизациях Вайды и советского режиссера Таланкинавыдержки из романа.

«Бесы»

Катастрофа «Бесов» Хотиненко как раз в том, как режиссер это расплывчатое и злое повествование выпрямляет, верстает под формат душеспасительно-душещипательного нарратива. Для пущей стройности добавил в сюжет следователя Горемыкина (Сергей Маковецкий), который выясняет, что же такое происходило в благолепном городишке, что теперь трупы всплывают в прудочках. Но то, что должно было стать ниткой, на которую нанизываются эпизоды — режет их вдоль и поперек. Прием используется самым странным образом — обычно, если следователь выстраивает сюжет, он бродит по героям, и каждый ему выдает свой кусок действия. Зрителю на радость, и с разных точек зрения. Тут же они живут параллельно: Горемыкин беседует и читает нараспев «Катехизис революционера», сюжет Достоевского врезается, словно рекламный блок, в это реалити-шоу. Или наоборот, но обязательно в самом неподходящем месте. Сцена в доме Ставрогиных, когда объявляются Петруша с Николаем, а помолвка Верховенского-старшего (Игорь Костолевский) расстраивается, распадается в труху, хотя надо еще потрудиться, чтобы развалить коронный достоевский жанр «истерика на вечеринке». Еще один традиционный хит — самоубийство Кириллова — тоже разваливается на части, гибнет от суеты и беготни наперегонки с героем. Что говорить о менее ударных эпизодах, которые из сюжета не выкинуты в угоду полноте, но вообще никак не решены — вроде растянутой, снятой как провинциальное ток-шоу дуэли Ставрогина. Которая, как известно, ничем не кончается.

«Бесы»

Наконец, каждый осколок этой распадающейся на глазах мозаики обрамлен для красоты ревущими двумя нотами, сочиненными Алексеем Айги — что окончательно «Бесов» делает похожими на сериал «Робоцып», где весь сок телевещания показан через призму шизоидального сознания курицы-киборга. Традиционно принято заявлять, что такие вещи, как хотиненковские «Бесы» снимаются для того, чтобы доказать актуальность русской классики и заставить зрителя ее лишний раз перечитать. Здесь определенно сделан шаг вперед — доказано, что русская классика не хуже эфира любого телеканала годится для «Робоцыпы». Или не годится вовсе.

персоны
Алексей АйгиЮлия АкимоваДенис Аларкон-РамиресЕлизавета АрзамасоваСтанислав БеляевКирилл БурдихинОлег ВасильковПолина ВласоваПавел ВорожцовАлександр ГалибинСергей ГромовВладимир ГудилинВладимир ДемидовСофья ДонианцВячеслав ЖестовскийВладимир ЗайцевАлексей ЗеленскийАнастасия ИмамоваБорис КаморзинАлексей КирсановАлександр КовалёвАндрей КондаковЛюбовь КондрашоваДаниил КоноваловВероника КорниенкоАлександр Коротков (II)Игорь КостолевскийАлександр КузнецовНаталия КурдюбоваФёдор ЛавровАлексей ЛевшинМаксим ЛинниковМария ЛуговаяСергей МаковецкийАлександр МарголинНадежда МаркинаМаксим МатвеевСергей МелькумовАлександр МякушкоНаталья Назарова (II)Иванна ПетроваВиктор ПипаЮрий ПогребничкоАлександра РещиковаАлександр РоднянскийБорис РомановАлексей Сидоров (II)Елена Старостина (II)Светлана СтоляроваЕвгений ТкачукАнтон ТороповАлексей УсольцевЮлия ХамитоваСергей ХолмогоровВладимир ХотиненкоВячеслав ЧепурченкоАнтон ШагинМария ШалаеваНаташа Швец (II)Ирина Язвинская
фильмы

обсуждение >>

№ 20
Сандерс   4.03.2015 - 23:32
... Набоков ненавидел Достоевского, считая его посредственностью - видимо, фильм этот снимался с точки зрения "гения" Набокова. Однако, с Марьей Тимофеевной Вы, батенька, хватили лишнего - это... читать далее>>
№ 19
вкср_2014 (Москва)   14.08.2014 - 19:27
Похоже, что кинематографическую одаренность, которая ему была отпущена Хотиненко использовал давно и полностью. С каждым фильмом как режиссер он становится все хуже. Сейчас это просто кинофункционер.... читать далее>>
№ 18
gunman X   4.08.2014 - 23:40
Не удивляюсь, что публике нравится, потому что абсолютная попса. И слов таких не могу найти, чтоб выразить, насколько фильм плох. После хотиненковской биографии Достоевского я ожидала беды, но "шедевр"... читать далее>>
№ 17
Марушка (Адыгея)   2.07.2014 - 18:59
Согласна со всеми отрицательными отзывами, все уже написали, добавить нечего. Еще и актеры нелюбимые Матвеев и Галибин дополнили картину. читать далее>>
№ 16
Сусуватари   25.06.2014 - 02:55
Особенно разочаровала Маша Шалаева. Я многого от нее ожидала. Но на протяжении всего своего пребывания на экране пучить глаза, кривить голову на бок и широко разевать белозубый рот в знак безумия - это... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

научная фантастика, триллер
Латвия, 2016
приключения, сказка, фэнтези
США, 2019
детский фильм, семейное кино
Норвегия, 2018
фильм ужасов
США, 2019
комедия
США, 2019
биография, драма, криминальный фильм
США, 2019
боевик, комедия, криминальный фильм, экранизация
Франция, 2018
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Италия, США, 2019
боевик, криминальный фильм, триллер
США, 2019
драма
Бельгия, Франция, 2019
драма
Дания, Швеция, 2019
комедия
Франция, 2018
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен