Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Обзор сериалов >>

Русская жизнь

«Куприн»

На Первом канале закончился проект «Куприн» - три мини-сериала по произведениям главного мастера рассказа в русской литературе. Хрестоматийные «Яма», «Впотьмах» и «Поединок» поданы в жанре «а еще такой случай у нас был», как страница биографии успешного литератора.
«Куприн»

Говорить о «Куприне» как о цельном произведении трудно — разница между частями слишком велика. Фигура автора не определяет взгляд и сюжет каждого из фильмов в отдельности — скорее, это единственная шапка, под которой можно их объединить. При этом роль самого писателя минимальна, он в исполнении Михаила Пореченкова только периодически мелькает, иначе не скажешь. То тяпнет водочки в публичном доме и покачает головой в знак озабоченности судьбой проституток. То приголубит героиню-циркачку. То побеседует душеспасительно с юным пылким офицером накануне дуэли. Фамилия автора — чистейший неймдроппинг и ничего более: броское словечко, служащее для привлечения внимания.

«Куприн»

Три мини-сериала сняты тремя разными режиссерами в разных манерах: Влад Фурман в «Яме» дает доморощенного Бергмана, виньетки-цветочки-канареечки-клеточки, камера Кирилла Мошковича то и дело снимает птичек-героинь как будто собирается на них из райских кущ выпрыгнуть. Птички — точнее не определишь: Светлана Ходченкова, Полина Агуреева, Дарья Екамасова, Екатерина Шпица томятся на экране, принимают позы, подтягивают чулки, затягиваются пахитосками, как будто дразнят картинки Шиле. Юноша пылкий в исполнении Антона Шагина этот птичник пытается разворошить — но куда ему, с прямой спинкой и златыми кудрями в эту красоту соваться.

«Куприн»

Андрей Эшпай в «Впотьмах» наоборот — осторожен и рачителен, ставку делает на актеров и старается им не мешать устраивать сольные выходы. Такое решение не лишено логики: построить фильм, часть действия которого происходит на арене, как череду цирковых номеров. Леонид Бичевин швыряется деньгами, Елизавета Боярская дружит с тиграми, Максим Суханов бродит из угла в угол и ест свечки, Евгений Цыганов рычит и пьет водовку. Только у нас и только для вас.

«Куприн»

Наконец, Андрей Малюков живописует грубую казарменную житуху: серые шинели, зеленые мундиры, красный кирпич плацов и брандмауэров. Скука, жестокость, глупость и пошлятина. По сути, «Поединок» - еще и бенефис, в аккуратно воссозданной атмосфере казенщины в течение двух серий гибнет луч света в исполнении Никиты Ефремова (тут стоит, конечно, сказать, что наконец публика узнала о его актерских способностях в полный рост).

«Куприн»

Беда только в том, что ни один из этих ключей к Куприну не подходит. Его рассказы не решить ни эффектной картинкой, ни актерской игрой, ни воссозданием атмосферы. Купринские истории — пусть даже отборные, как в данном случае — первостатейная, может, лучшая в русской истории журналистика, в жанре очерка и репортерских историй ему не было и нет равных. Он умел гениально описывать — характеры (мелкие), местности (унылые), быт (грязный и оскорбительный). Но действия в этих произведениях — на полторы странички. Событийный ряд — как еще одно описание, подтверждение унылости, мелочи и грязи. История проданной в публичный дом девушки дана только чтобы ярче описать жестокость и противоестественность продажной любви. Легенда о дуэли офицеров — краска в живописи казарменного отупления даже умных и талантливых офицеров. Повесть о превращении романтического инженера в жалкого человечишку — стержень, на который нанизывается мрак провинциальной жизни (бравурный гимн человечеству «Впотьмах» не назовут).

«Куприн»

Отсюда и единственная настоящая беда всех трех «Куприных» - полное, тотальное отсутствие драматургии. Все три режиссерских почерка — только доказательство одного факта: Куприн даже не телевидению или киноиндустрии, а визуальной культуре в целом не по зубам. Каждая лента — со всеми плюсами — хроника одного фиаско в попытке справиться с текстом. Наверное, что-то такое должно было явиться на экраны: за десяток лет крепких многосерийных экранизаций сложился миф о том, что русская литература-де идеальная основа для фильма. «Куприн» доказал, наконец, очевидное: не вся русская классика одинаково легко переносится на экран.

Ссылки по теме
персоны
фильмы

обсуждение >>

№ 9
Максим Михальцов (Минск)   6.11.2014 - 15:03
Совершенно безграмотная рецензия, а с таким апломбом (как будто сам - "Бергман недоморощенный"). И главное, уверенность, что его мнение есть истина последней инстанции. Лично я давно не испытывал... читать далее>>
№ 8
Александр Гребенкин (Днепропетровск)   20.09.2014 - 19:38
Фильм отличный, каждая часть хороша по своему, а вот критическая статья о нем крайне слабая и несправедливая к создателям картины. Сериал - безусловное достижение в плане экранизаций классики последних... читать далее>>
№ 7
Лёлё   25.06.2014 - 12:57
Попробовать можно.... Уж получше хвалёной Оттепели. читать далее>>
№ 6
Sasha S (Санкт-Петербург)   24.06.2014 - 14:35
Не совсем согласна, были ведь и удачные экранизации, например "Поединок" 1957г. или "Гранатовый браслет" 1964г. И в этом сериале не все совсем так плохо, хотя в целом, наверное проект... читать далее>>
№ 5
Владимир Тимирязев (Москва)   23.06.2014 - 13:52
Критика фильма построена как-бы на знании творчества Куприна. Но кто его мог бы познать, не зная его лично, и не сопоставляя его духовной жизни и творчества!? Согласитесь- писатель, творец, это непостижимая... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

боевик, приключения, фэнтези
США, 2019
драма
Франция, Бельгия, 2019
комедия, приключения, семейное кино
Россия, 2019
драма, трагикомедия
Германия, Израиль, Франция, 2019
биография
Россия, 2019
комедия, фильм ужасов
США, 2018
драма, исторический фильм
Россия, 2019
драма, триллер, фильм ужасов
Канада, 2017
биография, драма, мистика, экранизация
Ирландия, США, 2018
драма
Италия, 2019
военный фильм
Великобритания, Германия, США, 2019
боевик, комедия
Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен