Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Обзор сериалов >>

Ускользающая красота

«Уходящая натура»

«Советский крестьянин живет не так. В каждой избе - телевизор. В некоторых - цветные. Холодильники есть. А по стиральным машинам приняли специальное постановление», - на Худсовете обстоятельно критикуют свеже отснятые кинопробы, приняв их за результаты первых съемочных дней. Режиссер беспартийно мрачнеет с каждым словом человека из ЦК, предчувствуя, что ничего хорошего ему не светит. Впереди - партийный билет, всесоюзный скандал и то ли наказание за главный творческий грех, то ли небесный Худсовет, что, в сущности, одно и то же.

«Уходящая натура»

Вначале было чуть лучше: режиссер Звонарев (фантастический Сергей Колтаков) на год выпал из профессии - хочется снимать «Село Степанчиково» по Достоевскому, а не дают, зато подсовывают кондовый сценарий, основанный на книге большого советского писателя Раззамазова (Алексей Петренко). Звонарев отказывается, но не так уверенно, чтобы глава киностудии Тимофеев (Владимир Меньшов), человек с прошлым в органах, его не переубедил. Со скромнягой Раззамазовым («Эта фраза войдет в учебники литературы!») договориться о доработке выдающегося произведения тоже не удается - приходится снимать, что есть, с надеждой на окрыляющую зрителей марку госзаказа. Жена-актриса (Мария Шукшина) сразу кладет глаз на роль в колхозной эпопее про слишком рьяного коммуниста, всеми правдами и неправдами на проект рвется любовница Звонарева - циничная девочка-артистка-комсомолка-студентка Аллочка (Анна Чиповская), седоватого коммуниста-идеалиста сыграет звезда советского экрана рубаха-парень Шмаков (Владимир Вдовиченков), а заодно приходится взять на борт старого товарища - режиссера Кузьменко (Игорь Скляр), который почти полтора десятилетия назад снял фильм, награжденный в Венеции, а теперь слоняется по студии, пьет водку по буфетам и расстраивается, что его сценарии застревают где-то в лабиринтах цензурного аппарата. Звонарев тоже начинал с высокохудожественной картины – то ли «Чехов», то ли по Чехову.

«Уходящая натура»

На натуре же начинается мистика на грани фантастики: во время экспедиции первые лица фильма - режиссер, директор картины (Вячеслав Гришечкин), художник-постановщик (Владислав Ветров) и трогательный оператор (Николай Стоцкий), зашитый от алкоголизма, - ругаются с местными властями, застревают в заснеженном буераке, промерзают до костей, а затем получают благословение от бабки, лежавшей на печи в доме пригревшей их деревенской семьи (Олег Тактаров и Алена Бабенко). Перед смертью она успевает шепнуть художнику-постановщику, что будет тяжко, но они прорвутся. Тому кажется, что речь о фильме, но пожилая женщина, как несложно догадаться, говорила о стране, еще недавно вдыхавшей культурную свежесть «оттепели». На дворе 1978 год. На днях случится XVIII съезд ВЛКСМ. Не за горами Олимпиада.

«Уходящая натура»

Сериал «Уходящая натура» Дмитрия Иосифова, который в 70-е сыграл главную роль в «Приключениях Буратино», снимался параллельно с «Оттепелью» Валерия Тодоровского, хотя есть версия, что картину закончили раньше и положили на полку, чтобы дать дорогу имиджевому проекту, который поддерживал Константин Эрнст. В обоих сериалах снялась Анна Чиповская (у Иосифова в титрах ее с советским панибратством именуют Аней Чиповской), в обоих сыграла любовницу главного героя (назло тем, кто ругал молодую актрису после сериала Тодоровского, - иначе и с большим размахом). На этом сходства не заканчиваются (все-таки фильм о фильме, открытый финал), но уже не так бросаются в глаза. У «Натуры» не менее мощный ансамбль: от оператора Алексея Родионова, работавшего на «Иди и смотри» Элема Климова, до Сергея Колтакова и Алексея Петренко, который, как известно, у Климова в «Агонии» играл Распутина еще до того, как это стало мейнстримом. При более внушительном бюджете сериал мог бы поспорить с «Оттепелью» и стилистически, хотя происходящему на экране идет и узнаваемая визуальная бедность. Сюжетно они тоже могли вполне себе пободаться (хотя «Оттепель» веселее и цельнее).

«Уходящая натура»

Повод для конспирологии, впрочем, есть: прошлой зимой, за несколько месяцев до Олимпиады в Сочи, вся страна пела по написанному Константином Меладзе «Я думала это весна, а это оттепель», сериал Тодоровского обсуждали, примеряли к 2013-му и восхищались-ужасались совпадениям, а заодно хвалили ресурсы отечественного телевидения, которое раз в несколько лет производит кровью и потом один крепкий ретро-сериал. «Уходящая натура» год назад всем испортила бы праздник очевидностью рифм: близость Олимпиады, сложные геополитические отношения, формирование списка важных для государства тем. Сейчас эти сюжетные линии из разряда очевидных, а не пророческих, поэтому многие огульно и не глядя бросились ругать не так богато выглядящий сериал Иосифова за желание набрать очки, сев на хвост Тодоровскому.

«Уходящая натура»

События сериала действительно неприлично рифмуются с декабрем 2014-го, когда культурная политика страны более-менее сформулирована, а принцип раздачи госсредств озвучен. Возвращаются компромиссы и спорные фильмы-сериалы, уточняющие биографию исторических личностей. Перерождается лозунг «Коммунист обязан быть счастливым», подвергаемый кинематографической тусовкой в «Натуре» сомнению. Фразы «Кончаловский все съел», «Продаем нефть - покупаем хлеб» и «У нас полстраны членов» звучат в диапазоне от стопроцентной актуальности до верной интонации (в случае с Кончаловским, который в 78-м снимал «Сибириаду», только фамилию нужно заменить). Даже крамольное обращение Звонарева к писателю Раззамазову, вплоть до запятой, вписывается в сегодняшний день: «У вас, понимаете, в финале не просто все хорошо, а очень хорошо, идеально. Урожаи невиданные, надои неслыханные. Нет, я понимаю, что страна идет гигантскими темпами вперед, но однако пшеницу - и это не секрет - покупаем за границей, значит, не все так идеально».

«Уходящая натура»

На фоне очевидных перекличек сериал Иосифова все-таки рассказывает не об ушедшем и возвращающемся времени (цикличность истории - безотказно успешный фокус не первое столетие), но о любви - к искусству, к женщине, к стране – слепой или трусливо преданной. В «Натуре» есть строгий милиционер-идеалист, который борется с кумовством и беззаконием в деревне победившего коммунизма, - и шаг за шагом движется к цели по локальному улучшению «климата». Есть и талантливые режиссеры, они же - чуть менее талантливые мужья и очень сомневающиеся люди. «Уходящая натура», начавшись практически сатирой, закончилась сочувственным вздохом по человеку, предавшему себя. В финале история, впрочем, повторяется: снова звучит предсмертное предсказание долгих испытаний и долгих лет. Будущим из 78-го, конечно, видятся и переходные 90-е, да и все последующие десятилетия в эту формулу удивительно вписываются.

«Уходящая натура»

обсуждение >>

№ 15
ЛЛК (Новокузнецк)   8.05.2017 - 18:39
Пересмотрела фильм.Зачем его сравнивают с "Оттепелью"Этот мне нравится больше,разные они.Колтакова очень люблю с ранних работ,назвать его гениальным актером небольшая натяжка,остальные тоже великолепны.Может'и... читать далее>>
№ 14
Undina 33 (Москва)   14.04.2015 - 16:03
... Ну а я не киноман и не великий специалист, чтобы ставить оценки. ,,Уходящая натура,, понравилась больше. читать далее>>
№ 13
Марусенька (Севастополь)   21.03.2015 - 23:35
Да ладно?! Режиссер "Уходящей натуры" Дмитрий Иосифов - это тот самый замечательный мальчишка, сыгравший Буратино?! Сейчас из передачи Малахова узнала... )) //www.kino-teatr.ru/kino/person/425/... читать далее>>
№ 12
ЛарисаДенисова   8.03.2015 - 18:12
Абсолютно согласна. ... читать далее>>
№ 11
ЛарисаДенисова   8.03.2015 - 11:07
Выбрала для просмотра этот фильм,ничего о нем не зная.И не ошиблась.Фильм глубокий, честный, оставил в душе свет, наполнил,дал возможность прочувствовать, поразмышлять.Актёры играли так, что я была там... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

научная фантастика, триллер
Латвия, 2016
приключения, сказка, фэнтези
США, 2019
детский фильм, семейное кино
Норвегия, 2018
фильм ужасов
США, 2019
комедия
США, 2019
биография, драма, криминальный фильм
США, 2019
боевик, комедия, криминальный фильм, экранизация
Франция, 2018
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Италия, США, 2019
боевик, криминальный фильм, триллер
США, 2019
драма
Бельгия, Франция, 2019
драма
Дания, Швеция, 2019
комедия
Франция, 2018
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен