Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Обзор сериалов >>

Третий сезон хай-тек карикатур Чарли Брукера

Мизантропу Чарли Брукеру все-таки удалось сделать третий сезон «Черного зеркала», правда, новая глава популярной антологии об ужасах будущего вышла не на BBC, а на Netflix. «Переезд» в США сказался на масштабах: шесть серий вместо трех, а среди постановщиков появились не последние люди, вроде британца Джо Райта, снявшего первую серию. В остальном третий сезон не совершает никаких резких движений, это, скорее, повод поговорить о классических плюсах и минусах антологии, сохраняющей верность изначально взятой планке.

«Черное зеркало»: В интернете кто-то неправ

Общее место - говорить о прямолинейности Брукера. Определенный феномен британца не в том, где он оказался, начав с обзоров компьютерных игр в журнале PC Zone, где также писал саркастический комикс Cybertwats и хамил в ответ на письма читателей (так он видел обязанности «редактора почты» - была раньше такая позиция во всех игровых и не только журналах). Чарли Брукер относится к тем людям, которые воспроизводят один и тот же умеренно провокативный трюк - и добиваются неизменного результата. Впрочем, «точное повторение одного и того же действия, раз за разом, в надежде на изменение» Альберт Эйнштейн определял как безумие. Брукер в этом смысле очень логичный и последовательный человек, занимавшийся лобовой сатирой в самых разных медиа: от журналов и телепередач до собственного сайта и нескольких телешоу.

«Черное зеркало» - венец его творения: в меру находчивый, мрачный и очевидный, как гвоздь, сериал с хорошими артистами и видеорядом на уровне не самых дешевых научно-фантастических лент. В лучших своих проявлениях Black mirror демонстрирует, что в любое время проблема не в технологиях, а в людях (Брукер и не скрывает, что окружающих не очень любит), в худших - оказывается ядовитой сатирой по вымышленному и не очень убедительному поводу. Между этими двумя направлениями умещаются просто высокотехнологичные банальности и редкие прозрения.

«Черное зеркало»: В интернете кто-то неправ

Третий сезон в этом смысле настоящая выставка мастера. Эпизод Nosedive - про общество, где социальный статус базируется на рейтинге в некоторой социальной сети (смесь одноклассников и инстаграма), - вместе с Брукером написали Рашида Джонс и Майкл Шур (со-создатель шоу «Бруклин 9-9», сценарист «Офиса» и «Парков и зон отдыха»). Плохая привычка судить о человеке по тому, насколько он красивый и успешный, и классовое неравенство сплелась с одержимостью социальными сетями - и вылилась в абсолютно неубедительную модель общества будущего, которую авторы самозабвенно бичуют. Фальшиво хохочущая Брайс Даллас Ховард, открыточно-хипстерская одноэтажная Америка в духе «Эдварда-руки-ножницы», но с условными «Старбаксами» и натянутыми улыбками - всё это напоминает гадание по фильтрам в инстаграме: шутка понятна в первые пять минут, но почему-то длится целый час. Также серия подчеркивает спад в карьере находчивого режиссера Джо Райта, который после киноверсий «Искупления» и «Анны Карениной» снял довольно посредственного «Пэна», а теперь экранизировал молоток.

«Черное зеркало»: В интернете кто-то неправ

Напротив набирает обороты Дэн Трахтенберг, дебютировавший не так давно в полном метре триллером «Кловерфилд, 10»: его история про виртуальную реальность не выглядит затянутой шуткой, в которой каждый шаг объясняется и помечается драматургическим восклицательным знаком. Серия Playtest, пожалуй, лучшая в сезоне: она не ограничивается страхом перед возможным влиянием VR-технологий на психику пользователя. К рассказу про возрастающий риск, который берет на себя геймер, решивший поучаствовать в тестировании новой игры, - тоже. Ирония Playtest наименее очевидна на фоне других эпизодов сезона - его можно смотреть как эссе о страхах: как наблюдатель проецирует их на игровую или кинематографическую реальность. Самый простой способ напугать человека - снять замок с его подсознания.

«Черное зеркало»: В интернете кто-то неправ

Также наименее едкий, даже мелодраматичный эпизод San Junipero снял Оуэн Харрис: 80-е с игровыми автоматами и лихим саундтреком, чудесная Маккензи Дэвис из «Остановись и гори», рассуждения о загробной жизни 2.0, столь же давящие слезу, как и большинство жизнеутверждающих сюжетов о потерях и загробной жизни. Тут Чарли Брукер снова оказывается на излюбленной тропе пророчества и чистой научной фантастики. Увлекшись крайне занятной идеей, он в очередной раз забывает, что зрители не идиоты: продолжает изображать интригу, когда всё начинает проясняться, и старательно затягивает повествование без особой необходимости.

«Черное зеркало»: В интернете кто-то неправ

Другой неплохой режиссер, Джеймс Уоткинс, дебютировавший метким социальным хоррором «Райское озеро», снял эпизод про то, как опасно мастурбировать перед камерой ноутбука. Скелеты в шкафу, помноженные на интернет-троллинг, сложились в крепкий триллер с Алексом Лоутером и Джеромом Флинном (Бронн из «Игры престолов»), но даже пронзительный финал под Exit music группы Radiohead не отменяет того, что серия Shut up and dance - крепко снятая банальность.

«Черное зеркало»: В интернете кто-то неправ

В том же духе выступил Джеймс Хоуз, на чьем счету - полуторачасовой эпизод Hated in the nation: про массовую ненависть в интернете и возможные побочные эффекты спасения окружающей среды при помощи робопчел. Размеренный британский детектив, в котором достается и спесивым звездам, и «зеленым», и изобретателям из крупных корпораций, и спецслужбам, и людям, которые кого-то хэйтят в интернете (ради издевки над последними всё и затевалось). Формат практически полнометражного фильма прекрасно иллюстрирует, почему «Черное зеркало» выходит сборником анекдотов: скопом они выглядят более убедительно, чем одна самостоятельная история.

Про эпизод Men against fire достаточно сказать, что это слишком серьезный и прямолинейный парафраз «Звездного десанта»: история про пропаганду и армейскую любовь к насилию, в которую для наглядности вписали специальную технологию, а каждый шаг героя разъясняется до безобразия.

«Черное зеркало»: В интернете кто-то неправ

Про «Черное зеркало», пожалуй, правильнее говорить, как про сборник хай-тек-карикатур, но при всех очевидных недостатках подобного метода Брукеру не откажешь в понимании конъюнктуры: привлечение хороших, но не самых растиражированных актеров, среди хэштегов - война, пропаганда, смерть, социальные сети, смартфоны, VR, фокус на героинь, неусыпное око интернета, высокая концентрация ненависти во всемирной сети. Всё это легко резонирует с повесткой дня, с лентой новостей тех, кто использует условный фейсбук не только для того, чтобы постить смешные картинки или лайкать смешные картинки (странно, что Брукер напрямую не прошелся по этому аспекту). В том, чтобы бить зрителя битой по голове и вселять в него молекулы ужаса, в сущности, нет ничего дурного, но про технологии и аспекты жизни, которые Брукер затрагивает, как правило, уже есть гораздо более интересные и вдумчивые произведения. Но с битой, конечно, доходчивее и весомей.


обсуждение >>

№ 1
Не указан   5.11.2016 - 18:57
... В этом интернете кто-то неправ постоянно. Надо что-то с этим делать. читать далее>>

Афиша кино >>

драма, музыкальный фильм
Россия, 2023
комедия
Россия, 2024
драма, комедия, молодежный фильм
Россия, 2023
фильм ужасов
США, 2022
трагикомедия
Россия, 2024
драма
Россия, 2023
исторический фильм, фэнтези, экранизация
Китай, 2023
приключения, семейное кино, фэнтези
Россия, 2024
драма, мелодрама, трагикомедия
Германия, 2024
мелодрама, приключения, фэнтези, экранизация
Франция, Япония, 2024
боевик, фильм ужасов
США, Эстония, 2024
биография, драма
Испания, Канада, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram