Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Обзор сериалов >>

На Первом канале стартовал сериал «Красные браслеты» - российская адаптация одноименного испанского шоу, которую уже несколько лет назад сняла Наталия Мещанинова. Алексей Филиппов посмотрел весь сезон и нашел в нем как приятное для отечественной индустрии, так и прискорбное.

«Красные браслеты»: Детки в порядке, а российское кино еще нет

Дивные дела творятся на отечественном телевидении: Первый канал принялся извлекать с пресловутой «полки» сериалы, по неведомым причинам пролежавшие там около трех лет. «Садовое кольцо», «Sпарта», теперь - «Красные браслеты» Наталии Мещаниновой. Момент как будто бы идеальный: в начале лета отгремело её «Сердце мира», получившее главный приз Кинотавра, Мещанинова, в игровое кино ворвавшаяся «Комбинатом "Надежда"» и напомнившая о себе сценарием «Аритмии», еще раз подтвердила статус едва ли не главной надежды отечественного кино. Нерешенным оставался только вопрос, а не удалось ли ей тайком спасти и отечественное телевидение, пускай и ремейком популярного каталонского «мыла». «Красные браслеты», снятые еще в 2015-м, могли выйти на волне разговоров об отечественном сериальном ренессансе, а выйдут - когда телевидение отчетливо живет прошлым, причем буквально.

С одной стороны, чуда не произошло: сериал по лицензии на уровне ДНК обречен превратиться в худшую из отечественных забав - «сделать, как там». Дело, впрочем, не в стремлении ответить каталонскому Чемберлену, таковы индустриальные правила игры: точно так же «Красные браслеты» адаптировали как минимум для США, Германии и Италии. Однако российскую версию с порога компрометирует фирменная телевизионная нереальность происходящего, иными словами - фальшак. Больницу снимали в новомодном курортном комплексе «Молния Ямал» (в 2015-м - «Газпром Ямал»!), высокая концентрация приятных и понимающих персонажей напоминает чуму под лейблом «доброе кино», которое призраком морали без головы преследует большую часть более-менее зрителеориентированных отечественных сюжетов. Наконец диалоги (Мещанинову и её соавтора Любовь Мульменко в 2014-м хвалили за чуткость к речи) не то чтобы радикально отличаются от большинства сериалов того же Первого канала. И все же «Красные браслеты» умудрились встроиться в фильмографию Мещаниновой, будучи максимально далекими от её эстетики, но при этом обладающими некоторым достоинством. Идеально подойдет слово, за время «спячки» сериала, кажется, успевшее выйти из моды: «нестыдный».

«Красные браслеты»: Детки в порядке, а российское кино еще нет

Олег (Филипп Ершов) уже два года лежит в больнице - у него диагностировали рак, ампутировали ногу, раз в несколько месяцев делают химиотерапию, обнаруживая новые метастазы. Превратить рутину в игру ему помогает старший товарищ по ЛФК Владас (Владас Багдонас), вычитавший, что в каждой дружеской компании должны быть лидер, второй лидер, незаменимый, умный, красавчик и девушка. Олег тут же решает собрать банду: вторым лидером становится его сосед по палате Дима (Кузьма Котрелев), которому тоже отрезали часть ноги, незаменимым - лежащий в коме Рома (Азамат Алиев), красавчиком - эгоист Илья (Глеб Калюжный), девушкой - страдающая от анорексии Кристина (Стася Милославская), ну а роль умного досталась Антону (Денис Параманов), попавшему в аварию на дедушкиной машине. Вместе им предстоит не только весело провести несколько летних недель, но и разделить страх перед бренностью и конечностью жизни.

Читайте также. Денис Парамонов: «У меня была мечта играть в театре Табакова и сниматься у Михалкова».

Постфактум кажется, что незамысловатая испанская история про детей и конечность Мещанинову отчасти перепрограмировала: яростный бунт «Комбината "Надежда»», где подростки мечтали покинуть малую родину, сменился двумя терапевтическими драмами - про врачей и отношения («Аритмия») и про лес и покой («Сердце мира»). Хотя поставь рядом две сцены из «Браслетов» и «Сердца» - никто не поверит, что их сделал один и тот же человек. Слишком много внешних факторов: оригинальный сериал, солидная манера Первого канала (против тактильной и киногеничной эстетики Мещаниновой), детский взгляд, наконец. Кажется, примирить с ирреальностью творящегося в сериале могут целых две вещи: очевидно, что вся история рассказывается с точки зрения находящегося в коме Ромы, который воображает происходящее, ориентируясь на звуки, а то и на рассказы очевидцев; плюс есть основания предполагать, что место действия если не рай для несовершеннолетних душ, то лимб (в последней серии даже появляется ангел), но эту версию можно оставить поклонникам «Остаться в живых».

Таким образом, Наталия Мещанинова и её команда заполнили не столько полуночный слот Первого канала, сколько дыру в адекватном подростковом кино, где контакт со смертью и другие непростые темы показаны без обиняков, сюсюканья и старомодно-бестолковых приключенческих сюжетов. В 23-30 подростки, конечно, его не увидят, но они, думается, найдут, где посмотреть сериал, если очень уж захотят (и не видели испанскую/американскую версию). С другой стороны, взрослым тоже не помешает познакомиться с этой адекватной историей, не стесняющейся собственной чувствительности и ранимости (в общем-то, этого не хватает не только условно-детскому российскому контенту).

«Красные браслеты»: Детки в порядке, а российское кино еще нет

Другой пробел, который заполняют «Красные браслеты», - в истории российского кино: сегодня сериал выглядит как удивительный ковчег, где собрались старые и новые надежды отечественной индустрии. Как хорошие классические джазмены любили играть вместе, так в сериале Мещаниновой объединились люди более-менее замечательные. Она сама, её постоянный оператор Евгений Цветков и почти пропавшая с радаров сценаристка Мульменко. Заслуженный артист Багдонас, короли органичного эпизода Шалаева, Цыганов и Мишуков, а также юный актер Калюжный, попавший на площадку сразу после дебюта в «14+». Из «Как меня зовут», участвовавшего в конкурсе Кинотавра вместе с «Комбинатом», позаимствовали Кирилла Кагановича, из «Левиафана» - Сергея Походаева, из МХТ - Александра Молочников, из Театра.doc - Всеволода Лисовского. Есть и талисман Хлебникова - артист Евгений Сытый. Или появляется во второстепенной роли Александр Кузнецов, укравший зрительское внимание сразу в двух фильмах этого Кинотавра - «Кислоте» и «Лете». Всех не перечесть.

Читайте также. Итоги Кинотавтра-2018: Мама, я не зигую.

Настоящая dream team, объединенная мечтой середины 2010-х, что резиденты Кинотавра ворвутся на телевидение и начнут делать если не драмы кабельного уровня, то хотя бы «мыло» с человеческим лицом. Они, судя по всему, и начали, но телевидение их отторгло, а теперь закрывает неприкосновенным запасом дыры в эфире, где ранимость как антоним оголтелого героизма или бронебойной насмешки по-прежнему не в чести. Потому в премьере «Красных браслетов» видится больше тревоги, чем радости. Видать совсем что-то прогнило в датском королевстве.


Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 3
Ирина. Ф.К.   19.08.2018 - 17:30
сериал хороший, но зачем снимать, когда он уже отснят другими странами? например, Германия. читать далее>>
№ 2
Irdy (Ростов-на-Дону)   9.08.2018 - 11:23
... По крайней мере, что сериал "нестыдный" - бесспорно! читать далее>>
№ 1
АЛМ (Москва)   8.08.2018 - 15:54
"Ваше будет первым". Даже как-то боязно начинать комментарии. Статья очень субъективная и потому очень спорная. Кстати, а фильм чей? Мне показалось по титрам, что украинский (или, в крайнем случае,... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

драма
Россия, Франция, Эстония, 2018
биография
Италия, Франция, 2018
комедия, семейное кино
Россия, 2018
фильм ужасов
Австрия, Германия, 2017
мелодрама
Россия, 2018
триллер, фильм ужасов
США, 2018
мелодрама, триллер, фэнтези
Дания, Швеция, 2018
военный фильм, драма, исторический фильм
Россия, 2018
криминальный фильм, мистика, триллер
Великобритания, Китай, Пуэрто-Рико, США, 2018
комедия, приключения, семейное кино
США, 2018
комедия, молодежный фильм, научная фантастика
Россия, 2018
драма, комедия, семейное кино
Франция, 2017
все фильмы в прокате >>