Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Обзор сериалов >>

Видеосервис «Амедиатека» 22 февраля начинает показ наделавшего информационного шума еще до премьеры дока «Аллен против Фэрроу». Мини-сериал повествует о деле, начавшемся 30 лет назад, когда приемная дочь Вуди Аллена и актрисы Мии Фэрроу, Дилан Фэрроу, впервые заявила, что режиссер изнасиловал ее летним днем на чердаке загородного дома. Ей тогда было 7 лет.

«Аллен против Фэрроу»: Как избежать наказания за растление

«Какой у вас любимый фильм Вуди Аллена?» — так начинается открытое письмо Дилан Фэрроу, вышедшее в 2014 году в авторской колонке Николаса Кристофа, одного из репортеров The New York Times и по совместительству давнего друга семьи Фэрроу. Именно длительное знакомство и совместная работа с Мией и ее сыном Ронаном (братом Дилан, родным сыном Аллена и Фэрроу и журналистом, опубликовавшим первое официальное расследование по делу ныне осужденного абьюзера Харви Вайнштейна) не позволило Кристофу проигнорировать эссе, до этого отвергнутое многими изданиями. В нем Дилан подробно рассказывает, как в августе 1992 года ее приемный отец Вуди Аллен, за год до этого официально удочеривший девочку, отвел ее на чердак дома в Коннектикуте, попросил лечь животом на пол и поиграть с игрушечным паровозиком брата, а сам тем временем надругался над ней. Тогда ей поверила только мать, больше 10 лет состоявшая с Алленом в любовных отношениях и тем не менее без тени сомнения начавшая против него судебный процесс. Окончившийся оправданием режиссера — до начала движения #MeToo оставалось еще несколько десятилетий.

Авторами сериала «Аллен против Фэрроу» стали документалисты Кирби Дик и Эми Зиринг Кофман, снявшие до этого несколько фильмов о сексуальном насилии — в армии, университетах, католической церкви, шоу-бизнесе. Новая работа — по сути портрет знаменитой семьи, раздробленной и разобщенной на этой же почве. В центр повествования авторы поместили Дилан, хотя едва ли не больше экранного времени занимают интервью с ее матерью Мией Фэрроу, которая, пунктирно отмечая вехи истории своей семьи и собственной биографии до встречи с Алленом, подробно проходится по истории ее отношений с режиссером. От кинематографичного знакомства в нью-йоркском ресторане до совместной работы над множеством фильмов, от редких встреч по выходным до совместных каникул на природе, от нежелания Аллена даже знакомиться с множеством родных и приемных детей Фэрроу до его одержимостью маленькой Дилан, которую он буквально не выпускал из рук. Здесь же и жутковатая история старшей падчерицы Сун-И, на настоящий момент законной жены Вуди, воспитывающей вместе с ним двоих приемных отпрысков, а тогда — застенчивой, нелюдимой девочки-подростка трудной судьбы. Она была началом конца — однажды Миа обнаружила в квартире Аллена порнографические снимки Сун-И. Девушка на тот момент была совершеннолетней студенткой колледжа, так что Аллен не отрицал связь. Но она была дочерью его партнерши, почти жены, Фэрроу. Членом семьи, где он занимал место отца. К тому же, судя по некоторым приведенным в фильме свидетельствам, отношения их начались, когда девушка еще училась в школе.

«Аллен против Фэрроу»: Как избежать наказания за растление

Спикеры, среди которых – друзья семьи, журналисты, кинокритики, — тут же проходятся по фильмографии режиссера, припоминая все картины, где так или иначе были запечатлены отношения юных девушек и взрослых мужчин. В архивах одного из американских университетов, например, хранятся многочисленные черновики Аллена и не ставшие фильмами сценарии. На экране всплывают отрывки с описаниями героев, все они — девушки не старше 17. «Аллен против Фэрроу» построен так, что всем известные факты — в том числе многочисленные судебные разбирательства, конечно же, становившиеся достоянием общественности, — перемежаются с новыми, в данном случае максимально интимными подробностями. Главная из них — пленки, снятые Мией Фэрроу. На них маленькая Дилан рассказывает о случившемся с ней – эти записи сыграли огромную роль в судебном разбирательстве. Из-за них Аллен все-таки не получил опеку над некоторыми из детей, о которой просил, но они же не стали достаточным доказательством для признания его виновным в растлении ребенка. Из-за них Дилан поверили психологи, адвокаты, судьи, но они же заставили прокурора прекратить разбирательство в 92-м году — было принято решение не травмировать ребенка еще большим количеством допросов. Их было много. Но оказалось недостаточно. В финале взрослая Дилан встретится с человеком, не давшим хода делу — и не будет его винить.

«Аллен против Фэрроу»: Как избежать наказания за растление

К слову, о чувстве вины, о котором много говорит с экрана мать Миа Фэрроу, не сумевшая защитить детей. Оно посещает брата Ронана, поначалу призывавшего Дилан молчать, сегодня оно настигает актеров, снимавшихся у Аллена. С началом движения #MeToo все они бросились писать «Я верю тебе, Дилан». Тридцать же лет назад жертвой был Аллен, успешный режиссер, могущественный ньюйоркец, ставший жертвой ревнивой любовницы, мстящей ему за роман с юной девушкой. За кадром звучит его речь — он сам зачитывает отрывки из собственной автобиографии, вышедшей в 2020 году. Появляются видеовставки из старых интервью. Нарезки с церемоний «Оскар» и «Золотой глобус», не таких уж давних, — везде он все еще живой классик без упрека. В своих мемуарах – жертва обстоятельств. Кем станет теперь – пока вопрос. От комментариев и интервью для «Аллена против Фэрроу» он, как и Сун-И, а также еще некоторые поддерживающие режиссера члены семьи и друзья, отказались.

Тема #MeToo, естественно, становится одной из ключевых линий фильма — на примере истории Дилан особенно отчетливо видны те изменения, которые произошли с обществом, в частности, с кинематографической элитой, за последние несколько лет. Застарелые грехи требуют наказаний. Больше не страшно говорить о совершенном над собой насилии, не стыдно быть жертвой, виктимблейминг приравнен к преступлению, а институт репутации (не в России) работает против тех, кто его строил, — потому что строили они его в том числе на слезах миллионов испытавших на себе всевозможный абьюз, будь он семейный или профессиональный. На смену культу сильных мира сего пришла культура отмены (cancel culture) – все мы знаем и видим, читая новости кино и шоу-бизнеса последних четырех-пяти лет, что, чем выше взлетишь, тем больнее падать.

«Аллен против Фэрроу»: Как избежать наказания за растление

Открытым в фильме остается вечный вопрос — совместимы ли гений и злодейство? Отделять ли фигуру автора от его произведений? Запрещать ли созданное растлителем/абьюзером/насильником? Сыгранных ролей, к примеру, не отменишь, но некоторые актеры, после того, как история Дилан в 2017 году (во многом благодаря брату Ронану) вновь появилась на первых полосах, пожертвовали заработанные у Аллена гонорары на благотворительность и отказались от произнесенных ранее в его адрес слов поддержки — теперь это уже моветон. Есть в фильме и спикеры, которые открыто заявляют, что больше не смогут посмотреть ни одного фильма Вуди Аллена. Одни – из-за внутреннего, морально-этического, отвращения, другие, как, например, журналистка The Hollywood Reporter, - чтобы не делать кассу педофилу. Многим, особенно после выхода сериала, придется принять собственное решение и ответить на тот самый вопрос про гения и злодейство. А какой ваш любимый фильм Вуди Аллена?

«Аллен против Фэрроу» смотрите в «Амедиатеке» с 22 февраля.


обсуждение >>

№ 3
Другое Мнение (Торонто)   24.02.2021 - 08:35
... Как легко мы разбрасываемся превосходными степенями! Всё, что нам самим не дано понять или сотворить, нам кажется гениальным. В то же время найдётся достаточное количество людей, которые такую... читать далее>>
№ 2
Yorka   23.02.2021 - 14:59
Этически вопрос совершенно несложный. И как его разрешить - известно давно. Но есть вина и на его жене. Если ты живешь с человеком - то должна его знать. Зачем провоцировать, мягко говоря, дурные наклонности.... читать далее>>
№ 1
Даша Лучик   22.02.2021 - 12:09
Очень сложный этический вопрос: все-таки фильмы просто гениальные, как и сам режиссер, а вот человек он ужасный.. Как эту проблему решить неизвестно читать далее>>

Афиша кино >>

арт-хаус, мелодрама
Гонконг, Франция, 2000
драма, спортивный фильм
Россия, 2020
боевик, драма
США, 2020
Россия, 2020
фильм ужасов
Канада, 2020
драма, комедия, мелодрама, музыкальный фильм
Великобритания, Ирландия, 2016
драма, комедия, мелодрама
Италия, 2018, 2019, 2020
комедия
Россия, 2021
комедия, приключения
Россия, 2021
комедия, мелодрама, научная фантастика
Россия, 2021
боевик, детский фильм, комедия, музыкальный фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2021
комедия, мелодрама
Россия, 2021
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен