Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Обзор сериалов >>

На Венецианском кинофестивале состоялась премьера нового мини-сериала HBO «Сцены из супружеской жизни» - в России его можно будет посмотреть с 13 сентября в «Амедиатеке». Режиссер и сценарист Хагай Леви известен по таким проектам, как «Пациенты» и «Любовники», и его новая работа в каком-то смысле объединяет обе темы – тут и семейная драма, и сеанс психотерапии длиной в пять часовых эпизодов. «Сцены из супружеской жизни» - ремейк одноименного сериала Ингмара Бергмана 1974 года. Действие перенесено из Швеции в современную Америку, а главные роли, которые в оригинале играли Лив Ульман и Эрланд Юзефсон, достались Джессике Честейн и Оскару Айзеку.

«Сцены из супружеской жизни»: Люблю, не могу

Помимо внешнего сходства – рыжеватые волосы Ульман превратились в огненные локоны Честейн, а подернутая сединой борода Айзека точь-в-точь как у Юзефсона – герои нового сериала, с несущественными правками, «унаследовали» от прототипов даже имена. Марианна стала Мирой, Йохан – Джонатаном (в оригинале оба пишутся с буквы J). Что касается сюжета, то он только формально, пунктирно вторит источнику – супруги, прожившие вместе 10 лет и воспитывающие дочь, решают расстаться¬ — но акценты смещены, в том числе с учетом места и времени действия.

Все начинается, как и у Бергмана, с разговора пары с интервьюером – на этот раз студентка, работающая над диссертацией по моногамным отношениям, расспрашивает преподавателя Джонатана и его жену Миру, работающую на высокой должности в крупной корпорации, как они познакомились, как завязались их отношения и как им удалось продержаться так долго. Оба ерзают на диване, нервно смеются, отчаянно изображая непринужденность. Она хочет, чтобы он говорил больше, сама же поглядывает в телефон, читая явно тревожные сообщения. Он вынужден отлучиться к дочери, за которой, в силу работы из дома, присматривает большую часть времени – и Мира хочет пойти с ним, так как давать интервью одной ей неловко. Вечером их ждет ужин с друзьями, который окончится неожиданной ссорой другой пары и в каком-то смысле спровоцирует ночной разговор Миры и Джонатана. Который запустит необратимую цепочку событий на ближайшие пять лет. Им будет плохо вместе и невозможно порознь. Но, кто знает, вдруг это и есть любовь.

«Сцены из супружеской жизни»: Люблю, не могу

Интересно сравнивать, как Леви работает с материалом Бергмана, органично подгоняя его под сегодняшний день, порой всего лишь едва заметным смещением фокуса. В той самой сцене ужина с парой друзей (их играют Николь Бехари и Кори Столл), после ссоры мужчины и женщины разделяются, чтобы остыть, и, если у Бергмана камера оставалась в мужской компании, то здесь следует за Мирой и ее подругой, чтобы «подслушать» их беседу, выслушать эту сторону конфликта – вторая и так говорила слишком много на протяжении десятилетий. Но главное отличие кроется в одном из ключевых, поворотных моментов сюжета. У Бергмана из семьи уходил Йохан, у Леви же уходит Мира, так же одним днем, с одним чемоданом, вырываясь из цепких, отчаянных объятий мужа. И в этом, помимо сильнейшего эмоционального воздействия, кроется столько социального смысла – жена, мать, как она может? Если эта мысль все-таки мелькает в голове, то, значит, нам еще есть, над чем работать.

Для Леви это важный аспект, который усиливает камерный семейный конфликт, выводя его в более глобальную плоскость – Мире придется столкнуться не только с пожирающим ее чувством вины, но и с все еще занимающими сильные позиции в обществе гендерными стереотипами и преградами, делающими положение женщины шатким. Но «Сцены» не однобокая история, несмотря на все это, и герой Айзека получает не меньше экранного времени – все пять сцен-эпизодов выглядят одновременно частью общей истории и отдельными спектаклями на двоих актеров.

Это история о несовпадении чувств во времени и о том, что никакое время над ними не властно, о браке как социальном концепте, и о семье, как о родстве душ, об ошибках, которые, возможно, были правильным решением, о несовершенстве человека и о том, как человек принимает это как факт, о дуальности таких понятий, как разрушение и созидания. Эволюция персонажей и их отношений рассказана в таких подробностях и мелочах, с такой эмоциональной и физической отдачей, что смотреть непросто. Но и пропустить такую игру – преступление.

«Сцены из супружеской жизни»: Люблю, не могу

Невольное сравнение «Сцен» с недавним хитом – «Брачной историей» Ноа Баумбаха - не в пользу последних. Хотя бы потому, что дуэт Честейн и Айзека демонстрирует какую-то недосягаемую высоту актерского мастерства. Та самая пресловутая химия между партнерами здесь рождает реакцию невиданной силы, будто бы школа русского психологического театра нашла, наконец, подходящую для себя почву – более чувственную, раскрепощенную, тактильную. Они ищут способ прикоснуться, и в этих, порхающих по коже, движениях невыразимая словами нежность и близость. Каждый взгляд, каждая улыбка, слезы, крики, драка – язык жестов, понятный всем и каждому, подсознательный сюжет, говорящий о происходящем громче любых реплик. Актерская игра высшей пробы, и трудно даже вообразить сложность поставленной перед исполнителями задачи и необходимый уровень таланта, подготовки и готовности сыграть такой мощи и масштаба чувство.

Усиливает эффект режиссерская находка – каждая серия начинается как бы на бекстейдже. Камера выхватывает актеров за секунды до того, как прозвучит команда «мотор» и они из Джессики Честейн и Оскара Айзека превращаются в Миру и Джонатана. И эти секунды, то ли выдуманные, то ли реальные, ломающие четвертую стену под музыку русских братьев-композиторов Евгения и Саши Гальпериных, придают кинематографичность и театральность всему происходящему. Как ни странно, уместную, потому что, помимо всего, «Сцены из супружеской жизни» говорят об огромной любви и столько же гигантской нелюбви – уникальных, кажется, не совсем реальных чувствах, которые дано испытать на жизненном пути далеко не каждому. Так что стоит хотя бы посмотреть.

«Сцены из супружеской жизни» в «Амедиатеке» с 13 сентября.

«Сцены из супружеской жизни»

обсуждение >>

№ 5
Александр Каданер (Rehovot)   13.10.2021 - 09:33
Семейная жизнь подобна танго, которое ,как известно, нельзя танцевать одному. И тут нам показано, как одна из сторон этого дуэта честно признается, что её чувства к супругу остались в прошлом и обращены... читать далее>>
№ 4
Lusia Happy (Москва)   7.09.2021 - 22:59
Джессика Честейн как всегда прекрасна! читать далее>>
№ 3
Ксюша Галкина   6.09.2021 - 12:47
Джессика просто лучшая! читать далее>>
№ 2
Мария Карупть   6.09.2021 - 09:50
Такие хорошие актеры, стоит посмотреть читать далее>>
№ 1
Инна Галина   5.09.2021 - 21:03
Джессика Честейн великолепна! читать далее>>

Афиша кино >>

боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
комедия, мелодрама
США, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram