Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Обзор сериалов >>

15 июня на стриминговом сервисе Netflix вышел шестой сезон «Черного зеркала» – детища британского сатирика Чарли Брукера, смеющегося над человечеством, ставшим заложником своих смартфонов. Проект находился в заморозке несколько лет (всему виной тяжба с авторскими правами), и за время простоя претерпел заметные изменения формата: генеральная линия технофобии размылась, сделав истории «Черного зеркала» чем-то средним между «Сумеречной зоной» и другим эксклюзивом сервиса – мультижанровой анимационной солянкой «Любовь, смерть и роботы». Перерождение вызывает много вопросов: уж слишком очевидны вторичность историй и отход от прежней философии. Но такова реальность – в новое десятилетие антология входит не такой, какой мы привыкли (и хотим) ее видеть.

Черное зеркало

Девушка Джоан (Энни Мерфи) – «белый воротничок» из пригорода, не хватающий звезд с неба винтик корпоративной машины. Днем она увольняет людей, которые больше не нравятся совету директоров, а вечером терпит никудышную стряпню своего бойфренда и смотрит сериалы в онлайн-кинотеатре Streamberry. Нормальная жизнь, все как у людей – до тех пор, пока на стриминговом сервисе не появляется новый сериал «Joan Is Awful» («Джоан ужасна»). Главная героиня в исполнении Сальмы Хайек – ну точь-в-точь Джоан, и это не метафора в стиле тик-ток мемов «Literally me», она реально повторяет каждый шаг настоящей Джоан с точностью до движений и реплик. Так маленькие тайны среднего класса – жалобы психологу, сплетни и интрижки на стороне – становятся достоянием общественности, и Джоан бросается искать причины, по которым частная жизнь неожиданно стала основой для вечернего мыла. Расследование приводит ее в аналог «Шоу Трумана» с примесью рекурсии из «Начала» Кристофера Нолана, а тайна появления сериала оказывается не такой уж и шокирующей – еще в 2011 году аналогичный сетап о человеческой глупости использовали в одном из эпизодов «Южного парка». Прошло более десяти лет, а человечество так и не научилось читать пользовательские соглашения.

Новый сезон «Черного зеркала» встречают по первому эпизоду (той самой серии про ужасную Джоан) а провожают, как водится, по уму. Создатель антологии Чарли Брукер понимает, как работает зрительское восприятие и намеренно подсовывает в начале «классическую» для своего альманаха историю, поставленную режиссером «Великой» Алли Панкив – легкую сатиру над медиакорпорациями с парой знакомых тропов, одной выдающейся скабрезной шуткой и «неожиданным» поворотом в конце. Шутки про Netflix за деньги самого Netflix – возможно, не самая смелая затея для сериала, который когда-то предсказывал антиутопичный концлагерь «социального рейтинга» («Нырок») и скандальный «Свиногейт», главным героем которого стал настоящий британский премьер-министр («Национальный гимн»). Не слишком выдающийся сценарий, оригинальность средней руки, смелость на разрешенном спонсором уровне, но «Джоан ужасна» – по крайней мере, вещь форматная и живущая в каноне прошлых пяти сезонов шоу. Она призвана мягко привести зрителя к тому, что правила игры изменились. «Черное зеркало» больше не про технофобии и угрозу хай-тека. Теперь это сериал про все на свете, и Брукер может обходиться со своим активом как захочется, не оглядываясь на некогда им же сформированные каноны.

Читать "В интернете кто-то не прав": рецензия на третий сезон "Черного зеркала"
Дело тут не только в Брукере, внезапно возжелавшем иметь альманах имени себя (эдакий «Альфред Хичкок представляет» или «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо»), но и в десятилетии, в которое «Черное зеркало» вкатывается с запозданием. Прошлый сезон показали в 2019 году, после чего шоу застопорилось из-за проблем с авторскими правами. Оно пропустило такие важные вещи как самоизоляцию и массовую надомную работу, упустило возможность пошутить о растущем социальном разрыве и потому модном сюжете «богатые идиоты в беде» («Треугольник печали», «Меню», «Белый лотос»). В связи с долгим отпуском «Черное зеркало» как будто выпало из контекста и больше не претендует на звание главного предсказателя технологических бедствий. Да и предупреждать об опасностях пресловутых «черных зеркал» (смартфонов, мониторов, телевизоров) уже как-то поздновато – мы так долго смотрели в бездну, что она стала отвечать нам взаимностью. Кому нужны увещевания об опасности нейросетей, когда в момент выхода сезона Гильдия сценаристов США по-настоящему митингует против ChatGPT? Да никому. То, что вчера было фантастикой – сегодня реальность, да и не смешно.

Черное зеркало

Поэтому отныне «Черное зеркало» не про страшное будущее, а про вечный вопрос «как мы докатились до жизни такой?». Среднеметражка «Лох-Генри» за авторством ветерана сериалов Сэма Миллера (за плечами у него работа над «Лютером», «Сорвиголовой», антиутопией «Сквозь снег») отказывается от любых электронных игрушек в пользу аналоговой эстетики VHS-кассет. Киногики Дэвис и Пийя (Сэмюэл Бленкин и Миха’ла Херролд) отправляются в Шотландию снимать никому не нужный «зеленый» док о защите природы, но в итоге находят себе занятие поинтереснее: в деревне застенчивого тихони Дэвиса много лет назад орудовал маньяк, жестоко убивавший приезжих. Его жертвой (косвенно, но все же) стал и отец парня, из-за чего тот не горит желанием ворошить тему. Но убийца из Лох-Генри прямо-таки просится на экран, суля кинематографистам всемирную славу. И родной деревне фильм тоже поможет – ничто так не повышает туристическую привлекательность места, как старое-доброе убийство. Приходится снимать через «не хочу», а там и спонсор в лице вездесущего Streamberry подтянется.

Ковыряясь в старой кинопленке и записывая интервью с очевидцами Дэвис вскрывает настоящую историю маньяка, которая до того годами пряталась от мира, и этот разворот сценария (вполне в духе Брукера, любящего одалживать истории у коллег) напоминает кульминацию «Типа крутых легавых» – стоит отдать должное, расписанную с изрядной долей драматизма. «Лох-Генри» не про триллер или детектив, и даже не про шутки над молодыми кинематографистами, мечтающими прогуляться по красной ковровой дорожке к премии BAFTA, а про тот же Netflix – вернее, его устойчивые тренды. В топе документальных проектов сервиса никуда не скрыться от тру-крайма – реальных историй зверств и человеческих трагедий, которые подписчики с огромным удовольствием потребляют после работы. В этом акте повышенного интереса к настоящим страданиям, подкастам про маньяков и марафонам «Криминальной России» действительно есть что-то, что можно назвать общественно разрешенной аморальностью.

Черное зеркало

Фигура Netflix (Streamberry — его клон, этого не скрывают и даже гордятся) для шестого сезона становится очень важной, через «Черное зеркало» транслируются новости стриминговой платформы. Полноценный фильм «За морем», даром, что его действие разворачивается в альтернативных шестидесятых, наглядно демонстрирует, чем может закончиться шеринг паролей (который Netflix совсем недавно запретил). Два астронавта, молчаливый Клифф (Аарон Пол) и болтун Дэвид (Джош Хартнетт) уже несколько лет работают на борту космического корабля где-то в далеком космосе. На Земле у них остались семьи, но гуманное NASA об этом позаботилось и разработало андроидов, в которых путешественники могут переместить свое сознание. Возвращаясь таким образом на Землю, не телом, но хотя бы разумом, они ведут простую жизнь, отдыхают от работы и проводят время с близкими.

На дворе 1969-й – год, в котором члены секты Чарльза Мэнсона жестоко расправилась с Шэрон Тейт. Такая же страшная судьба уготована и семье Дэвида, на дом которого нападают кровожадные хиппи-луддиты, убивающие всю семью астронавта и сжигающие его аватар. Дэвид становится свидетелем этого зрелища, морально раздавлен и все чаще задумывается о самоубийстве в космосе. Клифф делает широкий дружеский жест, разрешая товарищу иногда брать его земное тело чтобы немного расслабиться. Это не может закончиться хорошо – вскоре сломленный Дэвид начинает считать, что у них с Клиффом не только земное воплощение общее, но и жена (Кейт Мара). Непредсказуемая космическая мелодрама, которую можно назвать лучшим аккордом сезона (спасибо режиссеру Джону Кроули), завершается безысходным молчанием. Что характерно, вновь свойственным не «Черному зеркалу», а скорее его идейному прародителю «Сумеречная зона», в частности великим эпизодам «Куда все подевались?» и трагикомичному «Теперь времени достаточно».

Черное зеркало

Но печальная правда в том, что «За морем» — всего лишь ловушка Брукера, которую он поставил на поклонников сериала перед коронным ударом. Оставшиеся два эпизода «Черного зеркала» – это уже чистая провокация. «Мэйзи Дей» – история о папарацци Бо (Зази Битц), которая отправляется на «последнее дело» по душу актрисы, оказавшейся самым настоящим оборотнем. Литры бутафорской крови, отсутствие интриги и вечная формула подростковых слэшеров – мы все еще смотрим «Черное зеркало»? Нет, зеркало разбито, о чем торжественно сообщается отсутствием фирменной заставки сериала в фильме «Демон 79». Он, как можно уже было догадаться, тоже не про электронный ад, а про пороки человечества, готовящегося развязать ядерную войну. Последней надеждой мира на спасение оказывается серая мышь Ниде (Анджана Васан), получившая от демона из подтанцовки Boney M (Паапа Эссьеду) список людей, которых нужно устранить. Три человека умрут — и мир спасен. Но только стоит ли счастье мира трех убийств и слезинки Ниде? А может и вообще не надо этот мир спасать? Эти вопросы Брукер, никогда не отличавшийся великим человеколюбием, задает себе на протяжение всего сезона.

На справедливое недоумение, которое фанаты «Черного зеркала» прямо сейчас транслируют в Сеть – «Что это было?» – есть один простой ответ: шоуранер уже никому не верит и ничего хорошего не ждет. Десятые прошли под знаменем галопирующего развития технологий, растущих экранов iPhone и искусственного интеллекта, и это несомненно была эпоха «Черного зеркала». Двадцатые – напротив, ознаменованы мизантропией и мистикой категории Б, давно предсказанным «Новым Средневековьем». Если что-то человечество и погубит, то это будут не технологии – и нечего на зеркало пенять. В новом предсказании Чарли Брукера уже нет места прежней интонации: ждет нас никакой не киберпанк, а максимум бюджетный хоррор. Откровение под стать всему сезону — несколько запоздалое. Образ будущего все и так давно считали из новостей.

«Чёрное зеркало». 6 сезон. Трейлер на английском языке

обсуждение >>

№ 6
Киноман1985   26.06.2023 - 16:29
... во во, главное качество, серий мало, видимо идеи в голову не лезли или бюджет подсократили, а чтобы не снимать ерунду решили убавить пару серий. читать далее>>
№ 5
babydylnova   25.06.2023 - 22:42
Странно, что так долго снимали и так мало серий вышло. Надеюсь они стоят долгого ожидания. Но я слышала, что многие под впечатлением после просмотра. читать далее>>
№ 4
Виталий Пекарев   25.06.2023 - 20:05
Ничего себе! Уже вышел новый сезон? Это очень здорово, я давно уже ждал. Жалко, что только серий крайне мало. Главное, чтобы были качественными читать далее>>
№ 3
Дмитрий А. Мишин   25.06.2023 - 18:15
очень маленький сезон, всего пару серий. оно и к лучшему, не успевает надоесть. так может быть и 10 сезонов или того больше. читать далее>>
№ 2
Pumpkin   25.06.2023 - 10:10
вообще конечно сериал прям сначала во многом предсказал какие-то вещи, но все равно если мы отходим от технологий, то блин - да, мы в ловушке жизни читать далее>>

Афиша кино >>

драма, мелодрама
ФРГ, Франция, Великобритания, 1984
триллер, фильм ужасов
США, 2016
боевик, драма, приключения, экранизация
Франция, 2024
боевик, научная фантастика, триллер, фильм ужасов, фильм-катастрофа
Южная Корея, 2023
драма, фильм ужасов
Великобритания, США, Франция, 2024
детектив, фильм ужасов
Южная Корея, 2020
комедия, приключения, фэнтези
Германия, 2024
драма, научная фантастика, приключения
Франция, 2024
драма
Бельгия, Люксембург, Нидерланды, 2023
драма, комедия
Франция, 2024
драма
Россия, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram