Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Спутник телезрителя >>

Мэтт Дэймон выживает на красной планете благодаря мозгам, а не мускулам

«Марсианин»: Картофельная одиссея

Миссия «Арес-3» прибыла на Марс, чтобы исследовать красную планету в течение месяца, но нешуточная буря заставляет команду во главе с Льюис (Джессика Чэстейн) ретироваться уже на шестой день, оставив ботаника Марка Уотни (Мэтт Дэймон), предположительно погибшего от проникающей раны антенной передатчика. Уотни же, благодаря везению и высокотехнологичному скафандру, все-таки не умирает сразу, но обречен на мучительную смерть с видом на безжизненную и скучную марсианскую пустыню - от голода и одиночества. Найдя внушительные припасы, рассчитанные на двухмесячное пребывание шестерых ученых, он решает построить город-сад со скромным картофельным полем и дотянуть до прибытия следующей миссии (через три года). В NASA астронавта уже похоронили, его напарники, преисполненные грусти, движутся к Земле - и тут Марк умудряется наладить сигнал с Хьюстоном. Все, конечно, страшно удивляются и хватаются за голову: для имиджа космических программ второй раз Уотни лучше не умирать.

«Марсианин»: Картофельная одиссея

Экранизацией одноименного кирпича Энди Вейра сначала должен был заниматься Дрю Годдар, постановщик остроумной «Хижины в лесу», и это была бы бойня не на жизнь, а на смерть: многословная и очень подробная проза про забытого астронавта против чувства юмора, которому вряд ли удалось бы победить. «Марсианин» - это история планетарного масштаба, про лучшие умы Земли и лучшего ботаника Марса (потому что - единственного), не анекдот про маленького человека, которого, как персонажа Маколея Калкина в «Один дома», забыли на чужой планете, а подробный бортовой дневник Робинзона Крузо 2.0, оказавшегося в местности, где ни с попугаем не поговоришь, ни козу к палке не привяжешь. В итоге Годдар остался на позиции сценариста, а в режиссерское кресло водрузился Ридли Скотт, который с перерывами снимает про космос уже почти четыре десятилетия.

В системе координат Скотта это закономерный и даже предсказуемый фильм, уже не занимающийся выяснением отношений человека с божественным, как «Прометей» или «Исход», уже не техно-нуар про разум и самоидентификацию, как «Бегущий по лезвию», и даже не многомерная конструкция про человечка и фатум, как «Советник». После «Марсианина» становится очевидно, что Скотт всегда снимал про то, что у человека только два союзника - поиск и борьба. Оба - в определенной степени бессмысленные и обреченные, но если не пускать их в ход, то зачем тогда вот это все.

«Марсианин»: Картофельная одиссея

«Марсианин» растягивается на два с половиной часа, как инопланетная пустыня, - насколько хватает глаз. Это история выживания, в которой планы, расчеты и разговоры занимают гораздо больше места, чем реальное действие. Ватага известных артистов морщит лбы в поисках ответа на краеугольный вопрос цивилизации: нужно ли рисковать несколькими ради одного (эдакая многомиллионная проблема вагонетки) и как вообще спасти человека с другой планеты. А Уотни, этот один, продолжает выживать, проявляя невероятное для одиночки здравомыслие, привлекая в качестве единственного собеседника - видео-дневник, своего Пятницу, которым и является зритель. Человеку в зале не приходится смотреть «мыльные оперы» 70-х или слушать диско, на которое у ботаника идиосинкразия, - ему в качестве саундтрека ставят Starman Дэвида Боуи, потому что Space oddity было бы совсем уж общим местом, как перекличка с «Космической одиссеей» Кубрика, которой не смог избежать Нолан в «Интерстелларе». Человек в зале наблюдает, как сравнительно стерильно и без особой спешки ученый на Марсе осуществляет один из главных кино-аттракционов: человек выживает в условиях, где выжить почти невозможно.

Когда-то на этом материале Ридли Скотт, вероятно, сделал бы «Гравитацию», а не ироничную, с проскакивающими шутками, рекламу NASA и китайской космической программы. Но ему уже не очень интересно. В конце концов, тысячелетиями человеческой цивилизации было достаточно двух аттракционов - поиска истины и борьбы за выживание. И они по-прежнему в разных пропорциях могут интриговать зрителя два часа.


обсуждение >>

№ 6
Ильнур Султанов   13.10.2019 - 11:21
... После книги, Вы не захотите смотреть фильм читать далее>>
№ 5
Василиса Кретова   12.10.2019 - 23:10
... Спасибо! Тогда начну с книги ибо фильм не смотрела ещё читать далее>>
№ 4
Ильнур Султанов   12.10.2019 - 19:25
А книга интереснее! читать далее>>
№ 3
Алексей Алемаев   12.10.2019 - 15:36
смотрел с огромным удовольствием читать далее>>
№ 2
Алиса Смирнова   12.10.2019 - 15:12
Мне очень этот фильм понравился читать далее>>

Афиша кино >>

биография, драма, спортивный фильм
Россия, 2020
фильм ужасов
Испания, 2020
триллер, фильм ужасов
Австралия, 2020
комедия
Великобритания, Италия, 2020
комедия
Аргентина, 2018
комедия, криминальный фильм, приключения, экранизация
Аргентина, Испания, 2019
драма, триллер
Великобритания, Канада, США, 2019
драма, мелодрама, мистика, фэнтези
Германия, Франция, 2020
комедия, приключения, семейное кино
Россия, 2020
мелодрама
Россия, 2020
комедия, мелодрама, трагикомедия
Италия, Франция, 1953
боевик, приключения, триллер
Великобритания, ЮАР, 2020
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен