Миролюбивый сай-фай Фёдора Бондарчука про пришельцев в Чертанове
По-над Москвою пролетает неопознанный летающий объект, который оперативно сбивают ВВС РФ. Объект падает в Чертанове, круша дома и детские площадки (не обходится без жертв). Власти подгоняют войска, ограждают зону бедствия стеной и пытаются наладить контакт с пришельцами, которые не слишком похожи на гуманоидов (скорее, на помесь робота с очень большой собакой). Один из них невербально объясняет полковнику Лебедеву (
Олег Меньшиков), который в чрезвычайной ситуации руководит военными силами столицы, что инопланетяне готовы убраться как можно скорее - дайте только корабль починить. Опытный вояка советует экстренному комитету поверить гостям из космоса, но тут вмешиваются местные жители, которые про действия ВВС не в курсе и всё громче гневаются, что поприлетевшие якобы ведут себя как хозяева у них на районе.
Смотреть онлайн
«Притяжение» Фёдора Бондарчука
В результате не слишком комфортного приземления НЛО в Чертанове гибнет подруга Юли (
Ирина Старшенбаум) - дочери полковника Лебедева, у которой не одобряемый отцом роман с борзоватым Артемом (
Александр Петров). Последний предсказуемо встанет во главе волны народного гнева, который будет вновь спровоцирован поступком не пришельцев, а людей. Юля же к Дню Д уже не сможет алкать мести, узнав обстоятельства крушения и гостя получше.
Из двух очевидных путей развития сюжета про пришельцев в Чертанове
Федор Бондарчук выбирает миролюбивый - под лозунгами «они прилетели, чтобы мы что-то узнали о себе» и «мы сражаемся, потому что боимся». В «Притяжении» переплетаются два любимых повода для сетевых баталий - борьба с внутренним врагом и отпор внешнему. За второе не слишком старательно отдувается собрание городских властей во главе с мэром города (
Сергей Гармаш, похожий на Сергея Собянина). За первое - Артем и его друзья (артисты Гоголь-центра
Никита Кукушкин, признанный иноагентом минюстом РФ, и
Евгений Сангаджиев, а также примкнувший к ним белобрысый
Алексей Маслодудов из Театра.doc), которые большую часть времени тусуются в гараже, где дружески борются, прокачивают родную тачку-развалюху и снимают на телефон ролики ради лайков и репостов. Продемонстрировать удаль молодецкую им тоже предоставится возможность - разбираться, кто прав, кто виноват не в их привычках.
К тому моменту, когда самые агрессивные жители Чертанова пойдут на штурм
Зимнего космического корабля, их риторика уже будет окончательно скомпрометирована, а в остальных поселятся сомнения в эффективности метода «око за око». Схожий заряд веры в человечество был у недавнего
«Прибытия» Дени Вильнева, но это сходство, скорее, из разряда случайных (съемки фильма, судя по постерам «
Зверополиса» на здании чертановского кинотеатра, проходили еще весной). Зато десяток других заимствований в «Притяжении» найти несложно. Дизайн пришельцев напоминает то ли роботизированного мимика из «
Грани будущего», то ли высокотехнологичного
Пса из игры Half-Life 2, экспозиция - начало
«Района №9» Нила Бломкампа, а поверхностный социальный подтекст - его менее удачные последующие фильмы, наконец, путешествие пришельца по столице России пробуждает в памяти сцены из
«Кин-Дза-Дзы» Георгия Данелии.
Последняя аналогия для картины, пожалуй, наиболее важна: 380-миллионное «Притяжение» стремится работать не столько в качестве сверхсовременного аттракциона про пришельцев (хотя с этим тут все в порядке), сколько на территории драмы про взаимоотношения между людьми. Отсюда и любовный треугольник, и конфликт Юли с отцом-полковником, и сильные эмоции, которые традиционно двигают сюжет в любом фильме. Именно поэтому, при всей схематичности «Притяжение» оказывается сегодня наиболее удачным отечественным блокбастером, особенно на фоне пластиковых «
Экипажа» и «
Викинга», чьи бюджеты в два и четыре раза больше соответственно. По сравнению с ними лента Бондарчука выглядит банально цельнее и осмысленнее - от шуток до кастинга (хороши и Меньшиков, и
Риналь Мухаметов, и эпизодическая
Людмила Максакова, и Старшенбаум), от грубоватых сюжетных поворотов до высококлассной операторской работы
Михаила Хасая, единственным игровым проектом которого до сего момента числился только «
Холодный фронт». Много на что похожее, не обошедшееся без сцен самолюбования, логических дыр, концерта Макса Коржа и сомнительных острот, «Притяжение» работает - не идеально, но эффектно. Для отечественного блокбастера это не столь частое свойство.
Новая лента Бондарчука обречена приземлиться на изобилие штыков интернет-комментаторов: за нелестный взгляд на былинно-гопнические проявления русской души «Притяжению», разумеется, тоже достанется. Раньше режиссер снимал амбивалентное кино, которое ругали и за недостаток патриотизма, и за его избыток, теперь он выступил с прямой примирительной речью о том, что человек зачастую сам кузнец своего несчастья, привыкший не слишком тщательно подходить к поиску крайнего. Вероятно, найдется и зритель, уверенный, что единственное уместное развитие сюжета, - гнать пришельцев битами из Чертанова до самой границы (а лучше до Альфа Центавра, или откуда они там прилетели). Не случайно в космическом путеводителе Земля указана как планета, с которой не стоит вступать в контакт по причине чрезмерной агрессивности. Впрочем, «Притяжение» о том, что люди порой сами в это слишком верят.
"Притяжение"
«Притяжение» притягивает деньги
«Приехали»: Яндекс. Навигатор заговорил голосом Бондарчука
обсуждение >>